«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку «Падежи существительных» (сопоставление)».

Сопоставление падежей имён существительных.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 3 классе

Учитель: Батрова Галина Владимировна


Тема урока: «Падежи существительных» (сопоставление)».

Цель: развивать умение правильно писать безударные окончания существительных в родительном, дательном, предложном падежах.

Формирование УУД:

- Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. -Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения склонения, обозначение падежей; установление причинно-следственных связей: между склонением в именах существительных и правописанием падежных окончаний в родительном, дательном и предложном падежах.

-Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

-Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

Литература: 1) А.В.Полякова Русский язык. 3 класс (2 часть). Москва, Просвещение, 2009г.

2) А.В.Полякова Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации. Москва, , 2006г.

3)Н.А Сенина Русский язык, 3 класс .Тесты.2009г.

Оборудование урока: презентация, карточки с разно уровневыми заданиями карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

- Проверьте готовность к уроку.

- Запланировано много, сможем ли справиться, посмотрим. А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно, дружно! Слайд1- 2


2. Минутка



чистописа

ния.


- Какое время года хозяйничает сейчас на земле?



Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Кому принадлежат эти строки? Слайд 3



- С кем поэт ассоциирует зиму? Как он ее называет?

- Какие ассоциации вызывает это слово? Что представляете? Слайд 4.

Стихотворение прочитать до конца.

Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного (картина «Зима»)

Попробуем справиться с первым волшебством зимы. Напроказничала она, заколдовала букву. Узнайте ее. Слайд 5-6.

Напишите красиво эту букву и слоги. Слайд 7.

Прочитайте предложение. Слайд 8.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Что напоминает предложение?

Попробуйте произнести быстро, выслушайте друг друга. А теперь все вместе.

Словарь: что такое скороговорка?

Что услышали? Почему?

Какие орфограммы встретились?

Письмо по памяти, проверка.

-Напишите красиво, порадуйте зиму.

Работа над стихотворением «Бахрома»

Слайд 9-10.

- Зима






- А. С. Пушкину.

Волшебница.



- Снег, мороз, метель, деревья в снежных шубах, санки, лыжи, коньки, Новый год и т.д.









З

Звук звонкий

зи, зе, зю, зя, зё.

за, зо, зу, зы.








Скороговорку.



Словарь Даля.

Безударное окончания существительных, слова с непроверяемым написанием, написание предлога.


Дети пишут.

3. Словарно-орфографическая работа.


Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вьюга. (Звук вьюги).Слайд 11.

Будьте внимательны, соберитесь. Вы должны запомнить слова и записать их по памяти, т.к. вьюга сейчас унесет их за собой.

ворона февраль тетрадь болото пятница морковь

Самопроверка. Сравните с доской. Встаньте, кто запомнил все слова и написал их безошибочно.

Запись слов по склонениям:

1 скл. 2скл. 3 скл. ворона февраль тетрадь


















Дети записывают.




4.

Актуализация знаний, выход на тему урока.





Что общего у этих слов?

Блиц-опрос «Имя существительное» Слайд 12.

Имя существительное-это… Отвечает на вопросы… Обозначает….

К какому склонению относятся данные существительные? Докажи.

По каким признакам имена сущ. относятся к 1, 2, 3 склонению? Слайд 13.

Определите склонение и падеж сущ. в нашем предложении.

Как определяли падеж существительного?

Слайд 14-15.

Сегодня мы будем совершенствовать умение определять склонение, падеж имен сущ. Будем правильно писать окончания в род., дат., предложном падежах.

Повторение падежей существительных.

Работа с родительным, дательным и предложным падежах: Надо найти слово, от которого зависит существительное и от него задать вопрос. По вопросу и предлогу определяем падеж.

Стоит у ел …, спрятались от стуж …, идти по дорожк…, в белоснежной шапк…

Слайд 17-21.

Это существительные.




Часть речи.

кто? что?

предмет









Надо найти слово, от которого зависит существительное и от него задать вопрос. По вопросу и предлогу определяется падеж.







Алгоритм: Слайд 18.

надо найти слово, от которого зависит существительное и от него задать вопрос. По вопросу и предлогу определяем падеж.

5. Физминут

ка.






Слайд 23.

Путь-дорога нелегка,

И замёрзли мы слегка,

Руки мы сейчас согреем,

Все на свете мы умеем.



Через сугробы переступаем,

Снег руками разгребаем,

Мы друг другу помогаем

И от ветра закрываем.

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки.






6. Работа по теме урока.

После прогулки надо посушить свои вещи. Слайд 25.

А) Послушайте предложение:

Валенки у Вареньки сохнут на завалинке.

Что это за предложение?

Какое непонятное слово встретилось в предложении?

Где можно узнать значение слова?

Прочитайте.

Запишем предложение.

В каких словах было трудно написать окончание? Почему?

Какие написали окончания в этих словах?

Почему?



Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен сущ.?

- Сейчас вы выполните работу в паре по карточке, объясняя друг другу, какое окончание надо писать. После выполнения меняетесь с соседней партой и выполняете вторую карточку. Не забывайте про дополнительные задания. (Если пара выполнила работу раньше соседней парты).

Карточка №1.

Напишите, вставляя окончания, объясните написание.

Оседает на шапк.., выехали из деревн.., ходили по льдин.., звенит в лазур.. .

Карточка №2.

Напишите, вставляя окончания, объясните написание.

Стояли у тропинк.., подошел к проруб.., кружились в воздух.., прыгал по полянк.. .

Взаимопроверка. Дайте оценку объяснения своему товарищу. Закрасьте цветовое табло.

Обобщение. Фронтальная работа.

- Какой смысловой вопрос встречается во всех падежах?

- Какой вопрос нужно добавлять при распознавании падежей?

- Какой смысловой вопрос помогает распознать родительный падеж?

- В каких падежах пишется окончание - и?

В каких падежах пишется окончание - е?

От чего это зависит?

Д) Закрепление. Слайд26.

Самостоятельная работа –разно уровневые карточки.

Взаимопроверка



Скороговорка.

Завалинка.


В толковом словаре.

Зава́линка  — сооружение-насыпь вдоль наружных стен

в основании по периметру деревянного дома (бани),

служит для предохранения постройки от промерзания зимой.

Завалинка может быть просто земляной насыпью вдоль стен.







У Вареньки, на завалинке.

Безударные окончания.



У Вареньки – и, т.к. Р.п., 1 скл

На завалинке – е, т.к. П.п. 1 скл.

Склонение, падеж.


Дети записывают.












Где?





Падежный.





В родительном падеже.



В дательном, предложном падежах.


От склонения существительного.

7.

Закрепление ЗУН

Заполнение таблицы: Слайд27.

Р.П. кого? чего? откуда? где?

Д.П. кому? чему? куда? где?

П.п. о ком? о чем? где?

Над чем вам каждому надо ещё поработать, где возникают трудности?











Над правописанием падежных окончаний существительных.

8. Рефлексия


Слайд32.

  • Я научился …..

  • Было трудно……

  • Было интересно…..

  • Это понравилось больше всего…..

  • Мне показалось важным…..


Определять падеж существительных.

Правописание окончаний в Род.Дат. и Пред.падежах.

Интересные задания, музыка, физминутки

Хорошо знать все падежи..


9.Итог урока.

- Подведем итог нашего урока.

Слайд28-31 .

Как различать родительный, дательный,

предложный падеж?

- Для чего нужно различать эти падежи?




По вопросам, предлогам.

Правильно писать безударное падежное окончание существительного.

10. Дом. задание.

Упр.344

Пояснение выполнения дом.задания..


















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее