Конспект урока русского языка в 3 классе
Учитель: Батрова Галина Владимировна
Тема урока: «Падежи существительных» (сопоставление)».
Цель: развивать умение правильно писать безударные окончания существительных в родительном, дательном, предложном падежах.
Формирование УУД:
- Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. -Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения склонения, обозначение падежей; установление причинно-следственных связей: между склонением в именах существительных и правописанием падежных окончаний в родительном, дательном и предложном падежах.
-Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
-Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).
Литература: 1) А.В.Полякова Русский язык. 3 класс (2 часть). Москва, Просвещение, 2009г.
2) А.В.Полякова Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации. Москва, , 2006г.
3)Н.А Сенина Русский язык, 3 класс .Тесты.2009г.
Оборудование урока: презентация, карточки с разно уровневыми заданиями карточки для самостоятельной работы.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент | - Проверьте готовность к уроку. - Запланировано много, сможем ли справиться, посмотрим. А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно, дружно! Слайд1- 2 |
|
2. Минутка
чистописа ния.
| - Какое время года хозяйничает сейчас на земле?
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Кому принадлежат эти строки? Слайд 3
- С кем поэт ассоциирует зиму? Как он ее называет? - Какие ассоциации вызывает это слово? Что представляете? Слайд 4. Стихотворение прочитать до конца. Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного (картина «Зима») Попробуем справиться с первым волшебством зимы. Напроказничала она, заколдовала букву. Узнайте ее. Слайд 5-6. Напишите красиво эту букву и слоги. Слайд 7. Прочитайте предложение. Слайд 8. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. Что напоминает предложение? Попробуйте произнести быстро, выслушайте друг друга. А теперь все вместе. Словарь: что такое скороговорка? Что услышали? Почему? Какие орфограммы встретились? Письмо по памяти, проверка. -Напишите красиво, порадуйте зиму. Работа над стихотворением «Бахрома» Слайд 9-10. | - Зима
- А. С. Пушкину.
Волшебница.
- Снег, мороз, метель, деревья в снежных шубах, санки, лыжи, коньки, Новый год и т.д.
З Звук звонкий зи, зе, зю, зя, зё. за, зо, зу, зы.
Скороговорку.
Словарь Даля. Безударное окончания существительных, слова с непроверяемым написанием, написание предлога.
Дети пишут. |
3. Словарно-орфографическая работа.
| Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вьюга. (Звук вьюги).Слайд 11. Будьте внимательны, соберитесь. Вы должны запомнить слова и записать их по памяти, т.к. вьюга сейчас унесет их за собой. ворона февраль тетрадь болото пятница морковь Самопроверка. Сравните с доской. Встаньте, кто запомнил все слова и написал их безошибочно. Запись слов по склонениям: 1 скл. 2скл. 3 скл. ворона февраль тетрадь |
Дети записывают.
|
4. Актуализация знаний, выход на тему урока.
| Что общего у этих слов? Блиц-опрос «Имя существительное» Слайд 12. Имя существительное-это… Отвечает на вопросы… Обозначает…. К какому склонению относятся данные существительные? Докажи. По каким признакам имена сущ. относятся к 1, 2, 3 склонению? Слайд 13. Определите склонение и падеж сущ. в нашем предложении. Как определяли падеж существительного? Слайд 14-15. Сегодня мы будем совершенствовать умение определять склонение, падеж имен сущ. Будем правильно писать окончания в род., дат., предложном падежах. Повторение падежей существительных. Работа с родительным, дательным и предложным падежах: Надо найти слово, от которого зависит существительное и от него задать вопрос. По вопросу и предлогу определяем падеж. Стоит у ел …, спрятались от стуж …, идти по дорожк…, в белоснежной шапк… Слайд 17-21. | Это существительные.
Часть речи. кто? что? предмет
Надо найти слово, от которого зависит существительное и от него задать вопрос. По вопросу и предлогу определяется падеж.
Алгоритм: Слайд 18. надо найти слово, от которого зависит существительное и от него задать вопрос. По вопросу и предлогу определяем падеж. |
5. Физминут ка.
| Слайд 23. Путь-дорога нелегка, И замёрзли мы слегка, Руки мы сейчас согреем, Все на свете мы умеем.
Через сугробы переступаем, Снег руками разгребаем, Мы друг другу помогаем И от ветра закрываем. Мы погреемся немножко И похлопаем в ладошки.
|
|
6. Работа по теме урока. | После прогулки надо посушить свои вещи. Слайд 25. А) Послушайте предложение: Валенки у Вареньки сохнут на завалинке. Что это за предложение? Какое непонятное слово встретилось в предложении? Где можно узнать значение слова? Прочитайте. Запишем предложение. В каких словах было трудно написать окончание? Почему? Какие написали окончания в этих словах? Почему?
Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен сущ.? - Сейчас вы выполните работу в паре по карточке, объясняя друг другу, какое окончание надо писать. После выполнения меняетесь с соседней партой и выполняете вторую карточку. Не забывайте про дополнительные задания. (Если пара выполнила работу раньше соседней парты). Карточка №1. Напишите, вставляя окончания, объясните написание. Оседает на шапк.., выехали из деревн.., ходили по льдин.., звенит в лазур.. . Карточка №2. Напишите, вставляя окончания, объясните написание. Стояли у тропинк.., подошел к проруб.., кружились в воздух.., прыгал по полянк.. . Взаимопроверка. Дайте оценку объяснения своему товарищу. Закрасьте цветовое табло. Обобщение. Фронтальная работа. - Какой смысловой вопрос встречается во всех падежах? - Какой вопрос нужно добавлять при распознавании падежей? - Какой смысловой вопрос помогает распознать родительный падеж? - В каких падежах пишется окончание - и? В каких падежах пишется окончание - е? От чего это зависит? Д) Закрепление. Слайд26. Самостоятельная работа –разно уровневые карточки. Взаимопроверка |
Скороговорка. Завалинка.
В толковом словаре. Зава́линка — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома (бани), служит для предохранения постройки от промерзания зимой. Завалинка может быть просто земляной насыпью вдоль стен.
У Вареньки, на завалинке. Безударные окончания.
У Вареньки – и, т.к. Р.п., 1 скл На завалинке – е, т.к. П.п. 1 скл. Склонение, падеж.
Дети записывают.
Где?
Падежный.
В родительном падеже.
В дательном, предложном падежах.
От склонения существительного. |
7. | Закрепление ЗУН Заполнение таблицы: Слайд27. Р.П. кого? чего? откуда? где? Д.П. кому? чему? куда? где? П.п. о ком? о чем? где? Над чем вам каждому надо ещё поработать, где возникают трудности?
|
Над правописанием падежных окончаний существительных. |
8. Рефлексия
| Слайд32.
| Определять падеж существительных. Правописание окончаний в Род.Дат. и Пред.падежах. Интересные задания, музыка, физминутки Хорошо знать все падежи.. |
9.Итог урока. | - Подведем итог нашего урока. Слайд28-31 . Как различать родительный, дательный, предложный падеж? - Для чего нужно различать эти падежи?
|
По вопросам, предлогам. Правильно писать безударное падежное окончание существительного.
|
10. Дом. задание. | Упр.344 Пояснение выполнения дом.задания.. |
|