«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Восклицательные и невосклицательные предложения"

Конспект урока по русскому языку для 2 класса

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Астраханскои области

ГАПОУ АО «Астраханскии социально-педагогическии колледж»

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

МБОУ «СОШ 8» г. Астрахани

Класс: 2 Б «», Тема: «Восклицательные и невосклицательные предложения»





Студентка:

________Алибекова А. А.

Учитель:

________Сычева Е. В.

Методист:

________ Руднева Л. М.

Оценка за урок: ________

Методист: Руднева Л. М





Астрахань, 2023

Класс:2

Тема:«Восклицательные и невосклицательные предложения»

УМК:Начальная школа 21 века,

Учебник: Начальная школа 21 века, Русскии язык, 2 класс, 1 часть.

Тип урока:урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомиться с восклицательными и невосклицательными предложениями, научиться их различать и читать с определеннои интонациеи.

Планируемые результаты (формируемые УУД):

Предметные: узнать, какие предложения называются восклицателтные, а какие невосклицательные, а также, что такое интонация

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

•познавательные:понимать информацию, уметь анализировать ее и воспринимать поставленную задачу;

•регулятивные: уметь производить деиствия рефлексии, уметь оценивать и контролировать собственную деятельность;

• коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника и учителя, проявлять активность для решения коммуникативных и

познавательных задач;

Личностные:учить адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебнои деятельности; развивать

доброжелательность по отношению к окружающим. Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Оборудование:учебник, презентация.











Технологическая карта.

Этап урока

Деятельность учителя и ученика

УУД

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Альбертовна и сегодня урока русского языка проведу у вас я. Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)


Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Минутка чистописания



-Начнём урок с минутки чистописания.

-Для начала проведем пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)


-Послушайте загадку и отгадайте букву, которую вы будете писать.

Стер с бумаги ластик наш
Все, что сделал карандаш,
А чернила не сумел –
Превратился в букву… (Эль)

-Молодцы!

Что вы видите на доске? (буквы Лл заглавная и строчная, сочетание лк, слово лук)

-Посмотрите внимательно и скажите, какое соединение у заглавной и строчной букв Лл? (нижнее). А какое соединение в сочетании строчных букв л и к? (верхнее). Верно. А в слове лук какие соединения? (У букв л и у верхнее, и у букв у и к верхнее соединение).

(На слайде фото, как правильно сидеть при письме и как правильно держать ручку)

-Посмотрите. как правильно сидеть при письме, сядьте также. Возьмите правильно ручку, как изображено на картинке. Тетрадь у вас должна находиться под наклоном.

-Теперь пропишите до конца строки буквы и сочетания, написанные на доске, чередуя.


Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)






3. Словарная работа


























-Ребята, теперь будем работать со словарём. Записываем в тетради слово словарь. Вам нужно отгадать, с какими именно словами мы будем работать. Послушайте загадки.

- Ловко прыгает зверек,
Вместо хвостика пушок,
Ушки длинные торчат,
Глазки-бусинки глядят,
Его морковкой угости,
Съест ее на раз, два, три. (Заяц)

-Записываем слово заяц, кто хочет написать его на доске?

-Берем зеленую ручку, выделяем ударение. На какой слог падает ударение? (на 1 слог зА, запоминаем букву Я во втором слоге). Ставим ударение. Какую букву подчеркнем? (букву я).


-Отгадаем следующее слово.

- Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Землю взрыхляет. (Лопата)

-Записываем слово лопата. Берем зеленую ручку, выделим ударение. На какой слог падает ударение? (на 2 слог пА, запоминаем букву О в первом слоге). Ставим ударение. Какую букву подчеркнем? (букву О в 1 слоге).



-Отгадаем следующее слово.

- Нарисует он картину,
Домик, солнце и машину,
Только надо наточить,
Будет долго он служить. (Карандаш)

-Записываем слово карандаш. Берем зеленую ручку, выделяем ударение. На какой слог падает ударение? (на 3 слог дАш, запоминаем буквы А в первом и во втором слоге). Ставим ударение. Какие буквы подчеркнем? (две буквы А в первом и во втором слоге)



-Послушайте следующую загадку.

- Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим.
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в... (Класс)

-Запишем слово класс. Берем зеленую ручку, выделим ударение. Будем ставить ударение? (нет) Почему? (Здесь у нас один слог). Какие буквы подчеркнем, чтобы запомнить? (удвоенную согласную с)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(поиск и извлечение нужной информации)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)


4.Актуализация знаний















-Ребята, посмотрите на доску. На доске предложения:

Ребята идут в школу.

Ребята идут в школу?

Ребята, идите в школу!

-Чем эти предложения отличаются? (знаками препинания).

-Почему у них разные знаки препинаия? (Разная цель высказывания)

- Какие это предложения? Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные и побудительные)

-Какое первое предложение по цели высказывания? Прочитайте его. (повествовательное). Почему? (оно содержит повествование).

-Хорошо. Какое по цели высказывания второе предложение? Прочитайте его, соблюдая знак препинания. (вопросительное). Почему? (содержит вопрос).

-Верно. А какое по цели высказывания у нас последнее предложение? Прочитайте его. (побудительное). Почему? (содержит приказ).

-Как вы думаете, с чем мы продолжим работать сегодня на уроке? (с предложениями)

-Верно. Как вы думаете, предложения могут различаться только целью высказывания? (Нет, наверное, чем-то еще).

-Сейчас мы выполним задание и вы попробуете сформулировать тему урока.

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(поиск и извлечение нужной информации)




5. Открытие нового знания



Наблюдение над языковым материалом



















Предварительная формулировка правила




Введение термина




Работа с правилом















Упражнения на этапе первичного закрепления.



































Наблюдение над языковым материалом



















Предварительная формулировка правила



Работа с правилом























Упражнения на этапе первичного закрепления





















Вывести на слайд


-Посмотрите на слайд. Кто изображен на картинках? (мальчики и девочки)

-Посмотрите на первую пару предложений, прочитайте, обращая внимание на знаки препинания. (Дети читают).

-Как мы произносим первое предложение? (спокойно)

-А как произнесли второе предложение? (восторженно)

-Хорошо. Посмотрите на вторую пару предложений, прочитайте.

-Как вы произнесли первое предложение? (спокойно)

-А как второе? (радостно)

-Молодцы. Теперь прочитайте последнюю пару предложений.

-Как произнесли первое предложение? (спокойно)

- А как произнесли второе? (сердито, приказом)

-В первом предложении в каждой паре стоит в конце точка, а в каждом втором предложении – восклицательный знак). Попробуйте назвать тему урока (восклицательные и невосклицательные предложения)

-Поставьте цель урока (научиться различать восклицательные и невосклицательные предложения)

Вернемся к нашим предложениям.

-Какой можете сделать вывод? Как вы читали второе предложение в каждой паре? (с особым чувством, с особым настроением, голосом выделяли это предложение)

-Все верно, предложения, которые читаются с особым чувством, радостно, сердито, грустно, восторженно и так далее, мы говорим, что они читаются с интонацией. Посмотрите на слайд, прочитайте определение, что такое интонация. (Интонация - это чувство, настроение, передаваемые голосом).

-Предложения, которые мы читаем с особой интонацией, делятся на две большие группы. На восклицательные и невосклицательные. (На слайде эти термины)


-Давайте прочитаем правило, которое у нас на доске. (Читают дети, учитель перечитывает)

-Как же у нас называются предложения, которые произносятся с особым чувством? (восклицательные)

-Какие бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные)

-Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? (восклицательный знак)

(На слайде появляется восклицательный знак)


-Посмотрите на слайд. Прочитайте задание. (Читают задание).

Что в этом задании нужно сделать? (Нужно прочитать стихи, найти восклицательные предложения и произнести их с нужной интонацией).

-Кто хочет прочитать стихи? (дети читают)

-Кто автор этих строк? (Корней Иванович Чуковский)

-Откуда эти строчки, кто знает? (из стихотворения “Путаница”)

-Посмотрите внимательно и назовите первое восклицательное предложение. (Надоело нам мяукать!). Кто говорит эти слова? (Котята) Почему оно восклицательное? (в конце стоит восклицательный знак). Как мы его произнесем? (с возмущением). Попробуйте его произнести.

-Хорошо, найдите следующее восклицательное предложение. (Мы хотим, как поросята, хрюкать!). Почему оно восклицательное? (В конце стоит восклицательный знак). Как мы должны произнести это предложение? С каким чувством, настроением? (с требованием). Произнесите его.

-Найдите следующее предложение. (Не желаем больше крякать!). Кто говорит эти слова? (утята). Почему оно восклицательное? (Стоит восклицательный знак). Как мы его произнесем? (с возмущением). Прочитайте его с интонацией.

-И прочитайте последнее предложение. (Мы хотим, как лягушата, квакать!). Почему оно восклицательное? (Стоит восклицательный знак). Как мы прочитаем это предложение? С каким чувством? (С требованием).

-Молодцы! Теперь кто-нибудь прочитает заново весь текст, соблюдая все чувства героев. (ребенок читает)

-Можем ли мы сделать вывод о том, что восклицательные предложения мы читали по-разному? (Да). По интонации они одинаковые? (да, они все восклицательные). А по цели высказывания, как вы думаете, разные или одинаковые? (разные).


Верно. Давайте вспомним еще раз, какие существуют предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные и побудительные).

-Ребята, посмотрите на слайд, на нем предложения. Поработаем с ними. Прочитаем первое предложение (Какой интересный фильм мы вчера смотрели!)

-С каким чувством мы прочитаем это предложение? (с восторгом, с радостью).

-Как вы думаете, к какому виду предложений по цели высказывания мы отнесем это предложение? (к повествовательным)

-А почему? (Здесь повествуют, рассказывают, но делают это с особым чувством, с восторгом)

-Хорошо. Прочитайте второе предложение. (Сколько ты съел мороженого?!)

-К какому виду предложений по цели высказывания можем отнести это предложение? (к вопросительным)

- Посмотрите, здесь, кроме ? стоит еще и ! Что это значит? (Стоят два знака, потому что предложения по своей сути вопросительное, но произносим мы его с особой интонацией).

- Правильно, молодцы!

-С каким чувством или настроением мы можем произнесем эти слова? (с возмущением, с удивлением)

-Теперь прочитаем еще одно предложение. (Немедленно убери игрушки!)

-С каким чувством произнесем это предложение? (с приказом)

-Хорошо. К какому виду предложений по цели высказывания отнесем это предложение и почему? (к побудительному, потому что здесь приказ)

-Молодцы! Как вы думаете, все эти предложения можно назвать восклицательными? (Да)

-Хорошо. Давайте теперь прочитаем правило на слайде.



-Какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией? (повествовательные, вопросительные и побудительные).

Что будет обозначать повествовательное предложение? ( В повествовательном предложении будет о чем то рассказываться, например «Сегодня была прекрасная погода»).

Что будет обозначать вопросительное предложение (Вопросительное предложение содержит в себе вопрос, о чем то будет спрашиваться, например «Где моя игрушка?»).

Что будет обозначать побудительное предложение? (Побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, например «Прыгай и бегай»).

- Ребята, посмотрите на номер 2, страница 64. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (нужно прочитать предложения и определить, с какой интонацией произносится каждое предложение).

-Прочитайте снизу, как нужно устно рассуждать в этом предложении.

-Работаем над первым предложением. (Мы пойдем завтра в гости?) Какое это предложение по цели высказывания? Почему? (Предложение Мы пойдем завтра в гости? по цели высказывания вопросительное, так как содержит вопрос). Какое оно по интонации? И почему? (по интонации - невосклицательное, так как на конце нет восклицательного знака.)

-Хорошо. Теперь читаем второе предложение. Какое оно по цели высказывания? И почему? (Предложение Какой замечательный подарок приготовили наши друзья! по цели высказывания повествовательное, так как рассказывает, повествует) Какое оно по интонации? Почему? (по интонации - восклицательное, так как произносится с особым чувством, с радостью, воодушевлённостью)

-Всё верно. Осталось последнее предложение. Прочитайте его. Какое оно по цели высказывания? Почему? (Предложение Не перебивай товарища во время ответа! По цели высказывания побудительное, так как это просьба, приказ) А какое оно по интонации? И почему? (по интонации - восклицательное, так как произносится с особым чувством, с предупреждением)

-Какой мы сделаем вывод? (Предложения, разные по цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными).


- Ребята, давайте приступим к выполнению 4 задания. Прочитайте его. Кто прочитает вслух?
- О чем идет речь в работе Сережи? (В работе он рассказывает, что ему нравится зима, о зиме)
- Какие ошибки отметил учитель в работе Серёжи? ( В первом и последнем предложении учитель подчеркнула знаки препинания, Сережа неверно их поставил).
- Как вы считаете, почему Сережа допустил эти ошибки? С чем они связаны? ( Ошибки связаны с тем, что Сережа не различает предложения по цели высказывания и по интонации).

- Какой знак нужно было поставить в конце первого предложения? Почему? (Вопросительный, потому что Сережа задает вопрос).

- Как вы думаете, а какое оно по интонации? (Невосклицательное)

Может ли оно быть восклицательным? Докажите? (Может, но при чтении предложение будет с оттенком нетерпения, с особым чувством)

Если может, какой еще знак препинания, кроме? Мы должны поставить? (Восклицательный знак)

-Верно. Какой знак нужно поставить в конце сочинения? (Восклицательный потому что предложение побудительное и произносится с особой интонацией).

- Давайте с вами запишем исправленный вариант сочинения Серёжи.

(Когда же наступит зима? Я жду это время года. Я люблю кататься на коньках и играть в хоккей. Зима, приходи скорей!)


Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(поиск и извлечение нужной информации)



5. Обобщающая беседа

Ребята, давайте вспомним с какими предложениями мы сегодня познакомились? (Сегодня мы познакомились с восклицательными и невосклицательными предложениями).
- Что обозначают восклицательные предложения? (Предложения, которые произносятся с особым чувством).
- Что обозначают невосклицательные предложения? (Предложения без интонации, чувств).
- Что такое интонация? (Чувство, настроение, передаваемые голосом)
- Ребята, а какие предложения мы можем прочитать с восклицательной интонацией? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

- Молодцы, давайте запишем с вами домашнее задание. На странице 64 обратите внимание на 3 номер. Вы должны будете прочитать, списать текст и поставить в конце недостающие знаки препинания.


Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание.

6. Рефлексия

Итак, мы сегодня с вами поработали достаточно хорошо, но это ещё не конец. На ваших столах лежат карточки с восклицательным знаком. Ваша задача раскрасить знак препинания таким цветом, который будет отражать ваш настрой на уроке.

Зеленый – вы активно работали на уроке,

Жёлтый – вы все поняли, но не можете объяснить материал своим товарищам

И красный – у вас возникли трудности и вам надо еще поработать

- Ребята, попрошу вас поднять ваши восклицательные знаки.

(Если у кого то знаки не зелёные, спросить, с чем связано).

- Ребята, наш урок подошёл к концу, мне было приятно с вами работать. До свидания.

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения знаний)





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее