Конспект урока по математике в 3 классе
Дата: 14.12.2018г.
Тема: Доли
Цели: познакомить с понятием «доли»; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять доли и сравнивать их; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; вести диалог.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Математический диктант
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят знак+, если нет — знак—.)
1. Произведение чисел 5 и 8 равно 48. (—)
2. Частное чисел 32 и 4 равно 8. (+)
3. Если 6 увеличить в 4 раза, получится 24. (+)
4. В числе 42 содержится 6 раз по 7. (+)
5. 5 больше 10 в 2 раза. (—)
6. Если 6 разделить на 6, получится 36. (—)
7. 8 умножить на 0 - получится 8. (—)
(Взаимопроверка.)
3.Сообщение темы урока.
Мультфильм «Апельсин»
-Почему рассердился волк?
-Что получил каждый из животных мультфильма?
- На сколько же долей разделили звери апельсин? (На 5)
-Предположите какая тема нашего урока?
-Какие цели перед собой поставим?
-Хотите ли вы узнать, как образуются и называются доли?
(Создание проблемной ситуации). Держу в руке яблоко и нож. Беру яблоко и говорю:
-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?
- А как яблоко разделить на доли?
-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. ---Правильно я поступила? -Получились доли? (нет)
-Почему? (доли – это одинаковые части)
-А как правильно разрезать?
Держу в руках две половинки и спрашиваю:
-На сколько равных долей разрезано яблоко?
- Если я возьму одну из двух долей, это будет одна вторая доля или половина.
-Если я разрежу каждую половинку ещё пополам и возьму одну долю, это будет одна четвёртая доля или четверть.
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
(У учащихся на столах геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат) и ножницы. Все действия учитель выполняет одновременно с детьми.)
— Возьмите круг, разрежьте его пополам.
— Покажите одну часть.
Это половина круга, или одна вторая.
— Как вы получили одну вторую часть? (Разрезали круг на 2 одинаковые части и взяли одну из них.)
— Как по-другому называют одну вторую часть круга? {Половина.)
— Сколько половин в целом круге? (2.)
— Возьмите квадрат. Разрежьте его на 4 части.
— Покажите одну четвертую часть квадрата.
— Как получили одну четвертую часть? (Разрезали квадрат на 4 части и взяли одну из них.)
— Сколько четвертых частей в целом квадрате? (4.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 92 учебника.
— Что больше: одна вторая часть или одна четвертая? (Одна вторая.)
— Покажите на разрезанном квадрате одну вторую часть, одну четвертую часть.
№ 1 (с. 92).
(Задание 1 — коллективно, с комментированием, задание 2 - самостоятельно.)
№2 (с. 92).
— Как разделили зеленую полоску? (На 2 равные части, пополам.)
— Какую долю получили? (Одну вторую.)
— Как разделили розовую полоску? (На 3равные части.)
— Какую долю получили? (Одну третью.)
— Как разделили желтую полоску? (На 4равные части.)
— Какую долю получили? (Одну четвертую.)
— Как разделили синюю полоску? (На 6равных частей.)
— Какую долю получили? (Одну шестую.)
— Какая доля больше: одна третья или половина? (Половина.) И т. д.
V. Физкультминутка
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз — на другой.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 3 (с. 93).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее записать задачу кратко? (В таблице.)
— Что примем за единицу? (Массу одного ящика.)
— Заполните таблицу.
Масса одной коробки Количество коробок Общая масса коробок
8 кг — 3 кг 9 шт. ?
— Как найти массу 9 коробок с бананами? (Массу одной коробки умножить на количество коробок.)
— Как найти массу одной коробки? (8—3 = 5.)
— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. Решение: (8 — 3) • 9 = 45 (кг).
Ответ: масса 9 коробок с бананами 45 кг.
№ 4, 5 (с. 93).
(Устное выполнение с подробным объяснением.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 93). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что такое доля?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 131, 132, 134 (с. 49).