Конспект урока по развитию речи на тему
«Осенние секреты природы».
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными, расширение и активизация словаря глаголов).
Коррекционно - воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности, доброжелательности; формирование навыков сотрудничества; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. сюжетные картинки по теме «Осень», корзина с листьями и карточками, сенсорная тропа, прищепки.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Отгадав загадку, вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить. Послушайте загадку:
Если лист сухой летит,
На земле ковром лежит.
Среди тучек неба просинь.
Знаем точно, это….(осень)
- Верно, сегодня мы поговорим с вами об осени.
-Какое время года было перед осенью?
-Какое время года следует за осенью?
-Сколько месяцев длится осень?
- Что происходит осенью с травой?
- Что происходит с листьями?
- Что делают люди в садах и на полях?
- Как ведут себя птицы?
- Как готовятся к зиме остающиеся зимовать птицы и звери?
1. Игра «Подбери действие».
- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
- Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
- Урожай осенью — убирают.
- Птицы осенью — улетают.
- Деревья осенью — роняют листья.
- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
2. Игра «Подбери признак».
- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
3. Составление рассказа. Нас столе стоит корзина с разноцветными листьями. Педагог среди листочков находит письмо.
Учитель: Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано.
Педагог читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые педагог старается записать.
Рассказ «Осень».
На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.
4. Игра «Чей листочек?»
Учитель: Посмотрите, ребята! В этой корзинке лежат разноцветные листочки, попробуйте угадать, какие деревья прислали вам в подарок свои листья.
Дети рассматривают листочки и дают ответы. Дуб-дубовые, клён-кленовые и т.д.
- А теперь встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте от лица. Сейчас мы с вами будем дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе.
Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
- что случилось?
- давайте скажем как называется это явление. Это явление называется – листопад
Молодцы, с первым заданием справились. А теперь давайте сами листочками станем. Повторяйте волшебные слова: Покружусь, поверчусь и в листочек превращусь!
Дети кружатся, проговаривая слова и садятся на корточки. Проводится физкультминутка "Осенние листочки".
Ребята проговаривают слова и выполняют движения.
Мы листики осенние (поднимают руки вверх)
На ветках мы сидим. (раскачиваются)
Дунул ветер, полетели, полетели (кружатся)
И на землю тихо сели.(садятся на коврик)
А теперь давайте представим что мы гуляем по осеннему лесу и у нас под ногами шелестят опавшие листочки. Дети переходят на сенсорную тропу и по очереди проходят по ней. – Посмотрите на прекрасную солнечную погоду в нашем классе, давайте украсим наше солнышко лучиками (работа с прищепками).
5. Рисование пальчиками. Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи?
-А какие цвета любит осень? Правильно красный, желтый.
Осень, словно искусный художник, выбирает самые яркие цвета для украшения природы. Посмотрите, какое чудо! (просматривание иллюстраций).
А теперь пройдите на свое рабочее место и украсьте свое осеннее дерево листочками. (С помощью пальчиков дети рисуют листочки на дереве.)
6. Итог урока.
Игра: хлопать если относится к осени:
Солнце встает позже?
Становится теплее?
Начинается листопад?
Дни становятся короче?
Зацветают деревья?
Прилетают птицы?
Первый снег?
Звери надевают теплую шубу?
Идут холодные дожди?
Меняется окраска листьев?
Подведение итогов, оценивание учащихся, домашнее задание, вывешивание на стенд работ всех детей.