«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку по теме "Упражнение в разборе слов по составу",3 класс

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

На уроке используется индивидуальная, парная, групповая работа.

Работа в группе и в паре позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля.

Урок предполагает применение современных образовательных технологий работы с учащимися: максимальное включение в учебную деятельность

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тип урока по ФГОС: урок актуализации знаний и умений

ТЕМА УРОКА: Упражнение в разборе слов по составу. № 3

Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.

Задачи урока:

  1. Уточнить понятие «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа»; создать условия для формирования умения разбирать слово по составу с опорой на алгоритм.

  2. Развивать память, внимание, мышление, связную речь, орфографическую зоркость; развивать умение ставить учебные задачи.

  3. Воспитывать потребность оценивать свою деятельность; воспитывать доброе отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, ноутбук, часы -песочные, опорный конспект «Морфемика- словообразование», карточки с алгоритмом действий при разборе слова по составу,

тесты, карточки с индивидуальными заданиями.


I.Организационный этап.(коммуник.тренинг)

1.Знакомство с детьми. (игра «Знакомство»)

Здравствуйте. Меня зовут …..

Вы старательные?

Вы внимательные? Докажите.

-Здравствуйте, мальчики!

-Здравствуйте, девочки!

Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Д:…….

«Кто доброе сеет - добро его плод.

Кто злое посеет- злодейство пожнёт»

-Где в жизни вы встречались с подобным? ( примеры из худ.произв.мультиков)!!!!

Она будет девизом нашего урока

Девиз: (дидактический тренинг)

Что доброе мы можем сделать, совершить на нашем уроке?

(……………………………………..)

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(Введение в тему урока)

1) 1 слайд

-Что человек использует для общения? ( речь)

-Какие вы знаете единицы речи? ( слово, предложение, текст)

-Назовите наименьшую единицу речи. (слово), «спрячьте» его в кулачок


Слайд-1.( рисунок состава поезда, состав воздуха11=8+3 11=7+4 11=6+5,


-Какое слово спряталось среди этих записей и рисунка? ( состав)

-Существует состав комиссии, ингредиентов в меню, состав кремов, различных сплавов,

металлов и т.д .

-А мы на уроке будем рассматривать «состав» …. (разожмите кулачок) «слова»

-Соедините воедино, что получилось? (Состав слова)

-Как иначе сказать? ( части слова)

-Назовите составные части слова ( приставка, корень, суффикс, окончание)


-Что такое приставка? (корень, суффикс, основа слова, окончание)

-Кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия?

(открыть тему урока «Упражнение в разборе слов по составу»)


2.Составим план работы, задачи урока.

-К какой части речи относятся данные слова?

(Глагол.)

- Что обозначают гл?

(Действие…..)

-Следовательно, мы сегодня будем действовать, выполнять работу. А какую?

Обратить внимание на тему урока


1 .ВСПОМНИТЬ……что?…..(части слова) 1.схема

2 .НАУЧИТЬСЯ……Чему?…..(выполнять разбор слова по составу)

-Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? Значит 3 наша задача: 3 5 4 1

3

11

.ОТРАБОТАТЬ……что?….(алгоритм) схемы пронумерованы

III. Актуализация знаний

(включение в предметную деятельность с целью подготовки к контрольному уроку)


1)Проблемный вопрос:

-Для чего надо чётко различать морфемы или части слова?!!!!

(чтобы уметь слово по составу разбирать, чтобы знать позицию орфограммы-буквы в слове)

Например: д..б..жáл ( 1.чтобы проверить букву безуд.гл. в приставке надо вспомнить как пишется эта приставка. Я знаю 4 приставки на «а»: за, на, над, пра.)

Вывод: приставку до, пиши с «о». или подбираем слово с ударной гласной в данной приставке дóсыта

Гласную в корне проверяем ударением (бėг); заболел – боль (зáговор)


4)Вывод: Разбор слов по составу позволяет не только понять из чего и как построено слово, но и помогает правильно написать его, точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда проникнуть в его историю ( ????? )

IV. Практическое применение знаний и умений в новой ситуации

1.Знакомство с новым понятием-термином (3 ученика)

-В русском языке есть раздел ( МОРФЕМИКА), который посвящён изучению состава слова, (модели слова)

-Как называется этот раздел нам помогут узнать три Дмитрия

-тест «Морфемика» выполняют Дм.Костыря, Дм.Улевский

«Морфемы» - Дм.Шкарупа


2.Развитие орфографической зоркости

Работа с пословицей по карточке ( 1 ученик- Колесникова Варвара)

«Кто доброе сеет - добро его плод.

Кто злое посеет- злодейство пожнёт»

Задание:

Разобрать по составу пары однокоренных слов, указать изученные

орфограммы.

3.Активизация словарного запаса

-Как вы думаете, что это?

а

добр

от



(Это части слова.)

-Составьте, пожалуйста, слово и разберите его по составу


а

добр

от



-Подберите однокоренные слова к слову доброта

1

добро

.добряк

2 .добрый

3.добренький

4 .добродушие

5.предобрый

6.Добрыня

(на доске появляются напечатанные слова)


лово Доброта обозначает положительное качество человека и имеет корень Добр. С проявлениями доброты мы сталкиваемся в нашей жизни ежедневно, на а однокоренными словами к нему будут:

короткое слово Добр, которым отличается бобр; обозначающее богатство Добро; поправляться значить Добреть, Раздобреть, Раздобревший; вызвавшийся Добровольно на опасное и трудное дело Доброволец; слова описывающие черты характера, нрав человека Добродушие, Доброжелательность, Добродетель, Добронравие, Добропорядочность, Добросовестность, Добрососедство и их варианты с противоположным значением - Недобросовестность и тд; Добрый человек всегда Добряк; слова Удобрение, Одобрение, Доброхот.









Вывод:


7.доброжелательность

8.добрососедство

9.добросовестность

10.добродушный



-Что вы учились делать ? (подбирать однокоренные слова к слову доброта)

Очень надеюсь, что каждому из вас присуще это прекрасное состояние души.


У нас получилось солнышко, а лучики у него особенные. Это какие слова (добрые)

-Какую поговорку вспомнили? ( «При солнышке тепло, при матери добро»)


4.Проверить тесты у 3-х учащихся

Как называется раздел языка, изучающий состав слова?

Как теперь иначе можно назвать части слова?


5.Разбор слов по составу (1группа «сильные дети», 2 группа работает с учителем)



Добро, добряк, добренький, предобренький, добродушие, ()


-Посмотрите на модели слов, что заметили? ( состав слов увеличился)

-При помощи какой морфемы образовано каждое новое слово?

(при помощи суффикса, приставки и суффикса, двух основ, двух основ и суффикса.)

-Как вы определяете, что слова являются однокоренными?__________________________

А как вы понимаете такое слово как добрососедство?



6. Инсценирование сказки «Добрые соседи»


V. Обобщение и систематизация знаний.


1.Работа с текстом ( разноуровневая)

-Прочитайте текст. ( какой это жанр произведения)

-Какие чувства вызвало это произведение?

-Дайте оценку поступкам персонажей сказки.

- Только ли о животных думал автор, когда писал эту сказку?


Мышкино добро.

Лев спал. Мышь побежала у него по телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её:

- Если ты меня отпустишь, я тебе добро сделаю.

- Маленькая мышка, какое ты можешь мне, льву, добро сделать? – засмеялся лев, но пожалел и отпустил её.

Вскоре охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Рвался лев, но освободиться не мог.

Мышка услышала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

- Помнишь, ты смеялся над моими словами?

- Теперь убедился: бывает и от маленькой мышки добро.


Задание:

1.Выделенные слова разобрать по составу.

2.Какое слово соответствует данной схеме?


0



VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1.Проверка работ по тексту.

2.Тест – контроль презентация

3. ОБОБЩЕНИЕ «Разминка для ума»


Отвечайте хором, быстро.

1. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…..(окончанием)

2. Общая часть родственных слов называется…..(корень)

3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется….(суффикс)

4. Часть слова без окончания называется……(основа)

5. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется….(приставка)

*****



VII. Рефлексия

1.Новым дл меня на уроке было……

2.На этом уроке я научился ……

3.Понял, что «добро» -это…….



ПРИЛОЖЕНИЕ-1

(МОРФЕМИКА) 2 шт

1тест

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

М) корень;

О) окончание.


2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

О) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.


3. Окончание служит для образования новых слов

Р) нет;

Е) да.


4. Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да;

Ф) нет.


5. Корень – это:

Е) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.


6. Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

М) окончания.


7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.


8.Что входит в основу слова?

К) приставка, корень, суффикс

Ю) корень, окончание, приставка


9. В какой строке однокоренные слова?

И) голубь, голубизна, голубка

А) водица, водяной, подводный


(запишите слово, которое получилось)


____________________________________________


2. ТЕСТ -

«Проверь себя» Морфемы

1-вариант

1. Определите верное утверждение . Корень -это......

М) общая часть родственных слов

В) изменяемая часть слова

С) часть без окончания

2. Сколько значимых частей в слове?

А) 2 В) 5 О) 3

3. Как называется частей слова в русском языке ?

А) окончание

В) основа

С) корень

4. Найдите однокоренное слово к слову «мечта»

К) мечты В) мечтой Ф) мечтатель

5. Укажите суффикс в слове «местечко»

Е) ечк В) к С) ко

6. Определите форму слова «гора»

А) горка М) горой С) горный

7.Укажи лишнее слово

Р) лес Б) лесник А) леска


2-вариант (Умница)

1. Корень стоит

У) после приставки

В) перед приставкой

С) после окончания

2. В основу входит

А) корень, суффикс, окончание

М) приставка, корень, суффикс

С) корень, суффикс

3. Определите однокоренное слово к слову «книга»

А) книги Н) книжный С) книгой

4. Определите форму слова «книга»

И) книги В) книжный С) книголюб

5. Укажите приставку в слове «постройка»

А) -к- Ц) -по- С) -пос-

6. Каким способом образовано данное слово «морозный»

А) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

С) приставочный

ПРИЛОЖЕНИЕ -2 (Памятки)

морфемика

словообразование






МОДЕЛЬ СЛОВА СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ

Морфемы


ОСНОВА СЛОВА




ОСНОВА СЛОВА













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее