«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по математике 3 класс: «Высказывания со словами: все, не все, никакие, любой, каждый».

Данный урок по программе "Школа 2100"

Тема урока: «Высказывания со словами: все, не все, никакие, любой, каждый».

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Предмет: математика.

Класс: 3

УМК: «Школа 2100»

Автор УМК: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких.

Тема урока: «Высказывания со словами: все, не все, никакие, любой, каждый».

Тип урока: УНЗ

Литература: учебник «Математика» Т.Е.Демидова, часть 2, с.48-49.

Цель: - научиться читать и понимать высказывания с кванторами общности: «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый».

Задачи: - закрепить представления о понятиях «множество» и «элемент множества»;

-закрепить представления о способах задания множеств;

-закрепить представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических моделях множеств в виде диаграмм Эйлера–Венна.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь.

Меня зовут Мария Юрьевна, урок математики сегодня проведу у вас я.

- Наш урок мы начнём с математического диктанта.

2. Математический диктант.

- Я буду вам зачитывать пример, а вы внимательно слушаете, поднимаете руку и говорите мне ответ.

1) Сумму чисел 360 и 200 уменьшить на 30. (360+200=560-30=530)

2) Разность чисел 670 и 200 увеличить на 20.(670-200=470+20=490)

3) Увеличьте 597 на 3.(597+3=600)

4) Насколько разность чисел 600 и 60 больше числа 30?

(600-60=540 на 510)

5) Число 69 разделили на неизвестное число и получили 23. Чему равно неизвестное число? (69/23 = 3)

6) Какое число надо прибавить к разности чисел 76 и 38, чтобы получилось 92? (76-38=38; 92-38= 54)

- Молодцы ребята.

Парно-групповая работа.

3. Ребята, откройте учебник на с. 48. Найдите задание № 1.

- Прочитайте задание, обсудите его в парах.

- Как пара будет готова, поднимаем глазки на меня, чтобы я видела, что вы готовы.

- Ребята, легко ли вам ответить на поставленные вопросы по рисункам этих множеств?

- Давайте посмотрим на первый рисунок.

- Какое множество задумала Лика? (Множество плоских геометрических фигур, красный овал)

- Предложите элементы этого множества.

(трапеция, шестиугольник, параллелограмм, треугольник, круг, квадрат, прямоугольники)

- Какое множество задумал Витя? (Множество прямоугольников, синий овал)

- Предложите элементы этого множества.

(квадрат, 2 прямоугольника)

- Какое множество задумал Костя?

(Множество объёмных геометрических фигур, зелёный овал)

- Предложите элементы этого множества.

(шар, пирамида, конус, параллелепипед)

- Ребята, давайте подумаем, какое из множеств является подмножеством другого? Почему? (Множество прямоугольников является подмножеством множества плоских геометрических фигур.

Все прямоугольники – плоские фигуры, но не все плоские фигуры – прямоугольники.)

- Какое из множеств не является подмножеством другого? Почему?

(Множество объёмных геометрических фигур. Множества плоских и объёмных фигур не пересекаются, потому что не имеют общих элементов.)

- Молодцы, вы верно нашли множества и подмножества.

Познавательные УУД

Развиваем умения:

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

5.делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6.преобразовывать информацию из одной формы в другую:

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.


II. Сообщение нового знания.

Парно-групповая работа.

  1. Работа по учебнику.

- Давайте найдём Задание № 2 а), с. 48. Поработайте в парах, обсудите.

– Ребята, давайте ещё раз рассмотрим, и назовём элементы множества Лики.

(трапеция, шестиугольник, параллелограмм, треугольник, круг, квадрат, прямоугольники)


- Молодцы, верно.

– Рассмотрите и назовите элементы множества Вити.

(квадрат, 2 прямоугольника)


- Хорошо.

– Рассмотрите элементы множества Кости.

(шар, пирамида, конус, параллелепипед)


- Хорошо.

2. Давайте посмотрим задание № 2 б), с. 48

- Ребята, давайте прочитайте истинные высказывания Вити к этим множествам.

Любой (каждый, всякий) прямоугольник – плоская фигура. (верно)

Все прямоугольники – плоские фигуры. (верно)

Не все плоские фигуры – прямоугольники. (верно)

Никакие плоские фигуры – не объёмные. (верно)

Никакие объёмные фигуры – не плоские. (верно)

- Давайте подумаем, а как мог рассуждать Витя, составляя высказывания.

-Есть ли такие прямоугольники, которые не являются плоскими фигурами? (нет)

-Есть ли такие плоские фигуры, которые не являются прямоугольниками? (есть)

-Есть ли такие плоские фигуры, которые имеют объём? (нет)

- На какие слова вы обратили внимание? ( «любой», «все», «не все», «никакие»)

- Хорошо. А сейчас давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:

1.самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения;

2.совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3.составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

4.работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5.в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1.доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2.доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3.слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить

свою точку зрения;


III. Первичное закрепление.


Парно-групповая работа.

1. Ребята, давайте посмотрим задание № 3, с. 49.

- Рассмотрите рисунок, обсудите и приготовьте ответы на вопросы, данные под рисунком. Работайте в паре.

- Что мы видим на рисунке? (множества)

- Давайте назовём эти множества. (множество цветов, множество роз, множество ромашек)

- Хорошо.

- Какое из множеств является подмножеством другого? Почему? (Множество роз и множество ромашек являются подмножествами множества цветов, т.к. являются его частью.)

- Какое из множеств не является подмножеством другого? Почему?

(Множество роз и множество ромашек не имеют общих элементов, поэтому не пересекаются и не являются подмножеством друг друга.)

- Молодцы.

- А теперь ребята, давайте попробуем составить для этих множеств истинные высказывания:

Высказывания:

А) Все ромашки – цветы. Б) Все розы – цветы.

В) Не каждый цветок – ромашка (роза).

Г) Никакие розы – не ромашки.

- Верно.

- Какие ещё высказывания можно составить к этим множествам? (никакие ромашки - не розы.)

- Хорошо, ребята.

2. Давайте посмотрим на следующее задание под № 4 на с. 49

- Давайте рассмотрим рисунки множеств. Проверим и объясним их.

- Смотрим на множество а).

- Какие множества мы видим?

( множество ворон и множество галок)

- Что является подмножеством? (множество ворон является подмножеством множества галок)

- Все вороны – галки, это верное или ложное высказывание? (ложное)

- Молодцы.

- Смотрим на множество б).

- Какие множества мы видим?

( множество зайцев, множество тигр и множество животных)

- Что является подмножеством? (множества зайцев и тигр являются подмножеством множества животных, но множество зайцев не являются подмножеством множества тигр, а множество тигр не являются подмножеством множества зайцев)

- Значит все зайцы-животные, все тигры животные, никакие тигры – не зайцы, никакие зайцы – не тигры, это верное или ложное высказывание? (верное)

- Молодцы.

- Смотрим на множество в).

-Какие множества мы видим?

множество квадратов, множество прямоугольников, множество четырёхугольников)

- Что является подмножеством? (множество четырёхугольников это подмножество множества прямоугольников, а множество прямоугольников это подмножество множества квадратов)

- Значит все прямоугольники квадраты, все четырёхугольники – прямоугольники, это верное или ложное высказывание? (ложное)

-Хорошо.

Ложные высказывания: а), в).

4.читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

выделять главное; составлять план;

5.договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


IV.Самостоятельная работа.


1. Самостоятельная работа.

Ребята, посмотрите на задание № 5а, с. 49

- Выполните данное задание каждый у себя в тетради. А на доске выполнит данное задание …..

44:8= 5(ост.4)

40:8=5 44-40=4

32:5=6 (ост.2)

30:5=6 32-30=2

56:6=9 (ост.2)

54:6=9 56-54=2

32:7=4 (ост.4)

28:7=4 32-28=4

92:9= 10 (ост.2)

90:9=10 92-90=2

92:20=4 (ост.12)

20*4=80 92-80=12

- Хорошо. Вы все умеете решать примеры на деление с остатком.

- А сейчас давайте разомнём наши пальчики.

Физкультминутка для пальчиков:

Мы капусту рубим.
Ребром ладони дети показывают, как они рубят капусту.
Мы капусту трем.
Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.
Мы капусту солим.
Движением пальцев имитируется посыпание солью.
Мы капусту жмем.
Дети интенсивно сжимают пальцы обеих рук в кулаки.

2. Фронтальная работа.

Задача № 7, с. 49

- Давайте прочитаем задачу № 7, с. 49

- Читаем задачу про себя. Вслух задачу прочитает ….

- О чем говорится в задаче? (в задачи говорится о мальчике Вити)

- Что известно в задаче? (В задаче известно, что Витя вырезал несколько четырёхугольников)

- Что ещё нам известно?

(Что третью часть этих четырёхугольников составляли прямоугольники, а 1/8 этих прямоугольников – 4 квадрата)

- Какой вопрос в задаче?

(Сколько четырёхугольников вырезал Витя из золотой фольги?)

- Как смоделировать условие этой задачи?

(1/3от четырёхугольников – прямоугольники;

1/8 от прямоугольников - 4 квадрата.)

(Множество и подмножества можно представить в виде кругов, овалов, прямоугольников или в виде схемы).

- Сколько действий будет в задачи? (2 действия)

- Что найдём первым действием? (сколько прямоугольников)

- Что найдём вторым действием? (сколько четырёхугольников вырезал Витя)

- Каким действием решим задачу? (умножением)

- Запишем решение задачи. К доске пойдет и запишет решение задачи …, а остальные записывают решение в тетрадях.

1) 4*8=32 (ф.) – прямоугольников;

2) 32*3=96(ф.) - четырёхугольников.

Ответ: 96 четырёхугольников.

- Молодцы ребята.

Личностные результаты:

1.придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;



ТОУУ



2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

























ТОУУ

V. Итог урока.

Рефлексия.

- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке? (о множествах и подмножествах, об элементах множеств)

- А какие слова мы использовали при составлении высказываний?

(все, не все, никакие, любой, каждый)

Домашнее задание:

Задание № 6, с. 49

- Молодцы ребята, вы большие молодцы. Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок. Урок окончен.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее