Предмет – Обществознание
Класс –7
Тема – Защита Отечества.
Цель урока: опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы, подвести их к осознанию необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга; показать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством.
Задачи урока:
личностные: понимать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;
вырабатывать у учащихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга
метапредметные: научиться целеполаганию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника,
предметные: знать основные положения урока, термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность; узнать, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина, ознакомиться с биографией И. Н. Кожедуба, ознакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз безопасности России; способствовать формированию у учащихся понимания перспектив военной службы; подвести учащихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии.
Тренируемые умения: поиск в тексте ответов на конкретные вопросы, раскрытие своего понимания темы и названия произведения, отдельных слов или частей текста; анализа его логической структуры, выявления глав ной мысли, основных выводов и аргументов; комментированное чтение текста
Учебно-методическое обеспечение:
Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г.
Комментарий к Конституции Российской Федерации, Москва, 2007 г.,
Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва,«Просвещение», 2007 г.,
Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва, 2006 г.
Наглядные пособия :
Государственные и военные символы РФ.
На службе Отечеству.
Великие полководцы флотоводцы России.
Воинские ритуалы
Маршалы Великой Победы.
Твои Герои, Россия.
Сборник основных документов по вопросам подготовки граждан РФ к военной службе. ООО «Изд. Центр – редакция «Военные знания», Москва, 2001 г.,
Старинные русские пословицы и поговорки, Москва, «Детская литература», 1984 г.,
Видеофильмы
Время реализации занятия – 1 урок — 45 минут
Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический;
проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.
Авторский медиапродукт
1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007
2. Наглядная презентация учебного материала
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор
План проведения урока:
Элементы необходимого минимума содержания | Формируемые и используемые учебные действия |
Значение понятия Родина в жизни человека, почему защита Отечества – это и долг и обязанность; зачем нужна армия; какие угрозы возникают для нашей страны в XXI веке. | Выделение главного и определение смысла текста. Формулирование проблемного вопроса. Классификация, обобщение и оценивание информации. Определение и объяснение своего отношения к понятиям: армия, священный долг, патриотизм, патриот, гражданственность. Самооценка. |
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент | 1 мин. |
Мозговой штурм. Целеполагание | 5 мин. |
Работа в парах. Определение темы урока. | 5 мин. |
Просмотр фрагмента фильма «Офицеры», индивидуальные сообщения. | 9 мин. |
Изучение нового материала. Работа с Конституцией РФ и учебником. Заполнение схемы. | 18 мин. |
Рефлексия: Подведение итога урока Домашнее задание | 3 мин. 3 мин. 1 мин. |
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. «Мозговой штурм»- Ребята, что такое Родина?- Скажите, пожалуйста, для любого человека с первых дней жизни кто является самым важным человеком?- А почему? Любовь к родине начинается с семьи. — Ф. Бэкон - Ребенок вырастает, любит своих маму и папу, а что ещё учится любить человек? -Что такое Родина? Подберите к слову «родина» синонимы. – С чего начинается Родина? Просмотр слайда и прослушивание песни- А что такое Малая Родина? - Как называют людей, которые любят свою Родину и готовы ради неё на большие поступки? ( найти в учебнике ) - Как мы назовем чувство, которое испытывают патриоты? (запиши) - А когда в истории России появляется армия? С чем связана потребность в армии?- Давайте подумаем, а что охраняет армия? Армия защищает: Независимость государства Территорию Население Материальные ценности Духовные ценности | Место, где ты родился Мама, Она нас любит, защищает, жалеет и т.д Заботиться о них, защищать, помогать им. Отчизна, Отечество, Россия, Русь. Картинка в букваре, друзья, семья, родной город, страна, государство Город, село, где ты родился и живешь, г. Санкт-Петербург |
| Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины ( запись в тетрадь) Патриотизм – чувство любви к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, гордость достижениями и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины и своего народа. С появлением государства, во времена первых князей С защитой государстваНаселение, границы, территорию и т.д. |
2. Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданием) - Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны. | Вариант 1. 1.Кто Родине верен,… стой смело. 2.Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством. 3.Тяжело в учении,… тот в бою примерен. 4.За правое дело,… в бою не зевай. 5.Бой красен мужеством,… легко в бою. Вариант 2. 1.С другом по братски,… что птица без крыльев. 2.После драки,… туда и дорога. 3.Важен тот пост,… с врагом по- солдатски. 4.Командир без воли,… кулаками не машут. 5.Где тревога,… на который ты поставлен. |
3. Определение темы урока.- Запишите тему урока в тетрадь. | Запись в тетради: Защита Отечества. |
4.- История знает много примеров верного служения Родине. О некоторых героях земли русской нам расскажут ваши одноклассники, которые дома подготовили сообщения о них. -Запишите в тетрадь имена этих героях. Почему А.Невского называли миротворцем? Подберите синонимы к слову «миротворец» -Кто такой ЗАЩИТНИК Отечества? Подберите слова-синонимы к этому понятию. | Сообщение об Александре Невском, Н. Кожедубе, Г.К.Жукове
Миротворец — тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор Примиритель примирятель воин, ратник, богатырь, солдат |
5. Работа с текстом учебника и Конституцией РФ. Подумайте, почему защита Отечества – это долг и обязанность всех граждан России? | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и Конституцией РФ. Нравственный долг -это ответственность человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед обществом (Записать в тетради). Обязанность — то, что подлежит безусловному выполнению кем-либо. (по общественным требованиям или по внутренним побуждениям), закреплена в правовых нормах. |
6. Заполнить схему «Внешние угрозы для нашей страны.» и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия? | Заполнение схемы и вывод: наша страна в силу своего геополитического положения не может не быть великой державой, поэтому она обязана иметь сильную армию. Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием. |
7.Рефлексия — А какими качествами должен обладать современный военнослужащий? Предлагаю девочкам записать на рабочем листе 5-7 качеств, которыми должен обладать современный воин-защитник, а мальчики запишут те качества, которыми они сами хотели бы обладать как будущим защитникам Родины.- Проверяем. | При проверке: девочки зачитывают, мальчики записывают, затем – наоборот. |
8. Подведение итогов урока.- Почему защита Отечества — это и долг и обязанность? Какие угрозы возникают для нашей страны в XXIв.? Вы должны помнить: Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности? Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии? |
|
8. Д/з. §4, составьте портрет идеального воина (подтвердите примерами из жизни). |
|
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. Буйлова И.Ю. Обществознание. 7 класс: система уроков по учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Из-во: Учитель, 2012г.
2. Обществознание, 7 класс, Поурочные разработки, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2010.
3. http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_homeland.html
4. http://www.zakonrf.info/konstitucia/59/
5. http://www.constitution.ru/
6. https://www.google.ru/search?q
7. http://www.1september.ru