Технологическая карта урока (например, урока открытия нового знания)
Предмет: Родной русский язык
Класс: 3
Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.
Предметный планируемый результат (строится на основе предметного результата из РПУП, проводится конкретизация на содержание данного урока):
- умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.
- умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь)
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Отбор содержания предмета и установление связи:
Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.
Содержание:
слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь),
пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,
словообразование подбор однокоренных слов по теме урока)
Какое знание будут «открывать» учащиеся: лексическое значение слов по теме урока (из истории языка и культуры), расширение кругозора школьников.
Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.
Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.
Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.
Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.
Содержательная цель ОНЗ: расширить знания школьников по теме «Правда и ложь».
Этап урока/задача | Содержание (задания) (полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока) | Деятельность учителя (как помощника, организатора) (вопросы, действия) | Деятельность учащихся (личностные, метапредметные и предметные действия) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствие учителя. Сообщение темы урока. А для того, чтобы узнать, о чем будем говорить на уроке, предлагаю послушать текст . | Проверка готовности к уроку | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Текст. В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазеры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы – у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был большой-большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла…Стасик сочинял, что он раньше умел летать, что летал на Луну… «Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит: - Вот врут-то! И вам не стыдно? - А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем. - Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!» | Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?
Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека. | придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем
придумывать небылицы- придумщик сочинять – сочинитель обманывать - обманщик выдумывать - выдумщик рассказывать сказки - рассказчик врать – врун
|
3.Выявление места и причины затруднений. | Рассказ учителя «Из истории языка и культуры» | Слово «врать» не всегда значило «лгать». Еще 200 лет назад, во времена А. С. Пушкина, можно было услышать: «Полно врать пустяки», то есть «говорить глупости», «попусту болтать». Первоначальное значение глагола «врать» – «говорить».
| слушают и запоминают информацию. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | работа с синонимами и антонимами | Подберите синонимы и антонимы к слову «правда». Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему? | выполняют задание |
5.Реализация построенного проекта | работа в паре. 1.Сказка – (….) , да в ней намек, добрым молодцам урок. 2.Большая (….) начинается с маленького (….). 3. Жить в (…) как в тумане. 4.- Может быть, никаких друзей вовсе не бывает на свете, - сказал грустно Отшельник, - и лучше их и не искать? - (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать. Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье. | Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы. | выполняют задание |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Текст. Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть! — Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую! Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском: — Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу. Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит: — Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча! Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса: — Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой! Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».
|
Прочитайте начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда». 1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда. 2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда. |
читают текст
выполняют задания. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Составление текста. Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…) | Составьте общий текст, начните так: (показ слайда) | Правда, как (солнце), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (взглянуть) боится. Правда (по земле) идет, как (стрела), а Кривда (ковыляя.) да (пошатываясь) |
8.Включение в систему знаний повторение. | Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом. | Что общего в значении всех выделенных слов и выражений? | Ответы учеников |
9. Рефлексия УД на уроке | Беседа | Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя? | Ответы учеников |