План-конспект урока математики в 1 классе
Автор Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова (УМК «Перспектива»)
Тема урока: вычитание с переходом через десяток.
Цели:
- познакомить с приёмом вычитания с переходом через десяток;
- составить алгоритм вычитания через десяток;
- тренировать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.
Планируемый результат: уметь вычитать с переходом через десяток.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Ход урока
Самоопределение к деятельности (мотивация к учебной деятельности)
Цели: - включение учащихся в учебной деятельности на личностно-значимом уровне
- определение содержательных рамок урока: вычитание с переходом через десяток
- актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности
Организация учебного процесса на 1 этапе:
Прозвенел долгожданный звонок,
Начинается урок
Чтение пословицы:
Всякий человек в деле познаётся
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
- Что это? (поговорка)
-Ка вы её понимаете?
- -Пусть эта поговорка служит вам девизом урока, поможет в вашей работе.
- Чему вы научились на прошлом уроке? (складывать числа с переходом через десяток)
- Проверим, как вы усвоили сложение с переходом через десяток.
9 + 6 = 7 + 6 = 7 + 4 =
8 +5 = 6 + 6 = 9 + 5 =
8 + 7= 7 + 7 = 8 = 4 =
- Молодцы.
- Какие шаги вы должны постараться выполнить на уроке? (Постараться самим понять, что ещё не знаем, самим «открыть» новый способ)
- А что вам поможет «открыть» новый способ? (наши знания)
- Начнём повторять, что мы уже знаем.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.
Цель: - актуализировать знание разрядов двузначного числа
- актуализировать знание вычитание из двузначного числа однозначного без перехода через десяток
- актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию
- организовать фиксацию образовательной цели и темы урока
- организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения
Организация учебной деятельности на 2 этапе
Актуализация знаний разрядов двузначного числа. Даны числа 16, 13, 14, 17, 11
– Сколько десятков и единиц в каждом из этих чисел?
- Сколько единиц нужно вычесть из каждого числа, чтобы получить 10?
- Что мы повторили?
- Почему мы повторили эти задания? (Это нам пригодится для открытия новых знаний)
- Что будет дальше? ( Задание, в котором будет что-то новое)
- Зачем вы его получите? ( Чтобы сами узнали то, что не знаем)
14 – 6 =
- Что нужно сделать в этом задании? (Вычислить значение выражения)
- Попробуйте найти значение выражения.
Выявление причины затруднения и постановки цели деятельности.
Цель:- выявить место и причину места затруднения.
Организация учебного процесса на 3 этапе:
- В чём затруднение в решении данного выражения? (Не можем из 4 единиц вычесть 6 единиц
4. Построение проекта перехода из затруднения.
Цель: - согласовать и зафиксировать цель и тему урока
- построить алгоритм вычитания с переходом через десяток;
Организация учебного процесса на 4 этапе:
- Кто предложит своё решение данного выражения?
- (Составление алгоритма вычитания с переходом через десяток ) Какой 1 шаг сделали в решении? (Вычитали из уменьшаемое столько единиц, чтобы получилось 10.)
- Какой 2 шаг? (Вычитали из 10 оставшиеся единицы.)
- Чему будем учиться на уроке?
Тема: вычитание с переходом через десяток.
- Какую цель урока ставите себе?
- Где пригодится вам умение вычитать с переходом через десяток?
Первичное закрепление во внешней речи учащихся
Цель: - усвоение способа вычитания с переходом через десяток.
Организация учебного процесса на 5 этапе.
Фронтальная работа
12 – 5 = 17 – 8 = 15 – 7 =
- Найдите значение выражения, используя алгоритм, который вы составили.
2) Работа в парах. (учебник – стр.89, №5, 2 столбик)
- Что нужно знать, работая в парах?
- Обратитесь к алгоритму, если будете испытывать трудность при нахождении значения выражений.
3) Самопроверка. (решение примеров на доске)
- Проверьте свои результаты.
- Кто ошибся?
- В чём ваша ошибка?
- Исправьте ошибку.
- Кто решил правильно, поставьте себе галочку на полях.
Самостоятельная работа самопроверкой на 6 этапе.
Цели: - уметь вычитать с переходом через десяток
- создать ситуацию успеха
Организация учебного процесса на 6 этапе.
Какой следующий шаг? (проверить себя в решении данного вида выражений)
Решите примеры на стр. 89, № 5, 3 столбик.
Самопроверка.
- Проверьте свои результаты.
- Кто ошибся?
- В чём ваша ошибка?
- Исправьте ошибку.
- Кто решил правильно, поставьте себе галочку на полях.
- Сделайте вывод.
Включение в систему знаний на 7 этапе.
Цели: - включить новое знание в систему знаний
- совершенствовать умение решать задачи
Организация учебного процесса на 7 этапе.
-Где ещё могут встретиться такие примеры ( в решении задачи)
- Решим задачу № 7 на стр. 89
-Внимательно прочитайте задачу.
- Какая из этих схем подходит к нашей задаче?
_________________________________ _________________________________
_________________________________ _________________________________
- Запишите решение задачи.
- В каком действии пришлось применить новое знание? ( в первом)
2) Самопроверка.
- Кто из вас ошибся?
- В чём ошибка?
- Исправьте её.
- Кто решил правильно, поставьте себе галочку на полях.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: - зафиксировать новое содержание, пройденное на уроке
- оценить свою работу и работу класса на уроке
Организация учебного процесса на 8 этапе.
-Какую цель ставили на уроке?
- Вам удалось достичь её?
- Вспомните пословицу.
-Теперь предлагаю оценить свою работу на уроке.
Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку.
Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, но у вас остались вопросы, то поставьте себя на вторую ступеньку.
Если вы допустили ошибки в самостоятельной работе и у вас т есть вопросы, то поставьте себя на нижнюю ступеньку.
- Покажите «лестницу успеха»
- Где вы сможете найти ответы на вопросы, которые у вас ещё остались на уроке? ( на следующем уроке математики)