«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по русскому языку "Окончание слова"

Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ТЕМА: Окончание слова. (С презентацией)

Цель: Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Прочитайте, пожалуйста, предложения на слайде и найдите форму одного и того же слова.

Берёзу называют символом России.

Русь моя, люблю твои берёзы!

Берёза воспета в поэзии.

Под берёзой нашли грибок. О берёзе слагали песни. На берёзах распустились почки.

Выпишите эти слова и выделите в них корень.

Постановка учебной задачи

Посмотрите, все ли части слова выделены?

Мы можем назвать эту часть слова? Почему? Значит наша цель – узнать.

Где стоит часть слова, которую мы не выделили. Как бы вы её назвали?

Правильно, эта часть слова называется окончание и выделяется она так

Выделите окончание в своих словах.

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Часть слова – окончание.

А теперь давайте поставим для себя конкретные задачи.

Чему мы должны научиться на этом уроке?

  • Что такое окончание?

  • Для чего служит  окончание?

  •  Как найти окончание?

Построение проекта выхода из затруднения

Что же такое окончание? Ваше предположение.

Правильно, это часть слова. А какая это часть слова?

Посмотрите, пожалуйста, на свои слова. Произнесите окончания в форме одного и того же слова. Что вы видите? Сделайте вывод, какая это часть слова? Правильно, это изменяемая часть слова.

Давайте ещё раз повторим, какие мы знаем теперь части слова.

Что такое корень и что такое окончание?

С первой задачей мы справились. Теперь мы должны узнать для чего служит окончание.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Всё ли так в написании этих предложений? Что нам надо изменить? Для чего? Изменяйте. Что при этом меняется? Значит, для чего служит окончание?

ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

А теперь прочитайте текст, который у вас получился. Что мы знаем об этом празднике?

 4 ноября в России отмечается День народного единства.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

А теперь прочитайте пары слов на следующем слайде, проанализируйте, сделайте вывод и сформулируйте способ выделения окончания.

Чтобы выделить окончание, надо изменить слово по числам. Какая часть слова изменяется в конце и является окончанием. Обратите внимание, такой способ проверки подходит для любой части речи.

Проверим по учебнику, правильные ли мы сделали выводы.

  Первичное закрепление

А теперь повторим всё, что мы узнали об окончании на сегодняшнем уроке. (Карточки)


(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.


Что мы должны сделать, чтобы восстановить связь слов в предложении? Давайте выделим окончание, что мы для этого должны сделать?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Прочитайте текст на слайде, выпишите форму одного и того слова, выделите окончание. 

1.В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое. (После выполнения идёт проверка по эталону.)

2.Выпишите из текста название деревьев и выделите окончание.

У каждого дерева свой вид.  Сосна стройная. Берёза кудрявая. Ива развесистая. Осина трепетная. Дуб  могучий.

Почему мы не можем выделить окончание в слове «дуб»? Давайте попробуем изменить его по числам. Что получается? Сделайте вывод.

Правильно, ребята, есть слова, в которых окончание не обозначено звуком, но появляется при изменении формы слова. Такое окончание называется нулевым.

3.Составьте, пожалуйста, предложение из слов:

искристый, земля, лежит, на, снег

Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания в словах. Проверьте себя по эталону.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Давайте подведём итог сегодняшнего урока и ответим на следующие вопросы:

  • Что такое окончание?

  •  Для чего служит   окончание?

  •  Как найти окончание?

  •  Что такое нулевое окончание?

Д.З.







Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончание.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.


Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончание.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.



Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончание.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.



Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончание.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.



Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончание.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.



Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончание.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.



Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончание.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее