Окружающий мир
4 класс
Тема: Наши реки
Планируемые достижения учащихся.
Предметные результаты:
знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);
знать и показывать на картах главные реки России и своего региона;
находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике.
Метапредметные результаты:
формулировать тему урока;
составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника и презентации;
осуществлять самопроверку;
сравнивать реки по протяжённости
составлять рассказ об особенностях и значении реки.
Личностные результаты:
понимать значение рек в жизни людей;
выражать своё отношение к главной реке своего региона, её значению для жизни региона;
уметь работать в группе
Ход урока
1. Организационный момент.
-Ребята, рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза... Желаю всем дружной и плодотворной работы.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по родным просторам. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
- И чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы усвоили на предыдущих уроках окружающего мира.
(фронтальный опрос)
-Назовите формы земной поверхности. (равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги)
-Какие равнины вы знаете? (Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье)
-Назовите горы ( показ на физической карте)
3. Целеполагание.
-Мы познакомились на предыдущем уроке с поверхностями нашей Родины.
- Вы уже знаете, что на карте присутствуют разные цвета, обозначающие сушу и воду.
- Каким цветом обозначена вода на карте?
- Правильно.
- Послушайте загадку .
Текут, текут – не вытекут,
Бегут, бегут – не выбегут. Слайд № 1
-Догадались, какова тема нашего урока?
(Ответы)
- Наши реки. Слайд №2
Попробуйте сформулировать цель нашего урока
Формулировка цели: изучить основные реки России, их значение для жизни людей. Слайд №3
4.Работа над новым материалом
1) Проблемный вопрос
-Почему рядом с каждым населённым пунктом обязательно есть река?
(ответы учащихся)
Работа по учебнику: Прочитайте первый и второй абзацы материала учебника, чтобы убедиться в правильности ваших выводов (с. 62—63)
-А как вы думаете, какие бывают реки?
Перед вами две реки: горная и равнинная. Чем отличаются эти реки? Как вы думаете, почему?
Слайд № 5-6
(Дети опираются на имеющиеся у них знания, на свой жизненный опыт)
2)-С давних времён люди разных стран путешествовали по воде рек и морей, они плавали друг к другу в гости, продать свои товары, купить новые. Вдоль речных берегов много сёл и городов, и даже около небольшого городка есть пристани.
Многие наши реки имеют большую протяжённость. Если посчитать все реки длиннее 10 км, то их окажется 120 тысяч.
-Какие реки вы знаете?
3)Работа в группах:
-Расположите реки по протяжённости в порядке уменьшения
(у уч-ся карточки с названием рек и их протяжённостью)
4) Проверка выполненной работы.
Лена 4400 км |
Обь 3650 км |
Волга 3531 км |
Енисей 3487 км |
Амур 2824 км |
Урал 2422 км |
Днепр 2201 км |
Дон 1870 км |
Кама 1805 км |
Ока 1498 км |
Москва 502 км |
Нева 74 км |
5) -Богата Россия реками, а значит и питьевой водой.
- Как вы думаете, откуда может начинаться река?
Практическая работа
Слайд №7 (на слайде схема)
Вопросы по закреплению материала:
-Как называется начало реки?
-Так откуда может брать начало река? Каждая река где-то рождается. Это может быть ключ, бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах. Найдите в учебнике, как называется место рождения реки?
-Как завершает свой путь река?
-Как называется это место?
-Как определить, какой берег левый, а какой правый?
-Как будут называться притоки левого берега?
-Как будут называться притоки правого берега?
(Ответы на вопросы сопровождаются показом)
Физминутка “Правый-левый берег”
(С детьми определяем исток и направление реки. Например: “Река течет от окна к стене, рукой покажите, где находится правый берег, левый берег, исток”. Затем направление реки меняется, задания повторяются.)
6) Работа в группах.
Задание: - Подумайте, посоветуйтесь, вспомните, что вы узнали о частях реки. Заполните схему.
7) Проверка (с.136 на страничках умного совёнка)
8) – В России великое множество рек. Сегодня вы попробуете рассказать о них.
Каждая группа получает задание заполнить таблицы о реках, используя информацию учебника и тексты, предоставленные учителем.
1 группа – Волга
2 группа – Енисей
3 группа – Лена
4 группа – Дон
(учащиеся заполняют таблицы и затем представители каждой группы выступают с сообщением)
- Молодцы ребята!
- Но нельзя забывать и о наших реках, которые являются притоками более крупных рек в нашей Волгоградской области.
(Подготовленные ученики читают сообщения о Хопре и Медведице)
5. Вопросы о значении рек в жизни людей
- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у реки?
-Во всём мире существуют экологические проблемы, давайте назовём их.
(показ слайдов)
- Как взрослые и дети должны охранять водоемы?
6.Рефлексия
- Если вы для себя открыли что – то новое на уроке и полученная информация пригодится в жизни – поднимаете большой палец вверх.
Если ничего нового не узнали или считаете, что полученные знания вам не пригодятся – большой палец в сторону.
Выставление оценок.
7.Домашнее задание: проработать теоретический материал на с. 62—65 учебника, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»; работа с контурной картой.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.