Гулая Елена Григорьевна
Русский язык, 2 класс
Тема урока: Особенности проверяемых и проверочных слов.
Цель урока: формировать навык грамотного каллиграфического письма; развивать речь, внимание; познакомить с понятием проверочное и проверяемое слово; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе.
Оборудование: таблицы с изображением грибов ( съедобных, ядовитых), иллюстрация с изображением осени, презентация к уроку, нарисованное дерево, листочки с деревьев, кружочки из бумаги жёлтого цвета, микрофон.
Ход урока
Организационное начало урока. (Слайд 1 – тема урока) Сегодня урок я предлагаю начать с «Древа вопросов». Перед вами листочки. Напишите на них, что вы ждёте от сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать на уроке русского языка? (ребята записали вопросы, прикрепили к доске.) Сегодня на уроке мы с вами повторим, какие слова называются проверочными, а какие проверяемыми, повторим правила переноса слов с одной строки на другую, вспомним, как называются главные члены предложения. Но, знаете ли вы, что существует гриб, который умеет ходить? А хотите узнать, где он растёт и как называется? Начнём быстрее урок.
Повторение материала. 2.1. Минутка каллиграфии. (Пишу образцы на доске) ет ве ел ят Списать строки из стихотворения. (Слайд 2 – строки из стихотворения) Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. О каком времени года идёт речь? Какие изменения в природе вы наблюдаете уже в конце осени? (Рассмотреть иллюстрацию «Осень») 2.2. Во всех словах в стихотворении поставить ударение. Как называются звуки, на которые падает ударение? Как называются звуки, на которые ударение не падает? (Ударные и безударные) 2.3. Словарный диктант. Записать слова, разделить их для переноса. Экран, чайка, ёжик, ручейки, капуста, ветер, медведь, коньки, пенёк, обувь. 2.4. Игра «Микрофон» Какие из слов можно взять, чтобы составить рассказ об осени? Устно составьте рассказ с этими словами.
Новая тема. Сегодня мы с вами ещё раз повторим правила написания безударных гласных в корне слов. 3.1. Записать слова, подобрать проверочные слова. Сова - совы, доска - доски, число – числа, шаги - шаг.
Как вы думаете, какое из данных слов проверочное? Какое проверяемое? Почему? Ребята высказывают свои предположения.
Прочитаем правило в учебнике на странице 95. 5.1. Творческий диктант. (Слайд 3 – слова для творческого диктанта) Записать слова в 2 столбика. В первый столбик – проверочное слово, а во второй – проверяемое. Мячи, мяч, сад, сады, ночной, ночь, плита, плиты, грозы, гроза.
Ещё раз назовите, какие слова называются проверочными. Какие проверяемыми? (Слайд 4 – физминутка)
Физическая минутка. Меж еловых мягких лап дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох, вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип, появился гриб, гриб, гриб! Кто нашел его, друзья? Это я, это я, это я!
Закрепление материала. 7.1. Интересная минутка «А знаете ли вы?» Отгадайте загадку. Весь Антошка – шляпка да ножка. Дождь пойдёт, он подрастёт. (гриб) (Слайд 5 – отгадка к загадке – гриб, иллюстрации к занимательной минутке) Что вы знаете о грибах? Когда они растут больше? Где они растут? Знаете ли вы, что в мире есть гриб, который ходит? Растёт он в России. Он называется слизевик. Как это не странно, но он действительно передвигается. Его скорость 0,4 мм за одну минуту. Я хочу напомнить вам, что грибы бывают съедобные и ядовитые. Рассмотрите иллюстрации на доске. Вы уже знаете, что есть грибы лже. Например, лже лисички. Они похожи на настоящие грибы. Но они – ядовиты. Поэтому будьте осторожны.
7.2. Работа над предложением. Из групп слов составить предложение, записать его. Подчеркнуть главные члены предложения. (слайд 6- группы слов для этого задания)
1) много, в лесу, грибов. 2) тропинки, прячутся, в, боровики. 3) полянке, рыжики, на появились. На презентации демонстрирую названные грибы: боровик, рыжики. 7.3. Минутка поэзии. Давайте вспомним, какие вы учили стихотворения об осени? (Звучит медленная мелодия, слайд 7 – картинка осень) Ребята рассказывают стихотворения, которые учили на уроке литературного чтения: Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной», А.Плещеев «Осень наступила, С.Есенин «Закружилась листва золотая» 7.3. Работа по учебнику. Страница 96, упражнение 146. (Разбираем, что надо выполнить в этом упражнении) 8. Подведение итога урока. Что на уроке повторили? Что запомнилось? Что понравилось? Получили вы ответ на тот вопрос, который ставили в начале урока? Если нет, то мы обязательно на него ответим. 9. Минутка релаксации. На ваших партах кружочки. Нарисуйте на них смайлики с тем настроением, с которым вы заканчиваете наш урок. ( В зависимости от того, что дети нарисовали, даю комментарии) (Слайд 8- смайлик весёлый)
10. Вербальное оценивание работы учащихся на уроке. 11.Домашнее задание. Повторить выученное правило, упражнение 145. Объясняю, как это задание выполнять дома.