Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола"

Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России»

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Цели:

  • уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной;

  • развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?

  • учить анализировать, классифицировать, сравнивать;

  • развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;

  • воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.


Ход урока

I. Организационный момент. (Слайды )

Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!





Ребята, откройте тетради, запишите число.

 II. Актуализация знаний.

  • Догадайтесь, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке?

  •  А поможет вам в этом стихотворение:

Что без меня предметы? Лишь названья.

  А я приду – всё в действие придёт.

  Летит ракета, люди строят зданья,

  Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

-  (О глаголе)


РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ (3-4 человека)

- Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ. (Слайд )

Глагол – это

а) часть слова;

б) часть речи

Глагол обозначает

а) признак предмета;

б) действие предмета

Глагол отвечает на вопросы

а) что делать? что сделать?

б) кто? что?

В предложении глагол является

а) главным членом предложения;

б) второстепенным членом предложения

_ Как изменяются глаголы?

(Ответы: по временами по числам. ) (Слайд )


- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?

(в единственном числе они изменяются по родам) (Слайд )

III. Создание проблемной ситуации (Слайд )

Определите время глаголов:

рисует

идёт

стоять

думает

споёт

пройти

решит

откроет

(Работа в парах.)

- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Они отвечают на вопросы - Что делать? Что сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).

- Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)

- Кто может сформулировать тему урока?

IV. Сообщение темы и целей урока. (Слайд )

- Тема нашего урока: «Неопределённая форма глагола»

Работа с правилом

- Откройте учебник на с .72 (Слайд )

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (По щелчку на слайде появляются вопросы)

- Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)

V. Работа над новым материалом. (Слайд )


  • - Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (фронтальная работа)

(по цепочке)

живёшь – (жить)

поплывёшь – (поплыть)

побежишь – (побежать)

глядим – (глядеть)

жду – (ждать)

машешь – (махать)

несёшь –(нести)

сидит–(сидеть)



-Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Читают по одной пословице и объясняют.)

1. Жизнь прожить - не поле перейти. (В жизни человека бывает всё – и хорошее и плохое, просто это надо пережить. Каждому человеку суждено пройти свой путь.)

2. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Не верь ушам, а верь глазам. Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от много раз услышанного.)

3. Легко друзей найти, да трудно сохранить. (Что настоящего друга трудно найти, но легко потерять).

- Спишите пословицы и подчеркните глаголы.

- Но у нас есть дополнительное задание в упр. - сделать фонетический разбор слова ПРОЖИТЬ (у доски)


Прожить (п р а ж ы т ) 2 слога



- Можно ли определить их время и число? (Нет. Они стоят в неопределённой форме).

- Скажите на какие вопросы отвечают глаголы в н. ф.?



Физкультминутка (Слайд )

От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)

Он шагнул назад (шаг назад)

А потом вперед (шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке

(движения руками)

Набирая полный ход

(ходьба на месте)

VII. Закрепление.


  • Работа в группах.

- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

(Класс разбит на 5 групп, каждая группа получает задание). (Слайд )

  1. темно, светло

  2. обед, ужин

  3. зелёный, красный

  4. рисунок, краска

  5. работа, груз

- Проверим! Называет ответы 1 ученик с каждой группы (Слайд ).

VIII. Закрепление.

_ А сейчас, поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки по уровням. Выберите, то задание, с которым вы справитесь.

1 уровень. (синий)

Задание. Запишите глаголы. Как сказать, одним словом:

Исполнять роль в спектакле – (играть)

Чувствовать холод – (мёрзнуть)

Не разрешать что-либо делать – (запрещать)

Находить решение – (решать)

Найти решение – (решить)

Проверим - (Слайд )


2 уровень. (зелёный)

- Задание. «Установи соответствие». Найди пару синонимов, запиши.

улыбаться

скрывать

пылать

сохранять

радоваться

смотреть

барабанить

шагать

гореть

ликовать

беречь

идти

таить

стучать

глядеть

смеяться

Проверим - (Слайд )

3 уровень. (красный)

-Задание. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы: (Слайд )

Зарубить на носу – (запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать)

Вешать нос – (унывать)

Мозолить глаза –(надоедать)

Бить баклуши – (Бездельничать)

Водить за нос – (Обманывать)

Надуть губы – (Обидеться)

Болеть душой – (Переживать)

Ждать у моря погоды – (Надеяться)

Проверим - (Слайд )

VIII. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу.

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

IХ. Рефлексия. Самооценка. (Слайд )

- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят напротив «+» или «-»)

  • Знаю ли я, что такое глагол?

  • Знаю ли я, что обозначает глагол?

  • Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

  • Знаю ли я, как изменяется глагол?

  • Смогу ли я определить время глагола?

  • Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?


Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-» ?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)

Отметки за урок:



ХI. Домашнее задание. (Слайд 17)

Упражнение 150, стр. 73, правило с. 72























Задание. «Оживи текст». Дополни текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».


Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.

Например.

Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы.




Карточка. Ф.И. __________________________________


Прочитайте текст, определите время глагола, который используется в каждом предложении, и напишите его, обозначая время каждого глагола.  


Лена учится в третьем классе. Вчера она (писать) сочинение и (написать) его хорошо. Сейчас она (писать) диктант. Завтра Лена (писать) изложение. Дома она (прочитать) рассказ и (подготовиться) к изложению.


Карточка. Ф.И. __________________________________


Спишите текст, употребляя  глагол каждого предложения: в форме настоящего времени.

 (Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.


Карточка. Ф.И. __________________________________


Спишите текст, употребляя  глагол каждого предложения: в форме прошедшего времени.


 (Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

Карточка. Ф.И. __________________________________


Распределите глаголы по временам на три группы. Допишите по два глагола к каждой группе.


Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.AutoShape 1

прош. в. наст. в. буд. в.

Глаголы изменяются


по числам по временам

ед. ч. мн. ч. н. вр. пр. вр. б. вр

число лицо число род число лицо


Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы:

Что делаю? Что делаешь? Что делает?

Что делаем? Что делаете? Что делают?


Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

Что делал? Что делала?

Что делало? Что делали?


Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что буду делать? Что сделаю?

Что будешь делать? Что сделаешь?

Что будет делать? Что сделает?

Что будем делать? Что сделаем?

Что будете делать? Что сделаете?

Что будут делать? Что сделают?


0


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее