Предмет: окружающий мир.
Класс: 4 класс.
УМК: "Школа России".
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир, Москва, «Просвещение» 2020г.
Тема урока: "Петр Великий"
Учитель: Полушкина М.А
Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Задачи урока:
Обучающие: Сформировать представления о Петре I – первом императоре. Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого. Выявить значение этих преобразований.
Развивающие: Развивать умения наблюдать, обобщать. Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.
Оборудование: учебник "Окружающий мир" 4 класс А.А. Плешаков, презентация в программе Power Point с использованием технологических приемов медиадидактики, компьютер, ИД.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
| Орг. момент | - Ребята, сегодня наше занятие будет необычное, открытое. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Мы рады приветствовать вас в классе нашем Возможно, есть классы и лучше, и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! | Слайд 1 | ||||||||||||||||||
| Проверка домашнего задания | - Молодцы! Садитесь, давайте все вместе прочитаем девиз сегодняшнего нашего урока: «Попутный ветер понесёт нас к нужным знаниям вперёд». Вот на этом корабле мы и отправимся к новым знаниям. Желаю всем успехов в работе. - Начнём наш урок с проверки ранее полученных знаний. Давайте проведем с вами небольшую историческую разминку. Для этого нам надо ответить на вопросы теста. У вас на столе лежат листочки с заданием. | Слайд 2 | ||||||||||||||||||
1. Кто призвал русский людей постоять за родную землю? а) Александр Невский б) Кузьма Минин в) Дмитрий Донской | Б Слайд 3 | ||||||||||||||||||||
2. В каком городе это произошло? а) в Нижнем Новгороде б) В Екатеринбурге в) в Москве | А | ||||||||||||||||||||
3. Что создали для борьбы с врагами? а) народный фронт б) народное собрание в) народное ополчение | В | ||||||||||||||||||||
4. Кого пригласили возглавить народное ополчение? а) Князя Дмитрия Пожарского б) Ермака в) Ивана III | А | ||||||||||||||||||||
5. В каком году народное ополчение двинулось к Москве? а) в1612 г. б) в1613 г. в) в1611 г. | А | ||||||||||||||||||||
6. Когда в России начали править цари из рода Романовых? а) 1564 г. б) 1612 г. в) 1613 г. | В | ||||||||||||||||||||
7. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 года? а) День России – 12 июня. б) День народного единства – 4 ноября. в) День Конституции – 12 декабря. | Б | ||||||||||||||||||||
| Самопроверка
| - А теперь поменяйтесь листочками и проверьте у своего соседа работу по образцу. | Б А В А А В Б Слайд 4 | ||||||||||||||||||
| Проблемный вопрос | - О каких патриотах России мы говорили на прошлом уроке? Слайд 5 Сегодня мы познакомимся ещё с одним патриотом России ... а с кем вы узнаете из стихотворения (Заранее подготовленные ученики читают стихотворение) Слайд 6 | Строитель, плотник, мореход. С его на троне воцаренья Россия славный путь ведет. Он был тогда горяч и молод Стремился Русь преобразить, Чтоб никогда ни враг, ни голод Ее не смели поразить. Ему на страшны были войны: Играя строил он полки, Чтоб, возмужав, с народом вместе, Давать отпор врагам страны! Создал он флот Отчизны нашей, Открыл морские он пути, И, прорубив окно в Европу Немало сделал для страны. И что там шведы, Карл, Полтава – Сумел стихию обуздать И на Неве, им присмиренной, Прекрасный Петербург создать! Служил он истово державе, Отдав все силы для того, Чтоб, восхищаясь предков славе, Мы вечно помнили его.
Петр I | ||||||||||||||||||
- Что вам помогло определиться с ответом?
| Был царем. Владел несколькими профессиями. Воевал со шведами. Построил город Петербург. | ||||||||||||||||||||
| Сообщение новой темы | - Кто-нибудь догадался какая тема урока? | "Петр Первый" | ||||||||||||||||||
| Целевые установки | - Что бы вы хотели узнать о Петре I? | Какой он был человек? Что сделал для России? Почему его помнят потомки? | ||||||||||||||||||
|
| Все исторические личности знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена. Кто-нибудь знает какое прозвище было Петра Первого? Предлагаю задание: Работа с интерактивной доской
- Так какое прозвище было у Петра Первого? Правильно - Великий. Молодцы! | | ||||||||||||||||||
| Работа с учебником | Давайте откроем наши учебники на стр. 95. Найдите изображение Петра I. - Внимательно рассмотрите портрет Петра. Каким человеком вы представляете Петра I, глядя на его портрет? Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста (203 см ) — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера. Сейчас я прочитаю статью из учебника «Петр Великий» на стр. 94. Вы внимательно слушайте и следите за чтением по учебнику. (Чтение статьи) | Слайд 7 Сильным. смелым, умным, волевым, большим. Слайд 8 | ||||||||||||||||||
| Первичное закрепление | - Что вы узнали нового о Петре I? | Заботился о пользе Отечества. Был провозглашен царем в 10 лет. Не любил придворную жизнь. Любил играть в военные игры. Увлекался военными науками. Мог трудиться как простые люди. Строил корабли. Хорошо учился. Освоил 14 специальностей. Бывал жесток с подчиненными. | ||||||||||||||||||
| Работа над лексическим значение незнакомых слов (физкультминутка) | - В статье вам встретились старинные слова, чтобы лучше понять их лексическое значение давайте выберем к ним синонимы.У вас на столах лежат светофорики. Вы должны решить, какое из определений правильное: первое - красный цвет или второе - зелёный цвет, подняв карточку с нужным цветом.Правил - руководил, водилПровозглашен - объявлен, приглашенСмышленый мальчик - умный, смешнойТяготила - утомляла, проглотилаПотеха - забава, поехатьНавигация - мастерство кораблевождения, ситуацияМолодцы! Почти все справились без ошибок. | | ||||||||||||||||||
| Проблемный ситуация | - Историки называют Петра I преобразователем. - Кто такой преобразователь? - Где мы можем узнать лексическое значение слова? - Давайте прочитаем значение слова. Преобразователь - тот, кто преобразует что-то новое | Дети высказывают свое мнение. Какие преобразования ввел Петр I? В толковом словаре. Слайд 9 Слайд 10 | ||||||||||||||||||
| Физкультминутка для глаз | | | ||||||||||||||||||
| Работа в парах | Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст из учебника на с.95 - 96. "Царь-преобразователь". Я раздам вам карточки с выдержками из этого текста. Работая в паре, вы должны: 1. Выяснить, какие слова пропущены в предложенном вам тексте. 2. Вписать эти слова в карточки. | Ввел новый... календарь. Празднуем новый год ... | ||||||||||||||||||
| Фронтальная проверка | Какие же преобразования сделал Петр I? | | ||||||||||||||||||
| Заочная экскурсия в петровское время (сообщение учащихся) | А сейчас мы совершим небольшую заочную экскурсию в петровское время. Нашими экскурсоводами будут Данила и Лиза. - По какой реке впервые проплыл на английском боте Петр Первый? - Выход к какому морю получила Россия, одержав победу над Шведами? (помогают экскурсоводы) Русско-шведскую войну при Петре Великом называли Великой Северной войной. Она длилась 21 год между Шведской империей и союзом северо - европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая, с сильным флотом и армией, империя — Российская, со столицей Санкт-Петербург на побережье Балтийского моря. Сейчас мы совершим заочную экскурсию по городу Петра и познакомимся с его достопримечательностями (Выход в интернет : http://www.spbmuzei.ru/video_exkursii.htm Видео-экскурсия по Санкт–Петербургу) | "Морским судам быть!"Слайд 11"Град Петра"Просмотр фрагмента экскурсии | ||||||||||||||||||
| Обобщение пройденного | Давайте вспомним все, о чем мы говорили с вами на уроке и ответьте на вопросы: Какое прозвище получил Петр I в истории России? (Петр Великий.) Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.) Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».) Как назывался его полк? (Потешный.) Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.) Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудрости корабельного дела.) Что нового появилось в России при Петре I? (Новый календарь, первая газета, музей, библиотека.) Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со станами Европы.) Когда был заложен город на Неве? (300 лет назад.) С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости.) Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов.) Назовите главную улицу. (Невский проспект.) | | ||||||||||||||||||
| Итог урока | Понравился ли вам урок?А может быть кому-то из вас захотелось узнать новые факты о Петре Великом, которых нет в учебнике?Кому из вас захотелось побывать в Санкт-Петербурге?- Давайте вспомним девиз нашего урока. На чём мы отправились к нашим знаниям? - На столах у вас лежат бумажные кораблики, если вы довольны уроком, то поделитесь хорошим настроением с нашими гостями и подарите им на память о сегодняшнем уроке свои кораблики. | (Повторяют новшества). | ||||||||||||||||||
| Домашнее задание | Стр.94-100, задание №1 или №3 на стр. 100 | |
Наш урок подошёл к концу. Все вы сегодня хорошо работали. Я вами очень довольна. Молодцы!
А самые активные ребята сегодня награждаются медалями за успехи в учении.
Кто медальку получил,
Тот пятёрку заслужил.
Домашнее задание.
Мини-сочинение
«Исторический портрет Петра I»
«Петр I: царь и человек»
«Русский костюм эпохи Петра I.»
Выполнить одно задание по выбору