«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по окружающему миру "Петр Великий"

Сформировать представления о Петре I – первом императоре. Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого. Выявить значение этих преобразований.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 класс.

УМК: "Школа России".

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир, Москва, «Просвещение» 2020г.

Тема урока: "Петр Великий"

Учитель: Полушкина М.А

Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи урока:

Обучающие: Сформировать представления о Петре I – первом императоре. Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого. Выявить значение этих преобразований.

Развивающие: Развивать умения наблюдать, обобщать. Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.

Воспитательная:  Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Оборудование:  учебник "Окружающий мир" 4 класс А.А. Плешаков, презентация в программе Power Point с использованием технологических приемов медиадидактики, компьютер, ИД.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.



Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

- Ребята, сегодня наше занятие будет необычное, открытое. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Слайд 1

Проверка домашнего задания

- Молодцы! Садитесь, давайте все вместе прочитаем девиз сегодняшнего нашего урока:  «Попутный ветер понесёт нас к нужным знаниям вперёд». Вот на этом корабле мы и отправимся к новым знаниям. Желаю всем успехов в работе.

- Начнём наш урок с проверки ранее полученных знаний. Давайте проведем с вами небольшую историческую разминку. Для этого нам надо ответить на вопросы теста. У вас на столе лежат листочки с заданием.

Слайд 2

1. Кто призвал русский людей постоять за родную землю?

а) Александр Невский

б) Кузьма Минин

в) Дмитрий Донской

Б Слайд 3

2. В каком городе это произошло?

а) в Нижнем Новгороде

б) В Екатеринбурге

в) в Москве

А

3. Что создали для борьбы с врагами?

а) народный фронт

б) народное собрание

в) народное ополчение

В

4. Кого пригласили возглавить народное ополчение?

а) Князя Дмитрия Пожарского

б) Ермака

в) Ивана III

А

5. В каком году народное ополчение двинулось к Москве?

а) в1612 г.

б) в1613 г.

в) в1611 г.

А

6. Когда в России начали править цари из рода Романовых?

а) 1564 г.

б) 1612 г.

в) 1613 г.

В

7. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 года?

а) День России – 12 июня.

б) День народного единства – 4 ноября.

в) День Конституции – 12 декабря.

Б

Самопроверка


- А теперь поменяйтесь листочками и проверьте у своего соседа работу по образцу.

Б А В А А В Б Слайд 4

Проблемный вопрос

- О каких патриотах России мы говорили на прошлом уроке? Слайд 5 Сегодня мы познакомимся ещё с одним патриотом России ... а с кем вы узнаете из стихотворения (Заранее подготовленные ученики читают стихотворение) Слайд 6

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему на страшны были войны:

Играя строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.


Петр I

- Что вам помогло определиться с ответом?



Был царем.

Владел несколькими профессиями.

Воевал со шведами.

Построил город Петербург.

Сообщение новой темы

- Кто-нибудь догадался какая тема урока?

"Петр Первый"

Целевые установки

- Что бы вы хотели узнать о Петре I?

Какой он был человек?

Что сделал для России?

Почему его помнят потомки?


Все исторические личности знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена. Кто-нибудь знает какое прозвище было Петра Первого?

Предлагаю задание:

Работа с интерактивной доской

Имя

Название в народе

Иван IV

Мудрый

Ярослав

Грозный

Владимир

Великий

Дмитрий

Калита

Александр

Донской

Иван

Невский

Юрий

Долгорукий

Пётр

Красное Солнышко

- Так какое прозвище было у Петра Первого? Правильно - Великий. Молодцы!


Работа с учебником

Давайте откроем наши учебники на стр. 95.

Найдите изображение Петра I.


- Внимательно рассмотрите портрет Петра. Каким человеком вы представляете Петра I, глядя на его портрет?

Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста (203 см ) — он выдавался в толпе на целую голову.

В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера.


Сейчас я прочитаю статью из учебника «Петр Великий» на стр. 94. Вы внимательно слушайте и следите за чтением по учебнику.

(Чтение статьи)

Слайд 7




Сильным. смелым, умным, волевым, большим.









Слайд 8

Первичное закрепление

- Что вы узнали нового о Петре I?

Заботился о пользе Отечества.

Был провозглашен царем в 10 лет.

Не любил придворную жизнь.

Любил играть в военные игры.

Увлекался военными науками.

Мог трудиться как простые люди.

Строил корабли.

Хорошо учился.

Освоил 14 специальностей.

Бывал жесток с подчиненными.

Работа над лексическим значение незнакомых слов (физкультминутка)

- В статье вам встретились старинные слова, чтобы лучше понять их лексическое значение давайте выберем к ним синонимы.

У вас на столах лежат светофорики. Вы должны решить, какое из определений правильное: первое - красный цвет или второе - зелёный цвет, подняв карточку с нужным цветом.

Правил - руководил, водил

Провозглашен - объявлен, приглашен

Смышленый мальчик - умный, смешной

Тяготила - утомляла, проглотила

Потеха - забава, поехать

Навигация - мастерство кораблевождения, ситуация

Молодцы! Почти все справились без ошибок.


Проблемный ситуация

- Историки называют Петра I преобразователем.

- Кто такой преобразователь?

- Где мы можем узнать лексическое значение слова?

- Давайте прочитаем значение слова.


Преобразователь - тот, кто преобразует что-то новое



Дети высказывают свое мнение.


Какие преобразования ввел Петр I?

В толковом словаре. Слайд 9




Слайд 10

Физкультминутка

для глаз



Работа в парах

Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст из учебника на с.95 - 96. "Царь-преобразователь".

Я раздам вам карточки с выдержками из этого текста. Работая в паре, вы должны:

1. Выяснить, какие слова пропущены в предложенном вам тексте.

2. Вписать эти слова в карточки.

  1. Ввел новый... календарь.

  2. Празднуем новый год ...
    1 января.

  3. Повелел отсчитывать годы от ... Рождества Христова.

  4. Упростил ... азбуку-кириллицу.

  5. Открыл новые ...типографии.

  6. Выпустил новую ... печатную газету.

  7. Основал первый музей ...-Кунсткамеру.

  8. Основал первую доступную всем... библиотеку.

  9. Подписал указ о создании ... Академии наук.

  10. Появился морской ...флот.

  11. Открыл новые города: ... (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург).

  12. Наладились отношения со странами ... Европы.

  13. Для подготовки специалистов были открыты ... школы.

  14. Запретил носить знатным мужчинам ... бороду.

  15. Запретил носить знатным людям русское… платье.

  16. Были созданы новые органы... управления.

  17. В 1721 году Россия стала... империей.

  18. В 1721 году Петр I стал... императором.

Фронтальная проверка

Какие же преобразования сделал Петр I?

Заочная экскурсия в петровское время (сообщение учащихся)

А сейчас мы совершим небольшую заочную экскурсию в петровское время.

Нашими экскурсоводами будут Данила и Лиза.


- По какой реке впервые проплыл на английском боте Петр Первый?

- Выход к какому морю получила Россия, одержав победу над Шведами? (помогают экскурсоводы)

Русско-шведскую войну при Петре Великом называли Великой Северной войной. Она длилась 21 год между Шведской империей и союзом северо - европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции.

С окончанием войны в Европе возникла новая, с сильным флотом и армией, империя — Российская, со столицей Санкт-Петербург на побережье Балтийского моря.

Сейчас мы совершим заочную экскурсию по городу Петра и познакомимся с его достопримечательностями (Выход в интернет : http://www.spbmuzei.ru/video_exkursii.htm Видео-экскурсия по Санкт–Петербургу)

"Морским судам быть!"

Слайд 11

"Град Петра"

Просмотр фрагмента экскурсии

Обобщение пройденного

Давайте вспомним все, о чем мы говорили с вами на уроке и ответьте на вопросы:

  • Какое прозвище получил Петр I в истории России? (Петр Ве­ликий.)

  • Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)

  • Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)

  • Как назывался его полк? (Потешный.)

  • Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)

  • Чем отличался Петр I от европейских государей своего време­ни? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудро­сти корабельного дела.)

  • Что нового появилось в России при Петре I? (Новый кален­дарь, первая газета, музей, библиотека.)

  • Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, нача­лось тесное общение со станами Европы.)

  • Когда был заложен город на Неве? (300 лет назад.)

  • С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости.)

  • Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов.)

  • Назовите главную улицу. (Невский проспект.)

Итог урока

Понравился ли вам урок?

А может быть кому-то из вас захотелось узнать новые факты о Петре Великом, которых нет в учебнике?

Кому из вас захотелось побывать в Санкт-Петербурге?

- Давайте вспомним девиз нашего урока. На чём мы отправились к нашим знаниям?

- На столах у вас лежат бумажные кораблики, если вы довольны уроком, то поделитесь хорошим настроением с нашими гостями и подарите им на память о сегодняшнем уроке свои кораблики.

(Повторяют новшества).

Домашнее задание

Стр.94-100, задание №1 или №3 на стр. 100


Наш урок подошёл к концу. Все вы сегодня хорошо работали. Я вами очень довольна. Молодцы!

А самые активные ребята сегодня награждаются медалями за успехи в учении.

Кто медальку получил,
Тот пятёрку заслужил. 

Домашнее задание.

Мини-сочинение

  • «Исторический портрет Петра I»

  •  «Петр I: царь и человек»

  • «Русский костюм  эпохи  Петра I.»

         Выполнить одно задание по выбору


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее