План-конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тип урока по ФГОС: урок актуализации знаний и умений
ТЕМА УРОКА: Упражнение в разборе слов по составу. № 3
Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.
Задачи урока:
Уточнить понятие «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа»; создать условия для формирования умения разбирать слово по составу с опорой на алгоритм.
Развивать память, внимание, мышление, связную речь, орфографическую зоркость; развивать умение ставить учебные задачи.
Воспитывать потребность оценивать свою деятельность; воспитывать доброе отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, ноутбук, часы -песочные, опорный конспект «Морфемика- словообразование», карточки с алгоритмом действий при разборе слова по составу,
тесты, карточки с индивидуальными заданиями.
I.Организационный этап.(коммуник.тренинг)
1.Знакомство с детьми. (игра «Знакомство»)
Здравствуйте. Меня зовут …..
Вы старательные?
Вы внимательные? Докажите.
-Здравствуйте, мальчики!
-Здравствуйте, девочки!
Прочитайте пословицу, объясните её смысл.
Д:…….
«Кто доброе сеет - добро его плод.
Кто злое посеет- злодейство пожнёт»
-Где в жизни вы встречались с подобным? ( примеры из худ.произв.мультиков)!!!!
Она будет девизом нашего урока
Девиз: (дидактический тренинг)
Что доброе мы можем сделать, совершить на нашем уроке?
(……………………………………..)
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(Введение в тему урока)
1) 1 слайд
-Что человек использует для общения? ( речь)
-Какие вы знаете единицы речи? ( слово, предложение, текст)
-Назовите наименьшую единицу речи. (слово), «спрячьте» его в кулачок
Слайд-1.( рисунок состава поезда, состав воздуха11=8+3 11=7+4 11=6+5,
-Какое слово спряталось среди этих записей и рисунка? ( состав)
-Существует состав комиссии, ингредиентов в меню, состав кремов, различных сплавов,
металлов и т.д .
-А мы на уроке будем рассматривать «состав» …. (разожмите кулачок) «слова»
-Соедините воедино, что получилось? (Состав слова)
-Как иначе сказать? ( части слова)
-Назовите составные части слова ( приставка, корень, суффикс, окончание)
-Что такое приставка? (корень, суффикс, основа слова, окончание)
-Кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия?
(открыть тему урока «Упражнение в разборе слов по составу»)
2.Составим план работы, задачи урока.
-К какой части речи относятся данные слова?
(Глагол.)
- Что обозначают гл?
(Действие…..)
-Следовательно, мы сегодня будем действовать, выполнять работу. А какую?
Обратить внимание на тему урока
1 .ВСПОМНИТЬ……что?…..(части слова) 1.схема
2 .НАУЧИТЬСЯ……Чему?…..(выполнять разбор слова по составу)
-Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? Значит 3 наша задача: 3 5 4 1
3 11
III. Актуализация знаний
(включение в предметную деятельность с целью подготовки к контрольному уроку)
1)Проблемный вопрос:
-Для чего надо чётко различать морфемы или части слова?!!!!
(чтобы уметь слово по составу разбирать, чтобы знать позицию орфограммы-буквы в слове)
Например: д..б..жáл ( 1.чтобы проверить букву безуд.гл. в приставке надо вспомнить как пишется эта приставка. Я знаю 4 приставки на «а»: за, на, над, пра.)
Вывод: приставку до, пиши с «о». или подбираем слово с ударной гласной в данной приставке дóсыта
Гласную в корне проверяем ударением (бėг); заболел – боль (зáговор)
4)Вывод: Разбор слов по составу позволяет не только понять из чего и как построено слово, но и помогает правильно написать его, точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда проникнуть в его историю ( ????? )
IV. Практическое применение знаний и умений в новой ситуации
1.Знакомство с новым понятием-термином (3 ученика)
-В русском языке есть раздел ( МОРФЕМИКА), который посвящён изучению состава слова, (модели слова)
-Как называется этот раздел нам помогут узнать три Дмитрия
-тест «Морфемика» выполняют Дм.Костыря, Дм.Улевский
«Морфемы» - Дм.Шкарупа
2.Развитие орфографической зоркости
Работа с пословицей по карточке ( 1 ученик- Колесникова Варвара)
«Кто доброе сеет - добро его плод.
Кто злое посеет- злодейство пожнёт»
Задание:
Разобрать по составу пары однокоренных слов, указать изученные
орфограммы.
3.Активизация словарного запаса
-Как вы думаете, что это?
а добр от
(Это части слова.)
-Составьте, пожалуйста, слово и разберите его по составу
а добр от
-Подберите однокоренные слова к слову доброта
1 добро
2 .добрый
3.добренький
4 .добродушие
5.предобрый
6.Добрыня
(на доске появляются напечатанные слова)
лово Доброта обозначает положительное качество человека и имеет корень Добр. С проявлениями доброты мы сталкиваемся в нашей жизни ежедневно, на а однокоренными словами к нему будут:
короткое слово Добр, которым отличается бобр; обозначающее богатство Добро; поправляться значить Добреть, Раздобреть, Раздобревший; вызвавшийся Добровольно на опасное и трудное дело Доброволец; слова описывающие черты характера, нрав человека Добродушие, Доброжелательность, Добродетель, Добронравие, Добропорядочность, Добросовестность, Добрососедство и их варианты с противоположным значением - Недобросовестность и тд; Добрый человек всегда Добряк; слова Удобрение, Одобрение, Доброхот.
Вывод:
7.доброжелательность
8.добрососедство
9.добросовестность
10.добродушный
-Что вы учились делать ? (подбирать однокоренные слова к слову доброта)
Очень надеюсь, что каждому из вас присуще это прекрасное состояние души.
У нас получилось солнышко, а лучики у него особенные. Это какие слова (добрые)
-Какую поговорку вспомнили? ( «При солнышке тепло, при матери добро»)
4.Проверить тесты у 3-х учащихся
Как называется раздел языка, изучающий состав слова?
Как теперь иначе можно назвать части слова?
5.Разбор слов по составу (1группа «сильные дети», 2 группа работает с учителем)
Добро, добряк, добренький, предобренький, добродушие, ()
-Посмотрите на модели слов, что заметили? ( состав слов увеличился)
-При помощи какой морфемы образовано каждое новое слово?
(при помощи суффикса, приставки и суффикса, двух основ, двух основ и суффикса.)
-Как вы определяете, что слова являются однокоренными?__________________________
А как вы понимаете такое слово как добрососедство?
6. Инсценирование сказки «Добрые соседи»
V. Обобщение и систематизация знаний.
1.Работа с текстом ( разноуровневая)
-Прочитайте текст. ( какой это жанр произведения)
-Какие чувства вызвало это произведение?
-Дайте оценку поступкам персонажей сказки.
- Только ли о животных думал автор, когда писал эту сказку?
Мышкино добро.
Лев спал. Мышь побежала у него по телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её:
- Если ты меня отпустишь, я тебе добро сделаю.
- Маленькая мышка, какое ты можешь мне, льву, добро сделать? – засмеялся лев, но пожалел и отпустил её.
Вскоре охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Рвался лев, но освободиться не мог.
Мышка услышала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
- Помнишь, ты смеялся над моими словами?
- Теперь убедился: бывает и от маленькой мышки добро.
Задание:
1.Выделенные слова разобрать по составу.
2.Какое слово соответствует данной схеме?
0
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
1.Проверка работ по тексту.
2.Тест – контроль презентация
3. ОБОБЩЕНИЕ «Разминка для ума»
Отвечайте хором, быстро.
1. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…..(окончанием)
2. Общая часть родственных слов называется…..(корень)
3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется….(суффикс)
4. Часть слова без окончания называется……(основа)
5. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется….(приставка)
*****
VII. Рефлексия
1.Новым дл меня на уроке было……
2.На этом уроке я научился ……
3.Понял, что «добро» -это…….
ПРИЛОЖЕНИЕ-1
(МОРФЕМИКА) 2 шт
1тест
1. Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
М) корень;
О) окончание.
2. Родственные слова это:
У) слова, которые сходны по смыслу;
О) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов
Р) нет;
Е) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
М) да;
Ф) нет.
5. Корень – это:
Е) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6. Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки;
М) окончания.
7. Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.
8.Что входит в основу слова?
К) приставка, корень, суффикс
Ю) корень, окончание, приставка
9. В какой строке однокоренные слова?
И) голубь, голубизна, голубка
А) водица, водяной, подводный
(запишите слово, которое получилось)
____________________________________________
2. ТЕСТ -
«Проверь себя» Морфемы
1-вариант
1. Определите верное утверждение . Корень -это......
М) общая часть родственных слов
В) изменяемая часть слова
С) часть без окончания
2. Сколько значимых частей в слове?
А) 2 В) 5 О) 3
3. Как называется частей слова в русском языке ?
А) окончание
В) основа
С) корень
4. Найдите однокоренное слово к слову «мечта»
К) мечты В) мечтой Ф) мечтатель
5. Укажите суффикс в слове «местечко»
Е) ечк В) к С) ко
6. Определите форму слова «гора»
А) горка М) горой С) горный
7.Укажи лишнее слово
Р) лес Б) лесник А) леска
2-вариант (Умница)
1. Корень стоит
У) после приставки
В) перед приставкой
С) после окончания
2. В основу входит
А) корень, суффикс, окончание
М) приставка, корень, суффикс
С) корень, суффикс
3. Определите однокоренное слово к слову «книга»
А) книги Н) книжный С) книгой
4. Определите форму слова «книга»
И) книги В) книжный С) книголюб
5. Укажите приставку в слове «постройка»
А) -к- Ц) -по- С) -пос-
6. Каким способом образовано данное слово «морозный»
А) суффиксальный
В) приставочно-суффиксальный
С) приставочный
ПРИЛОЖЕНИЕ -2 (Памятки)
морфемика словообразование
МОДЕЛЬ СЛОВА СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ
Морфемы
ОСНОВА СЛОВА
ОСНОВА СЛОВА