Тема: «Изменение существительных по падежам» 3 класс
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели:
знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
учить решать проблемные задачи.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.
Ход урока
I. Орг. момент. (Слайд №2)
Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.
- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
II. Чистописание (Слайд №3)
- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?
Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?
- А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?
чк чн // ча чу
III.Орфографическая минутка (Слайд №4)
- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:
Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)
IV. Актуализация знаний
- Что объединяет все эти слова?
- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?
Одушевленные и неодушевленные.
Собственные и нарицательные.
Существительные мужского и женского рода.
- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?
V. Введение в новую тему.
1) Знакомство со склонением имён существительных. (Слайд №5) стр.36 упр. 64
Карточка:
Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________.
- Что заметили в этом тексте?
- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.
- Давайте проверим. (Слайд №6)
- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?
- А почему оно изменяет свои окончания?
- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания.(Проверка. Слайд №7)
- Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.
- Продолжите высказывания: (Слайд №8)
Имена существительные могут отвечать на вопросы:
кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?
При изменении существительного по вопросам изменяется его ……… окончание
2)Определение темы урока
- Кто из вас может определить тему урока?
- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?
VI. Работа по теме урока
Знакомство с материалом в учебнике.
- Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.
Отвечаем на вопросы (Слайд №9)
Как называется изменение имён существительных по вопросам?
Сколько падежей в русском языке?
Что такое склонение?
От чего произошло название слова «падеж»?
Cлово падеж произошло от латинского casus (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.
Рассматривание таблицы на стр.37
- Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10)
- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.
- Каждый падеж имеет свои вопросы.
- Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
VII. Заполнение таблицы
- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока
Что такое «склонение», «падеж»
Как называются падежи
Вопросы падежей
- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.
Как изменять слово по падежам (склонять).
VIII. Упражнение в склонении существительных.
1) Коллективная работа по таблице.
- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово – подсказка. (Слайд №12)
(раздаю каждому ученику таблицу падежей)
- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима». (Слайд №13)
2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66.
- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)
IX. Итоги:
- Давайте вернёмся к нашей таблице «ЗХУ». Что же мы узнали и чему научились на уроке?
Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».
У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.
При склонении существительного меняется его окончание.
- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.
X. Рефлексия
- Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.
- А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!