Министерство образования и науки Астраханскои области
ГАПОУ АО «Астраханскии социально-педагогическии колледж»
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
МБОУ «СОШ 8» г. Астрахани
Класс: 2 Б «», Тема: «Восклицательные и невосклицательные предложения»
Студентка:
________Алибекова А. А.
Учитель:
________Сычева Е. В.
Методист:
________ Руднева Л. М.
Оценка за урок: ________
Методист: Руднева Л. М
Астрахань, 2023
Класс:2
Тема:«Восклицательные и невосклицательные предложения»
УМК:Начальная школа 21 века,
Учебник: Начальная школа 21 века, Русскии язык, 2 класс, 1 часть.
Тип урока:урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомиться с восклицательными и невосклицательными предложениями, научиться их различать и читать с определеннои интонациеи.
Планируемые результаты (формируемые УУД):
Предметные: узнать, какие предложения называются восклицателтные, а какие невосклицательные, а также, что такое интонация
Метапредметные результаты и деятельность учащихся:
•познавательные:понимать информацию, уметь анализировать ее и воспринимать поставленную задачу;
•регулятивные: уметь производить деиствия рефлексии, уметь оценивать и контролировать собственную деятельность;
• коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника и учителя, проявлять активность для решения коммуникативных и
познавательных задач;
Личностные:учить адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебнои деятельности; развивать
доброжелательность по отношению к окружающим. Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Оборудование:учебник, презентация.
Технологическая карта.
Этап урока | Деятельность учителя и ученика | УУД |
1. Организационный момент. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Альбертовна и сегодня урока русского языка проведу у вас я. Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)
Личностные УУД (правильная посадка за партой) |
2. Минутка чистописания
| -Начнём урок с минутки чистописания. -Для начала проведем пальчиковую гимнастику. Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.) Будем листья собирать. Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)
-Послушайте загадку и отгадайте букву, которую вы будете писать. Стер с бумаги ластик наш -Молодцы! Что вы видите на доске? (буквы Лл заглавная и строчная, сочетание лк, слово лук) -Посмотрите внимательно и скажите, какое соединение у заглавной и строчной букв Лл? (нижнее). А какое соединение в сочетании строчных букв л и к? (верхнее). Верно. А в слове лук какие соединения? (У букв л и у верхнее, и у букв у и к верхнее соединение). (На слайде фото, как правильно сидеть при письме и как правильно держать ручку) -Посмотрите. как правильно сидеть при письме, сядьте также. Возьмите правильно ручку, как изображено на картинке. Тетрадь у вас должна находиться под наклоном. -Теперь пропишите до конца строки буквы и сочетания, написанные на доске, чередуя.
| Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
|
3. Словарная работа
| -Ребята, теперь будем работать со словарём. Записываем в тетради слово словарь. Вам нужно отгадать, с какими именно словами мы будем работать. Послушайте загадки. - Ловко прыгает зверек, -Записываем слово заяц, кто хочет написать его на доске? -Берем зеленую ручку, выделяем ударение. На какой слог падает ударение? (на 1 слог зА, запоминаем букву Я во втором слоге). Ставим ударение. Какую букву подчеркнем? (букву я).
-Отгадаем следующее слово. - Железный нос В землю врос, Роет, копает, Землю взрыхляет. (Лопата) -Записываем слово лопата. Берем зеленую ручку, выделим ударение. На какой слог падает ударение? (на 2 слог пА, запоминаем букву О в первом слоге). Ставим ударение. Какую букву подчеркнем? (букву О в 1 слоге).
-Отгадаем следующее слово. - Нарисует он картину, -Записываем слово карандаш. Берем зеленую ручку, выделяем ударение. На какой слог падает ударение? (на 3 слог дАш, запоминаем буквы А в первом и во втором слоге). Ставим ударение. Какие буквы подчеркнем? (две буквы А в первом и во втором слоге)
-Послушайте следующую загадку. - Здесь за партами сидим, -Запишем слово класс. Берем зеленую ручку, выделим ударение. Будем ставить ударение? (нет) Почему? (Здесь у нас один слог). Какие буквы подчеркнем, чтобы запомнить? (удвоенную согласную с) | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)
|
4.Актуализация знаний
| -Ребята, посмотрите на доску. На доске предложения: Ребята идут в школу. Ребята идут в школу? Ребята, идите в школу! -Чем эти предложения отличаются? (знаками препинания). -Почему у них разные знаки препинаия? (Разная цель высказывания) - Какие это предложения? Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные и побудительные) -Какое первое предложение по цели высказывания? Прочитайте его. (повествовательное). Почему? (оно содержит повествование). -Хорошо. Какое по цели высказывания второе предложение? Прочитайте его, соблюдая знак препинания. (вопросительное). Почему? (содержит вопрос). -Верно. А какое по цели высказывания у нас последнее предложение? Прочитайте его. (побудительное). Почему? (содержит приказ). -Как вы думаете, с чем мы продолжим работать сегодня на уроке? (с предложениями) -Верно. Как вы думаете, предложения могут различаться только целью высказывания? (Нет, наверное, чем-то еще). -Сейчас мы выполним задание и вы попробуете сформулировать тему урока. | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации)
|
5. Открытие нового знания
Наблюдение над языковым материалом
Предварительная формулировка правила
Введение термина
Работа с правилом
Упражнения на этапе первичного закрепления.
Наблюдение над языковым материалом
Предварительная формулировка правила
Работа с правилом
Упражнения на этапе первичного закрепления
Вывести на слайд |
-Посмотрите на слайд. Кто изображен на картинках? (мальчики и девочки)
-Посмотрите на первую пару предложений, прочитайте, обращая внимание на знаки препинания. (Дети читают). -Как мы произносим первое предложение? (спокойно) -А как произнесли второе предложение? (восторженно) -Хорошо. Посмотрите на вторую пару предложений, прочитайте. -Как вы произнесли первое предложение? (спокойно) -А как второе? (радостно) -Молодцы. Теперь прочитайте последнюю пару предложений. -Как произнесли первое предложение? (спокойно) - А как произнесли второе? (сердито, приказом) -В первом предложении в каждой паре стоит в конце точка, а в каждом втором предложении – восклицательный знак). Попробуйте назвать тему урока (восклицательные и невосклицательные предложения) -Поставьте цель урока (научиться различать восклицательные и невосклицательные предложения) Вернемся к нашим предложениям. -Какой можете сделать вывод? Как вы читали второе предложение в каждой паре? (с особым чувством, с особым настроением, голосом выделяли это предложение) -Все верно, предложения, которые читаются с особым чувством, радостно, сердито, грустно, восторженно и так далее, мы говорим, что они читаются с интонацией. Посмотрите на слайд, прочитайте определение, что такое интонация. (Интонация - это чувство, настроение, передаваемые голосом). -Предложения, которые мы читаем с особой интонацией, делятся на две большие группы. На восклицательные и невосклицательные. (На слайде эти термины)
-Давайте прочитаем правило, которое у нас на доске. (Читают дети, учитель перечитывает)
-Как же у нас называются предложения, которые произносятся с особым чувством? (восклицательные) -Какие бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные) -Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? (восклицательный знак) (На слайде появляется восклицательный знак)
-Посмотрите на слайд. Прочитайте задание. (Читают задание).
Что в этом задании нужно сделать? (Нужно прочитать стихи, найти восклицательные предложения и произнести их с нужной интонацией). -Кто хочет прочитать стихи? (дети читают) -Кто автор этих строк? (Корней Иванович Чуковский) -Откуда эти строчки, кто знает? (из стихотворения “Путаница”) -Посмотрите внимательно и назовите первое восклицательное предложение. (Надоело нам мяукать!). Кто говорит эти слова? (Котята) Почему оно восклицательное? (в конце стоит восклицательный знак). Как мы его произнесем? (с возмущением). Попробуйте его произнести. -Хорошо, найдите следующее восклицательное предложение. (Мы хотим, как поросята, хрюкать!). Почему оно восклицательное? (В конце стоит восклицательный знак). Как мы должны произнести это предложение? С каким чувством, настроением? (с требованием). Произнесите его. -Найдите следующее предложение. (Не желаем больше крякать!). Кто говорит эти слова? (утята). Почему оно восклицательное? (Стоит восклицательный знак). Как мы его произнесем? (с возмущением). Прочитайте его с интонацией. -И прочитайте последнее предложение. (Мы хотим, как лягушата, квакать!). Почему оно восклицательное? (Стоит восклицательный знак). Как мы прочитаем это предложение? С каким чувством? (С требованием). -Молодцы! Теперь кто-нибудь прочитает заново весь текст, соблюдая все чувства героев. (ребенок читает) -Можем ли мы сделать вывод о том, что восклицательные предложения мы читали по-разному? (Да). По интонации они одинаковые? (да, они все восклицательные). А по цели высказывания, как вы думаете, разные или одинаковые? (разные).
Верно. Давайте вспомним еще раз, какие существуют предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные и побудительные). -Ребята, посмотрите на слайд, на нем предложения. Поработаем с ними. Прочитаем первое предложение (Какой интересный фильм мы вчера смотрели!) -С каким чувством мы прочитаем это предложение? (с восторгом, с радостью). -Как вы думаете, к какому виду предложений по цели высказывания мы отнесем это предложение? (к повествовательным) -А почему? (Здесь повествуют, рассказывают, но делают это с особым чувством, с восторгом) -Хорошо. Прочитайте второе предложение. (Сколько ты съел мороженого?!) -К какому виду предложений по цели высказывания можем отнести это предложение? (к вопросительным) - Посмотрите, здесь, кроме ? стоит еще и ! Что это значит? (Стоят два знака, потому что предложения по своей сути вопросительное, но произносим мы его с особой интонацией). - Правильно, молодцы! -С каким чувством или настроением мы можем произнесем эти слова? (с возмущением, с удивлением) -Теперь прочитаем еще одно предложение. (Немедленно убери игрушки!) -С каким чувством произнесем это предложение? (с приказом) -Хорошо. К какому виду предложений по цели высказывания отнесем это предложение и почему? (к побудительному, потому что здесь приказ) -Молодцы! Как вы думаете, все эти предложения можно назвать восклицательными? (Да) -Хорошо. Давайте теперь прочитаем правило на слайде.
-Какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией? (повествовательные, вопросительные и побудительные). Что будет обозначать повествовательное предложение? ( В повествовательном предложении будет о чем то рассказываться, например «Сегодня была прекрасная погода»). Что будет обозначать вопросительное предложение (Вопросительное предложение содержит в себе вопрос, о чем то будет спрашиваться, например «Где моя игрушка?»). Что будет обозначать побудительное предложение? (Побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, например «Прыгай и бегай»). - Ребята, посмотрите на номер 2, страница 64. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (нужно прочитать предложения и определить, с какой интонацией произносится каждое предложение). -Прочитайте снизу, как нужно устно рассуждать в этом предложении. -Работаем над первым предложением. (Мы пойдем завтра в гости?) Какое это предложение по цели высказывания? Почему? (Предложение Мы пойдем завтра в гости? по цели высказывания вопросительное, так как содержит вопрос). Какое оно по интонации? И почему? (по интонации - невосклицательное, так как на конце нет восклицательного знака.) -Хорошо. Теперь читаем второе предложение. Какое оно по цели высказывания? И почему? (Предложение Какой замечательный подарок приготовили наши друзья! по цели высказывания повествовательное, так как рассказывает, повествует) Какое оно по интонации? Почему? (по интонации - восклицательное, так как произносится с особым чувством, с радостью, воодушевлённостью) -Всё верно. Осталось последнее предложение. Прочитайте его. Какое оно по цели высказывания? Почему? (Предложение Не перебивай товарища во время ответа! По цели высказывания побудительное, так как это просьба, приказ) А какое оно по интонации? И почему? (по интонации - восклицательное, так как произносится с особым чувством, с предупреждением) -Какой мы сделаем вывод? (Предложения, разные по цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными).
- Ребята, давайте приступим к выполнению 4 задания. Прочитайте его. Кто прочитает вслух? - Какой знак нужно было поставить в конце первого предложения? Почему? (Вопросительный, потому что Сережа задает вопрос). - Как вы думаете, а какое оно по интонации? (Невосклицательное) Может ли оно быть восклицательным? Докажите? (Может, но при чтении предложение будет с оттенком нетерпения, с особым чувством) Если может, какой еще знак препинания, кроме? Мы должны поставить? (Восклицательный знак) -Верно. Какой знак нужно поставить в конце сочинения? (Восклицательный потому что предложение побудительное и произносится с особой интонацией). - Давайте с вами запишем исправленный вариант сочинения Серёжи. (Когда же наступит зима? Я жду это время года. Я люблю кататься на коньках и играть в хоккей. Зима, приходи скорей!)
| Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации)
|
5. Обобщающая беседа | Ребята, давайте вспомним с какими предложениями мы сегодня познакомились? (Сегодня мы познакомились с восклицательными и невосклицательными предложениями). - Молодцы, давайте запишем с вами домашнее задание. На странице 64 обратите внимание на 3 номер. Вы должны будете прочитать, списать текст и поставить в конце недостающие знаки препинания.
| Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание. |
6. Рефлексия | Итак, мы сегодня с вами поработали достаточно хорошо, но это ещё не конец. На ваших столах лежат карточки с восклицательным знаком. Ваша задача раскрасить знак препинания таким цветом, который будет отражать ваш настрой на уроке. Зеленый – вы активно работали на уроке, Жёлтый – вы все поняли, но не можете объяснить материал своим товарищам И красный – у вас возникли трудности и вам надо еще поработать - Ребята, попрошу вас поднять ваши восклицательные знаки. (Если у кого то знаки не зелёные, спросить, с чем связано). - Ребята, наш урок подошёл к концу, мне было приятно с вами работать. До свидания. | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения знаний) |