«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку по теме "Понятие о простом и сложном предложении."

Конспект урока русского языка в 3 в классе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 3 в классе.

Тема: Понятие о простом и сложном предложении.

Цель: формирование понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Метод проблемной ситуации: подводящий к теме диалог.

Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные:

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу.

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Устанавливать причинно – следственные связи.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

  • Развитие умения слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в паре.

Личностные УУД:

  • Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) в учебном процессе.

Планируемые результаты урока

Обучающиеся научатся:

  • Характеризовать сложные предложения как предложения, имеющие две (и более) грамматические основы.

  • Находить сложные предложения в тексте.

  • Составлять сложные предложения.

Оборудование и наглядные средства обучения: карточки с заданиями, компьютерная презентация.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность обучающихся

Ι. Оргмомент.























ΙΙ. Формулирование проблемы.










  • Прозвенел уже звонок?

  • Уже закончился урок?

  • Только начался урок?

  • Хотите учиться?

  • Значит можно всем садиться!

  • Руки?

  • Ноги?

  • Локти?

  • Спина?

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей, плодотворной работы. Девиз урока: Пишут не пером, а умом! 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Комментированная запись числа.


Подводящий к теме диалог.

– По какому признаку предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные?

  • Приведите пример побудительного предложения.

– По какому признаку предложения бывают восклицательные, невосклицательные?

– Приведите пример невосклицательного предложения.

– По какому признаку предложения бывают распространённые, нераспространённые?

– Приведите пример нераспространенного предложения.

– По какому признаку предложения бывают простые и сложные?

- Почему вы не можете ответить на этот вопрос?

- Какая возникла проблема?

– Спрогнозируйте, какие задачи нам предстоит решить.

- Проговорите цель урока.


- Какой результат должны получить к концу урока?

- Запишем тему урока. Как она звучит?



– Предположите, какие предложения называются простыми, а какие сложными? (записать предположения)

– Как их отличить?

– Составим план урока.

1) Решить проблему – узнать какое предложение называется простым, а какое сложным

2)Применить новые знания, выполняя задания программного уровня.

– Да! (хором)

– Нет! (хором)

– Да! (хором)

– Да! (хором)



– На месте! (хором)

– На месте! (хором)

– У края! (хором)

– Прямая! (хором)




Дату.

Записывают дату, классная работа.




- По цели высказывания.



- По интонации.



- По наличию второстепенных членов.


затруднение

Высказывают предположения

- Узнать какие предложения называются простыми, а какие сложными, научиться их различать.

-Уметь различать простые и сложные предложения.

«Простые и сложные предложения».

III. Актуализация знаний.












IV.Поиск решения.


























































Физминутка

1. Актуализация изученного о сложных словах.

– Вспомните, в русском языке нам встречалось понятие сложное?

– Приведите примеры сложных слов.

– Почему эти слова называются сложными?


– Сравните два кубика: игральный кубик и кубик Рубика.

– Какой из них можно назвать простым, а какой сложным? Почему?



– Какой вывод вы сделаете о сложных предметах?


– А теперь перенесите ваш вывод на тему нашего урока.


2. Наблюдение и анализ материала.

Работа по карточкам № 1


  1. Прозвенел звонок с урока.

  2. Ребята выбежали на перемену.

  3. Началась весёлая игра.

  4. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

  5. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.


– Задание: Прочитайте предложения. Какие из предложений вы бы назвали простыми, а какие сложными? Рядом с предложениями поставьте буквы П (простое) и С (сложное).

– Сравните ваши предположения с товарищем по парте. Попробуйте обосновать ваш выбор.

– Какие предложения вы назвали простыми, а какие сложными?

– Как можно доказать, что предложение простое или сложное?


– Подчеркните основы в каждом предложении.

– Что вы заметили? Не возникло ли затруднения?

– Проверьте себя: чем отличаются предложения друг от друга?






– Сделайте вывод, какие предложения называются простыми, а какие сложными?



– Как вы думаете, сколько может быть грамматических основ в сложном предложении?

– Почему в 4-м и 5-м предложениях стоят запятые?


3. Работа над определением, с. 173.

– Прочитайте текст в рамке про себя.

– Вы прочитали учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит?

– На какой вопрос отвечает каждая часть?

– Запишем эти вопросы.

  1. Как называется предложение, состоящее из одной грамматической основы?

  2. Как называется предложение, состоящее из двух и более грамматических основ?

  3. Из чего состоит сложное предложение?

  4. Как разделяются части простого предложения?

– У нас получился план текста.

– Перескажи текст с опорой на план себе шепотом.

– Перескажите этот текст по нашему плану друг другу вполголоса.

– По какому же признаку предложения делятся на простые и сложные?

– Определите схему какого предложения я вам показываю: простого или сложного?

[ ]. [ , ]. [ ], [ ].


– Чем отличаются схемы простого и сложного предложения?

– В каких схемах есть запятые? Почему?

– Чем отличается схема простого предложения с однородными членами и схема сложного предложения?



Выполнение движений под песенку «У оленя дом большой»


- Сложные слова

- Самокат, самолёт, листопад

- Сложные слова, это слова состоящие из двух корней

-Кубик Рубика состоит из многих маленьких кубиков, его можно покрутить, изменить.

- Сложные предметы состоят из простых, их частей.

- Сложное предложение состоит их простых предложений.












Выполнение задания



Работа в паре


Высказывание детей. Нужно выделить грамматические основы


- В 1, 2 и 3 предложении одна грамматическая основа. 4-е предложение составлено из 1-го и 2-го; в нём две грамматические основы. 5-е предложение составлено из 1-го, 2-го и 3-го, в нём три грамматические основы.


- Простые предложения – в которых одна грамматическая основа, сложные – в которых несколько грамматических основ.

- Две, три и больше.


- Запятые разделяют части сложного предложения.















По количеству грамматических основ.




Две пары квадратных скобок.


Одна грамматическая основа, но 2 сказуемых, две грамматически основы – 2 подлежащих и 2 сказуемых.


V. Развитие умений.

1. Работа по учебнику. Стр.174 Упр. 445

– Прочитайте задание, по какому алгоритму мы будем с вами работать?


1) Списать предложение.

2) Найти и подчеркнуть грамматическую основу.

3) Определить количество грамматических основ.

3) Определить какие предложения простые, а какие сложные.

4) Составить схему предложения.

Схемы

1) [ = – ]. (Простое предложение)

2) [ = – ], [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.)

3) [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.)


Вопросы к ученику (АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

2. Самостоятельная работа

– Возьмите карточку № 2 для самостоятельной работы (карточки дифференцированные)

– Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?


– Прочтите ваше предложение. (выборочно)

– Какое это предложение: простое или сложное?

– А теперь работаем с вашими предложениями в паре. Может быть, вы догадались, какое задание я вам предложу?

– Составьте из ваших двух простых предложений одно сложное. Запишите, выделите грамматические основы.

– Какой результат у вас получился, прочтите. Назовите первую грамматическую основу. Вторую грамматическую основу.

– Какой знак вы поставили между двумя грамматическими основами?





Составление алгоритма действий







Работа у доски, самооценивание по алгоритму.













Самостоятельная работа по дифференцированным карточкам.




Работа в паре


VI. Итог урока.


– Какую цель деятельности на уроке мы ставили?

– Какой результат хотели получить? Достигли результата?

– Расскажите о простом и сложном предложении по нашему плану.

– Нам еще предстоит работать над темой «Простые и сложные предложения». Какие умения мы должны отрабатывать по этой теме?

– Оцените полезность урока для вас. Приготовьте и поднимите карточку с номером.

  1. Урок полезен, все понятно.

  2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

  3. Еще придется потрудиться.

  4. Да, трудно все-таки учиться!

– Как оцените свою работу на уроке?





VII. Домашнее задание.


Задание на выбор

1) Составить и записать по два простых и сложных предложения, подчеркнуть грамматические основы. Составить схему каждого предложения

2) с 184 упр.4








КАРТОЧКА № 1


Прочитай предложения. Какие из предложений ты бы назвал простыми, а какие сложными? Рядом с предложениями в клетку поставь букву П (простое) или С (сложное).


1. Прозвенел звонок с урока.

2. Ребята выбежали на перемену.

3. Началась весёлая игра.

4. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

5. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.











КАРТОЧКА № 2 (Дифференцированная)

Уровень 1.

Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?

появиться, на, хмурые, небо, тучи

Уровень 1.

Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?

по, дождик, крыши, холодный, застучать

Уровень 2.

Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?

начался, реке, ледоход, начался, на

Уровень 2.

Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?

лучи, землю, согрели, солнечные

Уровень 3.

Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?

деньки, длиннее, весенние, становятся

Уровень 3.

Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное?

солнышко, ярко, теплое, светит














Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее