Урок 44. Как различить звуки и буквы?
Цели: обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Отгадайте загадки, запишите отгадки.
1. Она не буренка, Но все же пока Дает ежедневно Кувшин молока. Ей дай только волю — Семь дней не пройдет - • . _
Повсюду с деревьев Кору обдерет. (Коза.)
2. В лесу обитает, Дичью питается Да в курятник забирается, Хитрым зверем называется. (Лиса.)
3. Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. (Капуста.)
4. Ее никто не пугает, а она все дрожит. (Осина.)
5. Два огромных страшных глаза, Кругом вертит голова, Ты ее узнаешь сразу, Коль заухает... (сова).
6. В поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар.)
— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— На какие две группы можно разделить слова? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить, и слова с безударной гласной, которую нужно запомнить.)
— В каких словах мы запоминали безударную гласную? (Капуста, осина, сахар.)
— Как проверить безударные гласные в остальных словах? (Дети подбирают проверочные слова по правилу «один — много».)
2. Словарная работа
— Отгадайте слово.
— Первый слог, как в слове окно. (ОК.)
— Второй слог, как второй слог в слове утята. (ТЯ.)
— Дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку [П]. (Б.)
— Непарный звонкий согласный из слова жираф. (Р.)
— В конце слова буква ни гласная и ни согласная. (Ь.)
— Назовите слово. (Октябрь.)
— Назовите лексическое значение слова октябрь. (Осенний месяц, десятый месяц года.)
— Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную О.
III. Самоопределение к деятельности
— Подберите однокоренные слова к слову звук. (Звучание, звучит, звучный, зазвучал.)
— Докажите, что эти слова однокоренные. (Есть общая часть «звук», общее значение.)
— Какие звуки издает дождь? (Кап-кап.)
— Какие звуки издает петух? (Ку-ка-ре-ку!)
— Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились... (Буквы.)
— Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)
— Что такое буква? (Знак для обозначения звука.)
— Сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о буквах и звуках.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 77. Прочитайте тему раздела. (Звуки и буквы.)
— Что мы узнаем при изучении этой темы?
— Откройте учебник на с. 78 и прочитайте тему первого урока этой темы. Чему мы будем учиться? (Различать буквы и звуки.) Упр. 115 (с. 78).
— Прочитайте. Какое настроение создают эти строки? (Грустное, печальное.)
— Какие слова создают печальное настроение? (Последниели-^ стья, нагих ветвей, отряхнет.)
— Прочитайте, передайте интонацией настроение.
— Из чего состоят слова письменной речи? (Из букв.)
— Из чего состоят слова устной речи? (Из звуков.)
— Спишите предложение. Упр. 116 (с. 78).
— Произнесите по порядку звуки в каждом слове. (Шар —[ш] [а] [р], ложка — [л] [о] [ш] [к] [а], шарф — [ш] [а] [р] [ф], лодка — [л] [о] [т] [к] [а].)
(Ответы на вопросы учебника.)
— Прочитайте на с. 79, на что нужно обратить внимание.
— Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, И скорей за парту плюх.
VI. Закрепление изученного материала Упр. 117 (с. 79).
— Что показывают квадратные скобки? (Звуковую запись слова.)
— Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная? (Часто
пишем не так, как слышим.) Упр. 118 (с. 79).
— Чем интересна запись? (Она в квадратных скобках.} Это записи звуков. Звуковую запись слова называют транскрипцией. Она пишется в квадратных скобках.
— Произнесите звуки быстро. Какие слова получились? (Лампа, роса.)
~ Совпадет ли написание и произношение слова лампа? (Да. Слово пишется и слышится одинаково.}
— Совпадет ли написание и произношение слова роса'? (Нет. На месте звука [А/ пишем букву О. Проверяем словомрОсы.) Упр. 119 (с. 80).
— Прочитайте задание.
— Почему написание этих слов нужно проверять по орфографическому словарю? (Звуки и буквы не совпадают. Написание слов проверить нельзя.)
— Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву, написание которой нужно запомнить. (Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)
VII. Рефлексия Карточка
Запиши слова буквами.
[паша] [йолка] [раса] [пасуда] [маска] [ужы]
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— Чем отличаются звуки и буквы?
— Что раньше появилось: звуки или буквы?
— Что такое транскрипция? (Звуковая запись слов.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 120 (с. 80).