Тема: «Родительный падеж имен существительных».
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
Предметные: - познакомятся с особенностями родительного падежа; научатся определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.
Личностные: - прививать интерес к языку, к данной части речи; научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;
Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация.
| Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный: монолог
| ≈ 1 мин | - Здравствуйте! Сейчас повернитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. - Я вам желаю хорошего дня, сегодня все получите только хорошие оценки, хорошо работайте на уроках. Присаживайтесь. | Приветствовать учителя | К: настрой на урок, знакомство с учителем |
2. | Мотивационный Пр.: упражнение Сл.: учебная беседа
Актуализация знаний | ≈ 5-6 мин | - Я приготовила для вас грамматические загадки. Слушайте внимательно: а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это – ________. б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________ в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это – _________ падеж. г) Предлоги этого падежа ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ. - Хорошо, расскажите все, что вы знаете о падежах. - Запишите предложения: Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега. - Назовите выделенные орфограммы. Выделите грамматическую основу. Определите падеж ИС. (Ответ: Иней- и.п.; деревья – в.п.; на елке – п.п.; на осинке –п.п.; шапки – и.п.; снега - р.п.) - ИС в И.п. каким членом в предложении являются? |
Отгадывать загадки
Записывать предложения
Называть орфограммы Определять падеж ИС
Называть особенность И.п.
|
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.
П: обобщают. |
3. | Постановка учебной задачи и ее решение
Сл.: учебный диалог
Пр.: работа с книгой, запись в упражнения в тетрадь
Сл.: рассказ
Пр.: запись упражнения в тетрадь
| ≈ 10-14 мин | - Откройте учебник на с. 43. Прочитайте тему урока. - Какие задачи перед собой поставим? Найдите в учебнике упр.77, с.43. - Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных. Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки. - Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос - чего? а к каким – кого? - Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные. - В каком словосочетании к ИС можно задать вопрос откуда? - Запишите словосочетания без вопросов в тетрадь. Подчеркните предлоги. Выделите окончания ИС в Р.п. - Прочитайте сведения о родительном падеже на с.44. - Назовите вопросы родительного падежа. - С какими предлогами употребляются ИС в Р.п.? Прочитайте предложение Осина и без ветра шумит. Чтобы правильно определить падеж ИС ветра, нужно выделить словосочетание на следующей строчке: шумит (без чего?) без ветра. По падежному вопросу-чего и предлогу без устанавливается падеж ИС – родительный падеж. Родительный падеж получил свое название от того, что ИС в Р.п. без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (домик Петра, сын полка) - Найдите упр.78. Прочитайте пословицы. Давайте объясним их смысл. - Запишите пословицы, где все ИС употреблены в Р.п. (3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют.) - Выделите окончания. - Какие пословицы выписали? |
Ставить задачи урока
Определять падеж ИС
Участвовать в учебном диалоге
Записывать словосочетания в тетрадь
Читать и запоминать сведения о языке
Понимать и учиться определять родительный падеж имен существительных
Слушать о происхождении родительного падежа
Объяснять смысл пословиц
| Л: учебно- познавательный интерес, мотивация К: владеть диалогической формой речи Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами П: обобщать, делать выводы П: осуществляют по учебнику поиск информации; |
4. | Физминутка | ≈ 1-2 мин | - Сделаем небольшую разминку. … - Садитесь, продолжаем урок. | Выполнять движения | Л: установка на ЗОЖ |
5. | Решение частных задач
Работа с книгой: чтение сведения о языке
Сл.: беседа
Пр.: списывание загадки | ≈ 10-13 мин | - Слова: задача, крыша, лужа, плечо. – Давайте просклоняем эти слова в Р.п. сначала в ед. ч. (задачи, крыши, лужи, плеча). А теперь просклоняем эти же слова во мн.ч. (задач, крыш, луж, плеч) – Какой вывод можно сделать? – Прочитать вывод в учебнике на с. 45 - Как пишутся ИС в Р.п. во множественном числе? (Ис в Р.п. мн.ч. после шипящих мягкий знак не пишется, напр.: из-за туч) - Как определить в предложении ИС в родительном падеже? (найти слово, с которым это имя сущ. связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос; по падежному вопросу определить падеж им.сущ.) - найдите упр.80, с.45. прочитайте загадки. Отгадайте. - Найдите среди загадок ту, которая является скороговоркой. (От топота копыт пыль по полю летит) - Запишите ее, выделите грамматическую основу. - Назовите словосочетания. - Назовите, в каком падеже дано словосочетание? - Кто проговорит ее? - По вариантам спишите каждый по загадке. - укажите падеж выделенных слов. Подпишите сверху. Выделите окончания. |
Сравнивать слова
Делать вывод
Отвечать на вопросы
Выполнять упражнение
Выделять грамматическую основу
Определять падежи
Выделять окончания | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
6. | Информация о домашнем задании | ≈ 0,5-1 мин | С.45, упр.81. + слово «около» сделать фонетический разбор. | Записывать домашнее задание | Регулятивные, коммуникативные |
7. | Итог урока Сл.: беседа
Рефлексия | ≈ 5 мин | - Как определить в предложении ИС в родительном падеже? - Урок был трудный? Что именно? - Спасибо за урок! | Подводить итог урока
| Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни |