Урок по математике. Тема: «Записываем деление уголком», 3 класс.
Цель урока:
учить выполнять деление двузначного и трехзначного числа на однозначное, выполнять деление с остатком.
Задачи урока:
1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число.
2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.)
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:
« Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2).
- Почему сегодня у нас такой девиз?
- А в пути поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).
(Слайд 4, 5).
- Вы готовы к работе? Тогда в путь.
- Пожелайте друг- другу удачи!
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.)8
а)- Запишите ответ выражением и найдите его значение.
- Сова съедает в день 13 мышей. Сколько съест сова за неделю?
- Какое выражение у вас получилось?
- Найдите его значение.
- Большая синица за летний день подлетает с кормом к гнезду 400 раз. Сколько раз прилетит синица с кормом у гнезду за неделю?
- А теперь какое выражение вы составили? Найдите его значение.
б) – Назовите числа, которые без остатка делятся:
- На 5: 25, 28, 30, 38, 40, 49, 50, 55, 61, 67.
- На 8: 11,15,16,18,24,27,32,34,36,40.
в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление ) (Слайд 7).
- Давайте и здесь наведем порядок.
- Что общего во всех выражениях? (Все выражения на деление).
- Найдем значения этих выражений (по рядам).
56:4 240:60 58:9
49:7 39:5 7200:90
- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!
3.Постановка учебной задачи .(1 мин.)
- А теперь посмотрите на слайд и скажите какие записи вы не можете объяснить? (Слайд 8- на слайде схемы умножения в столбик на однозначное число, сложение в столбик трехзначных чисел, вычитание трехзначных чисел и одно деление «уголком»)
/Затруднение!!!/
- Что же вызвало у вас затруднение?
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.)
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. ) (Слайд 9).
- Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. )
5.Первичное закрепление во внешней речи. (8 – 10 мин).
а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?
Некоторые числа легко делить устно.
363:3=(300+60+3)=300:3+60:3+3:3=121
- Иногда подобрать удобные для деления слагаемые бывает сложно. Деление можно выполнить «уголком».
б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10).
- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11).
1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить число цифр в частном.
3. Найти цифры в каждом разряде частного.
Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .
а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”.
Алгоритм деления я буду подсказывать.
76:2 91:7 87:3
б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.
283:3
в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.
363: 3
г) – Работа по учебнику с.92 №4 .
Физминутка (2 - 3 мин.)
6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)
- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
с.92№5
1в-2пр.
2в-3пр.
- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.
7.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.)
- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?
- Решим задачу на с.93№6(а)
- Выполним краткую запись и решим задачу. Банка тушенки весит 375 г. А банка сгущенного молока в 5 раз легче. На сколько легче банка сгущенного молока?
8.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 12).
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Чему научились?
- Довольны ли вы своей работой?
-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:
• Научились находить первое неполное делимое?
• Научились определять количество цифр в частном?
• Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
• (Слайд 13).
-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.
9. Домашнее задание. (Слайд 14).
- Вы поняли, что нужно потренировать дома?
с.92 №3, с.93 №6(б).
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 15).