Конспект урока русского языка в 3 в классе.
Тема: Понятие о простом и сложном предложении.
Цель: формирование понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тип проблемной ситуации: с затруднением.
Метод проблемной ситуации: подводящий к теме диалог.
Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные:
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Устанавливать причинно – следственные связи.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
Развитие умения слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Личностные УУД:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) в учебном процессе.
Планируемые результаты урока
Обучающиеся научатся:
Характеризовать сложные предложения как предложения, имеющие две (и более) грамматические основы.
Находить сложные предложения в тексте.
Составлять сложные предложения.
Оборудование и наглядные средства обучения: карточки с заданиями, компьютерная презентация.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность обучающихся |
Ι. Оргмомент.
ΙΙ. Формулирование проблемы.
|
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей, плодотворной работы. Девиз урока: Пишут не пером, а умом! – Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа.
Подводящий к теме диалог. – По какому признаку предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные?
– По какому признаку предложения бывают восклицательные, невосклицательные? – Приведите пример невосклицательного предложения. – По какому признаку предложения бывают распространённые, нераспространённые? – Приведите пример нераспространенного предложения. – По какому признаку предложения бывают простые и сложные? - Почему вы не можете ответить на этот вопрос? - Какая возникла проблема? – Спрогнозируйте, какие задачи нам предстоит решить. - Проговорите цель урока.
- Какой результат должны получить к концу урока? - Запишем тему урока. Как она звучит?
– Предположите, какие предложения называются простыми, а какие сложными? (записать предположения) – Как их отличить? – Составим план урока. 1) Решить проблему – узнать какое предложение называется простым, а какое сложным 2)Применить новые знания, выполняя задания программного уровня. | – Да! (хором) – Нет! (хором) – Да! (хором) – Да! (хором)
– На месте! (хором) – На месте! (хором) – У края! (хором) – Прямая! (хором)
Дату. Записывают дату, классная работа.
- По цели высказывания.
- По интонации.
- По наличию второстепенных членов.
затруднение Высказывают предположения - Узнать какие предложения называются простыми, а какие сложными, научиться их различать. -Уметь различать простые и сложные предложения. «Простые и сложные предложения». |
III. Актуализация знаний.
IV.Поиск решения.
Физминутка | 1. Актуализация изученного о сложных словах. – Вспомните, в русском языке нам встречалось понятие сложное? – Приведите примеры сложных слов. – Почему эти слова называются сложными?
– Сравните два кубика: игральный кубик и кубик Рубика. – Какой из них можно назвать простым, а какой сложным? Почему?
– Какой вывод вы сделаете о сложных предметах?
– А теперь перенесите ваш вывод на тему нашего урока.
2. Наблюдение и анализ материала. Работа по карточкам № 1
– Задание: Прочитайте предложения. Какие из предложений вы бы назвали простыми, а какие сложными? Рядом с предложениями поставьте буквы П (простое) и С (сложное). – Сравните ваши предположения с товарищем по парте. Попробуйте обосновать ваш выбор. – Какие предложения вы назвали простыми, а какие сложными? – Как можно доказать, что предложение простое или сложное?
– Подчеркните основы в каждом предложении. – Что вы заметили? Не возникло ли затруднения? – Проверьте себя: чем отличаются предложения друг от друга?
– Сделайте вывод, какие предложения называются простыми, а какие сложными?
– Как вы думаете, сколько может быть грамматических основ в сложном предложении? – Почему в 4-м и 5-м предложениях стоят запятые?
3. Работа над определением, с. 173. – Прочитайте текст в рамке про себя. – Вы прочитали учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит? – На какой вопрос отвечает каждая часть? – Запишем эти вопросы.
– У нас получился план текста. – Перескажи текст с опорой на план себе шепотом. – Перескажите этот текст по нашему плану друг другу вполголоса. – По какому же признаку предложения делятся на простые и сложные? – Определите схему какого предложения я вам показываю: простого или сложного? [ ]. [ , ]. [ ], [ ].
– Чем отличаются схемы простого и сложного предложения? – В каких схемах есть запятые? Почему? – Чем отличается схема простого предложения с однородными членами и схема сложного предложения?
Выполнение движений под песенку «У оленя дом большой» |
- Сложные слова - Самокат, самолёт, листопад - Сложные слова, это слова состоящие из двух корней -Кубик Рубика состоит из многих маленьких кубиков, его можно покрутить, изменить. - Сложные предметы состоят из простых, их частей. - Сложное предложение состоит их простых предложений.
Выполнение задания
Работа в паре
Высказывание детей. Нужно выделить грамматические основы
- В 1, 2 и 3 предложении одна грамматическая основа. 4-е предложение составлено из 1-го и 2-го; в нём две грамматические основы. 5-е предложение составлено из 1-го, 2-го и 3-го, в нём три грамматические основы.
- Простые предложения – в которых одна грамматическая основа, сложные – в которых несколько грамматических основ. - Две, три и больше.
- Запятые разделяют части сложного предложения.
По количеству грамматических основ.
Две пары квадратных скобок.
Одна грамматическая основа, но 2 сказуемых, две грамматически основы – 2 подлежащих и 2 сказуемых.
|
V. Развитие умений. | 1. Работа по учебнику. Стр.174 Упр. 445 – Прочитайте задание, по какому алгоритму мы будем с вами работать?
1) Списать предложение. 2) Найти и подчеркнуть грамматическую основу. 3) Определить количество грамматических основ. 3) Определить какие предложения простые, а какие сложные. 4) Составить схему предложения.
Схемы 1) [ = – ]. (Простое предложение) 2) [ = – ], [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.) 3) [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.)
Вопросы к ученику (АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? 2. Самостоятельная работа – Возьмите карточку № 2 для самостоятельной работы (карточки дифференцированные) – Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?
– Прочтите ваше предложение. (выборочно) – Какое это предложение: простое или сложное? – А теперь работаем с вашими предложениями в паре. Может быть, вы догадались, какое задание я вам предложу? – Составьте из ваших двух простых предложений одно сложное. Запишите, выделите грамматические основы. – Какой результат у вас получился, прочтите. Назовите первую грамматическую основу. Вторую грамматическую основу. – Какой знак вы поставили между двумя грамматическими основами? |
Составление алгоритма действий
Работа у доски, самооценивание по алгоритму.
Самостоятельная работа по дифференцированным карточкам.
Работа в паре |
VI. Итог урока.
| – Какую цель деятельности на уроке мы ставили? – Какой результат хотели получить? Достигли результата? – Расскажите о простом и сложном предложении по нашему плану. – Нам еще предстоит работать над темой «Простые и сложные предложения». Какие умения мы должны отрабатывать по этой теме? – Оцените полезность урока для вас. Приготовьте и поднимите карточку с номером.
– Как оцените свою работу на уроке? |
|
VII. Домашнее задание.
| Задание на выбор 1) Составить и записать по два простых и сложных предложения, подчеркнуть грамматические основы. Составить схему каждого предложения 2) с 184 упр.4 |
|
КАРТОЧКА № 1
Прочитай предложения. Какие из предложений ты бы назвал простыми, а какие сложными? Рядом с предложениями в клетку поставь букву П (простое) или С (сложное).
1. Прозвенел звонок с урока. 2. Ребята выбежали на перемену. 3. Началась весёлая игра. 4. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену. 5. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра. |
КАРТОЧКА № 2 (Дифференцированная)
Уровень 1. Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное? появиться, на, хмурые, небо, тучи | Уровень 1. Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное? по, дождик, крыши, холодный, застучать |
Уровень 2. Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное? начался, реке, ледоход, начался, на | Уровень 2. Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное? лучи, землю, согрели, солнечные |
Уровень 3. Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное? деньки, длиннее, весенние, становятся | Уровень 3. Составь предложение из данных слов. Запиши это предложение, выдели грамматическую основу. Какое это предложение: простое или сложное? солнышко, ярко, теплое, светит |