«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по русскому языку по теме "Родительный падеж"

Конспект урока по русскому языку по теме "Родительный падеж"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: «Родительный падеж имен существительных».

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

Предметные: - познакомятся с особенностями родительного падежа; научатся определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.

Личностные: - прививать интерес к языку, к данной части речи; научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация.




Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный: монолог


≈ 1 мин

- Здравствуйте! Сейчас повернитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.

- Я вам желаю хорошего дня, сегодня все получите только хорошие оценки, хорошо работайте на уроках. Присаживайтесь.

Приветствовать учителя

К: настрой на урок, знакомство с учителем

2.

Мотивационный

Пр.: упражнение

Сл.: учебная беседа


Актуализация знаний

≈ 5-6 мин

- Я приготовила для вас грамматические загадки. Слушайте внимательно:

а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это – ________.

б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________ в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это – _________ падеж.

г) Предлоги этого падежа ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ.

- Хорошо, расскажите все, что вы знаете о падежах.

- Запишите предложения: Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега.

- Назовите выделенные орфограммы. Выделите грамматическую основу. Определите падеж ИС. (Ответ: Иней- и.п.; деревья – в.п.; на елке – п.п.; на осинке –п.п.; шапки – и.п.; снега - р.п.)

- ИС в И.п. каким членом в предложении являются?




Отгадывать загадки


Записывать предложения




Называть орфограммы

Определять падеж ИС





Называть особенность И.п.






К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.




П: обобщают.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение


Сл.: учебный диалог












Пр.: работа с книгой, запись в упражнения в тетрадь










Сл.: рассказ





Пр.: запись упражнения в тетрадь



≈ 10-14 мин

- Откройте учебник на с. 43. Прочитайте тему урока.

- Какие задачи перед собой поставим?

Найдите в учебнике упр.77, с.43.

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных.

Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки.

- Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос - чего? а к каким – кого?

- Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.

- В каком словосочетании к ИС можно задать вопрос откуда?

- Запишите словосочетания без вопросов в тетрадь. Подчеркните предлоги. Выделите окончания ИС в Р.п.

- Прочитайте сведения о родительном падеже на с.44.

- Назовите вопросы родительного падежа.

- С какими предлогами употребляются ИС в Р.п.?

Прочитайте предложение

Осина и без ветра шумит.

Чтобы правильно определить падеж ИС ветра, нужно выделить словосочетание на следующей строчке: шумит (без чего?) без ветра. По падежному вопросу-чего и предлогу без устанавливается падеж ИС – родительный падеж.

Родительный падеж получил свое название от того, что ИС в Р.п. без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (домик Петра, сын полка)

- Найдите упр.78.

Прочитайте пословицы. Давайте объясним их смысл.

- Запишите пословицы, где все ИС употреблены в Р.п. (3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют.)

- Выделите окончания.

- Какие пословицы выписали?


Ставить задачи урока



Определять падеж ИС





Участвовать в учебном диалоге





Записывать словосочетания в тетрадь


Читать и запоминать сведения о языке



Понимать и учиться определять родительный падеж имен существительных



Слушать о происхождении родительного падежа


Объяснять смысл пословиц

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

П: обобщать, делать выводы

П: осуществляют по учебнику поиск информации;

4.

Физминутка

≈ 1-2 мин

- Сделаем небольшую разминку.

- Садитесь, продолжаем урок.

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

5.

Решение частных задач


Работа с книгой: чтение сведения о языке


Сл.: беседа






Пр.: списывание загадки

≈ 10-13 мин

- Слова: задача, крыша, лужа, плечо.

– Давайте просклоняем эти слова в Р.п. сначала в ед. ч.

(задачи, крыши, лужи, плеча). А теперь просклоняем эти же слова во мн.ч. (задач, крыш, луж, плеч)

– Какой вывод можно сделать?

– Прочитать вывод в учебнике на с. 45

- Как пишутся ИС в Р.п. во множественном числе?

(Ис в Р.п. мн.ч. после шипящих мягкий знак не пишется, напр.: из-за туч)

- Как определить в предложении ИС в родительном падеже? (найти слово, с которым это имя сущ. связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос; по падежному вопросу определить падеж им.сущ.)

- найдите упр.80, с.45. прочитайте загадки. Отгадайте.

- Найдите среди загадок ту, которая является скороговоркой. (От топота копыт пыль по полю летит)

- Запишите ее, выделите грамматическую основу.

- Назовите словосочетания.

- Назовите, в каком падеже дано словосочетание?

- Кто проговорит ее?

- По вариантам спишите каждый по загадке.

- укажите падеж выделенных слов. Подпишите сверху. Выделите окончания.


Сравнивать слова


Делать вывод






Отвечать на вопросы



Выполнять упражнение


Выделять грамматическую основу


Определять падежи


Выделять окончания

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ­ходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

6.

Информация о домашнем задании

≈ 0,5-1 мин

С.45, упр.81. + слово «около» сделать фонетический разбор.

Записывать домашнее задание

Регулятивные, коммуникативные

7.

Итог урока

Сл.: беседа


Рефлексия

≈ 5 мин

- Как определить в предложении ИС в родительном падеже?

- Урок был трудный? Что именно?

- Спасибо за урок!

Подводить итог урока


Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее