Предмет: математика.
Класс: 3
УМК: «Школа 2100»
Автор УМК: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких.
Тема урока: «Высказывания со словами: все, не все, никакие, любой, каждый».
Тип урока: УНЗ
Литература: учебник «Математика» Т.Е.Демидова, часть 2, с.48-49.
Цель: - научиться читать и понимать высказывания с кванторами общности: «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый».
Задачи: - закрепить представления о понятиях «множество» и «элемент множества»;
-закрепить представления о способах задания множеств;
-закрепить представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических моделях множеств в виде диаграмм Эйлера–Венна.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. - Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Мария Юрьевна, урок математики сегодня проведу у вас я. - Наш урок мы начнём с математического диктанта. 2. Математический диктант. - Я буду вам зачитывать пример, а вы внимательно слушаете, поднимаете руку и говорите мне ответ. 1) Сумму чисел 360 и 200 уменьшить на 30. (360+200=560-30=530) 2) Разность чисел 670 и 200 увеличить на 20.(670-200=470+20=490) 3) Увеличьте 597 на 3.(597+3=600) 4) Насколько разность чисел 600 и 60 больше числа 30? (600-60=540 на 510) 5) Число 69 разделили на неизвестное число и получили 23. Чему равно неизвестное число? (69/23 = 3) 6) Какое число надо прибавить к разности чисел 76 и 38, чтобы получилось 92? (76-38=38; 92-38= 54) - Молодцы ребята. Парно-групповая работа. 3. Ребята, откройте учебник на с. 48. Найдите задание № 1. - Прочитайте задание, обсудите его в парах. - Как пара будет готова, поднимаем глазки на меня, чтобы я видела, что вы готовы. - Ребята, легко ли вам ответить на поставленные вопросы по рисункам этих множеств? - Давайте посмотрим на первый рисунок. - Какое множество задумала Лика? (Множество плоских геометрических фигур, красный овал) - Предложите элементы этого множества. (трапеция, шестиугольник, параллелограмм, треугольник, круг, квадрат, прямоугольники) - Какое множество задумал Витя? (Множество прямоугольников, синий овал) - Предложите элементы этого множества. (квадрат, 2 прямоугольника) - Какое множество задумал Костя? (Множество объёмных геометрических фигур, зелёный овал) - Предложите элементы этого множества. (шар, пирамида, конус, параллелепипед) - Ребята, давайте подумаем, какое из множеств является подмножеством другого? Почему? (Множество прямоугольников является подмножеством множества плоских геометрических фигур. Все прямоугольники – плоские фигуры, но не все плоские фигуры – прямоугольники.) - Какое из множеств не является подмножеством другого? Почему? (Множество объёмных геометрических фигур. Множества плоских и объёмных фигур не пересекаются, потому что не имеют общих элементов.) - Молодцы, вы верно нашли множества и подмножества. | Познавательные УУД Развиваем умения: 1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5.делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6.преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
|
II. Сообщение нового знания. | Парно-групповая работа. Работа по учебнику. - Давайте найдём Задание № 2 а), с. 48. Поработайте в парах, обсудите. – Ребята, давайте ещё раз рассмотрим, и назовём элементы множества Лики. (трапеция, шестиугольник, параллелограмм, треугольник, круг, квадрат, прямоугольники)
- Молодцы, верно. – Рассмотрите и назовите элементы множества Вити. (квадрат, 2 прямоугольника)
- Хорошо. – Рассмотрите элементы множества Кости. (шар, пирамида, конус, параллелепипед)
- Хорошо. 2. Давайте посмотрим задание № 2 б), с. 48 - Ребята, давайте прочитайте истинные высказывания Вити к этим множествам. Любой (каждый, всякий) прямоугольник – плоская фигура. (верно) Все прямоугольники – плоские фигуры. (верно) Не все плоские фигуры – прямоугольники. (верно) Никакие плоские фигуры – не объёмные. (верно) Никакие объёмные фигуры – не плоские. (верно) - Давайте подумаем, а как мог рассуждать Витя, составляя высказывания. -Есть ли такие прямоугольники, которые не являются плоскими фигурами? (нет) -Есть ли такие плоские фигуры, которые не являются прямоугольниками? (есть) -Есть ли такие плоские фигуры, которые имеют объём? (нет) - На какие слова вы обратили внимание? ( «любой», «все», «не все», «никакие») - Хорошо. А сейчас давайте немножко отдохнём. Физкультминутка: Раз - подняться, потянуться, | Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1.самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; 2.совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3.составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4.работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5.в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2.доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3.слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
|
III. Первичное закрепление.
| Парно-групповая работа. 1. Ребята, давайте посмотрим задание № 3, с. 49. - Рассмотрите рисунок, обсудите и приготовьте ответы на вопросы, данные под рисунком. Работайте в паре. - Что мы видим на рисунке? (множества) - Давайте назовём эти множества. (множество цветов, множество роз, множество ромашек) - Хорошо. - Какое из множеств является подмножеством другого? Почему? (Множество роз и множество ромашек являются подмножествами множества цветов, т.к. являются его частью.) - Какое из множеств не является подмножеством другого? Почему? (Множество роз и множество ромашек не имеют общих элементов, поэтому не пересекаются и не являются подмножеством друг друга.) - Молодцы. - А теперь ребята, давайте попробуем составить для этих множеств истинные высказывания: Высказывания: А) Все ромашки – цветы. Б) Все розы – цветы. В) Не каждый цветок – ромашка (роза). Г) Никакие розы – не ромашки. - Верно. - Какие ещё высказывания можно составить к этим множествам? (никакие ромашки - не розы.) - Хорошо, ребята. 2. Давайте посмотрим на следующее задание под № 4 на с. 49 - Давайте рассмотрим рисунки множеств. Проверим и объясним их. - Смотрим на множество а). - Какие множества мы видим? ( множество ворон и множество галок) - Что является подмножеством? (множество ворон является подмножеством множества галок) - Все вороны – галки, это верное или ложное высказывание? (ложное) - Молодцы. - Смотрим на множество б). - Какие множества мы видим? ( множество зайцев, множество тигр и множество животных) - Что является подмножеством? (множества зайцев и тигр являются подмножеством множества животных, но множество зайцев не являются подмножеством множества тигр, а множество тигр не являются подмножеством множества зайцев) - Значит все зайцы-животные, все тигры животные, никакие тигры – не зайцы, никакие зайцы – не тигры, это верное или ложное высказывание? (верное) - Молодцы. - Смотрим на множество в). -Какие множества мы видим? ( множество квадратов, множество прямоугольников, множество четырёхугольников) - Что является подмножеством? (множество четырёхугольников это подмножество множества прямоугольников, а множество прямоугольников это подмножество множества квадратов) - Значит все прямоугольники квадраты, все четырёхугольники – прямоугольники, это верное или ложное высказывание? (ложное) -Хорошо. Ложные высказывания: а), в). | 4.читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5.договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
IV.Самостоятельная работа.
| 1. Самостоятельная работа. Ребята, посмотрите на задание № 5а, с. 49 - Выполните данное задание каждый у себя в тетради. А на доске выполнит данное задание ….. 44:8= 5(ост.4) 40:8=5 44-40=4 32:5=6 (ост.2) 30:5=6 32-30=2 56:6=9 (ост.2) 54:6=9 56-54=2 32:7=4 (ост.4) 28:7=4 32-28=4 92:9= 10 (ост.2) 90:9=10 92-90=2 92:20=4 (ост.12) 20*4=80 92-80=12 - Хорошо. Вы все умеете решать примеры на деление с остатком. - А сейчас давайте разомнём наши пальчики. Физкультминутка для пальчиков: Мы капусту рубим. 2. Фронтальная работа. Задача № 7, с. 49 - Давайте прочитаем задачу № 7, с. 49 - Читаем задачу про себя. Вслух задачу прочитает …. - О чем говорится в задаче? (в задачи говорится о мальчике Вити) - Что известно в задаче? (В задаче известно, что Витя вырезал несколько четырёхугольников) - Что ещё нам известно? (Что третью часть этих четырёхугольников составляли прямоугольники, а 1/8 этих прямоугольников – 4 квадрата) - Какой вопрос в задаче? (Сколько четырёхугольников вырезал Витя из золотой фольги?) - Как смоделировать условие этой задачи? (1/3от четырёхугольников – прямоугольники; 1/8 от прямоугольников - 4 квадрата.) (Множество и подмножества можно представить в виде кругов, овалов, прямоугольников или в виде схемы). - Сколько действий будет в задачи? (2 действия) - Что найдём первым действием? (сколько прямоугольников) - Что найдём вторым действием? (сколько четырёхугольников вырезал Витя) - Каким действием решим задачу? (умножением) - Запишем решение задачи. К доске пойдет и запишет решение задачи …, а остальные записывают решение в тетрадях. 1) 4*8=32 (ф.) – прямоугольников; 2) 32*3=96(ф.) - четырёхугольников. Ответ: 96 четырёхугольников. - Молодцы ребята. | Личностные результаты: 1.придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; ТОУУ 2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. ТОУУ |
V. Итог урока. Рефлексия. | - Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке? (о множествах и подмножествах, об элементах множеств) - А какие слова мы использовали при составлении высказываний? (все, не все, никакие, любой, каждый) Домашнее задание: Задание № 6, с. 49 - Молодцы ребята, вы большие молодцы. Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок. Урок окончен. |
|