«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по математике 3 класс "Площадь фигуры"

Планируемые результаты:

Личностные: формировать понимание значения математических знаний в собственной жизни и в жизни и деятельности людей, осознание личностного смысла изучения математики; укреплять интерес к изучению математики.

Познавательные: ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; проводить классификацию математических выражений по самостоятельно выделенным основаниям; устанавливать математические отношения между объектами (геометрическими фигурами); выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью математических записей ; решать задачи практического содержания;

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок математики в 3 классе по теме:

«Площади фигур. Сравнение площадей фигур»

( УМК «Перспектива»)

Планируемые результаты:

Личностные: формировать понимание значения математических знаний в собственной жизни и в жизни и деятельности людей, осознание личностного смысла изучения математики; укреплять интерес к изучению математики.

Познавательные: ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; проводить классификацию математических выражений по самостоятельно выделенным основаниям; устанавливать математические отношения между объектами (геометрическими фигурами); выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью математических записей ; решать задачи практического содержания;

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Предметные: знакомство с понятием «Площадь», формирование умения сравнивать площади разными способами, измерять площади различных фигур с помощью мерки.

Тип урока: урок открытия нового знания. Технология деятельностного подхода.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1). Математическая разминка.

Мы встречаем их везде – 
На земле и на воде.
В небесах и под землей.
Нам они нужны с тобой.
Будем их мы называть,
В окружении искать.
Треугольник, круг, квадрат,
Тем фигурам каждый рад.
Различить их с вами сможем.
Мы без них никак не можем.




Вы подумайте, скажите ... 
Только помнить вы должны: 
Стороны фигуры этой 
Противоположные равны.  Прямоугольник




Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. Треугольник.




Четыре угла и четыре сторонки, 
Похожи точно родные сестренки. 
В ворота его не закатишь, как мяч, 
И он за тобою не пустится вскачь. 
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат

Нашему классу выделили земельный участок для выращивания овощей. Длина участка 9 м, ширина 3 м. (24м)

-Какой длины будет забор на вашем участке? Что для этого нужно найти? (периметр)

- Сколько секций забора вам надо купить, чтобы загородить данный участок, если длина одной секции 3м? ( 8секций)

- Сколько денег вы должны будете заплатить за строительный материал для забора, если одна секция стоит 2 тыс. рублей? (16 тысяч рублей)

III. Самоопределение к деятельности.

- А если мы на этом участке захотим посадить сад. Как узнать поместятся ли на нём деревья, или нет? Что для этого мы должны знать?

- Сегодня мы познакомимся с новым понятием – площадь фигуры.

- Каждый предмет на плоскости занимает определённое место. Положите руку на парту, рука заняла место на парте. Также у вас на партах лежат тетради, учебники, пеналы. Место, которое предмет занимает на плоскости, называют площадью этого предмета.

- Что же означает это слово? Где мы можем это узнать? (в толковом словаре).

- Давайте обратимся к толковым словарям (переходим по ссылке).

Площадь

площадь, площади, пред. о площади и (устар.) на площади, мн. и площадей, жен. (книж.).

1. Часть плоскости, ограниченная ломаной или кривой линией (геом.). Площадь прямоугольника. Площадь криволинейной фигуры.

2. только ед. Пространство, поверхность, естественно ограниченная или специально выделенная, отделенная для какой-нибудь цели. Количество эксплоатируемой, полезной площади.

| Помещение, обычно измеряемое в квадратных метрах поверхности пола. Жилая площадь. Площадь дома.

| Пространство земли, занимаемое чем-нибудь. Площадь посева. Культурная площадь (см.  Расширение посевной площади. Лесная площадь.

- Какое определение подойдёт к математике?

- Площадь - часть плоскости ограниченная замкнутой кривой или ломаной линией. Обозначается площадь латинской буквой S.

-Вывод: итак, каждая фигура занимает в пространстве определенное место и имеет площадь.

- Для чего нам нужно изучать тему: «Площадь»?

-Также площадь нужно считать при ремонте квартиры, чтобы узнать, сколько плитки нужно купить, чтобы выложить стены ванной или кухни, сколько линолеума купить и т. д.

- Вторая цель, которую мы поставили перед собой – это научиться сравнивать площади фигур несколькими способами.

IV. Знакомство с новым материалом.

1Сравнение площадей фигур.

  • сравнение «на глаз»

- Давайте вспомним сказку о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина и попробуем определить, чем отличается избушка, которая была у старухи вначале и терем, в котором она жила в конце сказки.

- А теперь сравните площадь доски и площадь стены, на которой она висит; площадь ковра и площадь пола.

- Каким способом вы определили?

- Да, это и есть первый способ сравнения площадей – «на глаз».

- Приведите пример площадей в нашем классе, которые можно сравнить на глаз.

  • сравнение способом наложения

Работа в парах:

- Положите перед собой учебник математики и рабочую тетрадь на печатной основе. Что можно сказать, про их площади? Как проверить? Наложите их друг на друга.

- А теперь сравните площадь учебника и площадь тетради в клетку. Наложите их друг на друга.

Работа с интерактивом: на интерактивной доске сравниваются площади различных фигур способом наложения.

- Передвигая фигуры, сравните: малиновый и жёлтый квадраты,

салатовый и оранжевый прямоугольники,

площадь круга и белого квадрата.




Работа в группах: каждая группа получает конверт с пронумерованными фигурами. Задание:

- расположить номера фигур в порядке увеличения их площадей.

По мере выполнения, капитаны выходят к доске и записывают номера фигур.

  • сравнение с помощью мерок

(На доске две фигуры разной формы).

- Сравните площади этих фигур. Можно это сделать на глаз? (Нет).

А можно сравнить наложением? (Нет. Они разной формы).

А теперь перевернём фигуры. Что вы видите на обратной стороне? (Они поделены на квадраты).

Посчитайте квадраты. Что можно сказать о площадях?

- Вывод: площади фигур можно измерять мерками. Только какое условие должно выполняться? (Мерки должны быть одинаковыми).

Работа в парах:

- Откройте учебник на с.18. Выполните задание №2 (Сравнение площадей с помощью различных мерок).

- Какие мерки используются?

- Сколько мерок в фигуре?

- Что можно сказать о площади фигур?

Самостоятельная работа:

С.19 №6. Найдите на рисунке фигуры, площади которых равны, и назовите их номера.

- Как узнали?

Разграничение понятий «равные фигуры» и «равные площади».

- Эти фигуры равные? (Нет. При наложении не совпадают).

Работа на интерактивной доске (выполнение упражнений с диска – приложения к учебнику).

V. Физкультминутка.

Точечный массаж.

VI. Обобщение и систематизация изученного ранее материала.

Виртуальное путешествие.

1)Решение задачи:

(Просмотр видеофрагмента о музее подводной лодки)

- На подводную лодку пришли ученики третьего класса в количестве 28 человек. В первом отсеке лодки, разглядывая торпеды, задержались и отстали от своей группы 4 ученика. Во сколько раз больше ушедшая часть детей, чем отставшая?

1). Построение модели задачи.

Было – 28 учеников

О тстало – 4 ученика

в ? раз больше

Ушли - ? учеников




2). Анализ.

- Можем мы сразу сравнить ушедшую часть детей и оставшуюся? Почему?

- Можем мы узнать сколько учеников ушло?

- Как, каким образом?

3). Самостоятельное решение задачи.

1). 28-4 =24 (уч.) – ушли.

2). 24 : 4 = 6 (раз) – больше.

Ответ: в 6 раз больше ушло учеников, чем осталось.

2). Музей истории ВМФ, музей-подводная лодка находится в парке "Северное Тушино" в Москве, на берегу Химкинского водохранилища.

Длина, подводной лодки от носа до кормы составляет 90 метров, ширина 8 метров и её общая высота с рубкой 14 метров. Подводная лодка состоит из семи отсеков. Все отсеки оборудованы видеотехникой для интерактивного показа фильмов по истории флота, работе и созданию отдельных видов оборудования и вооружения. Экипаж подводной лодки состоял из 15 офицеров, 12 мичманов и 51 матроса. У каждого члена экипажа, в отличие от многих других проектов подводных лодок, была своя койка.

Б-396 совершила шесть автономных походов продолжительностью четыре месяца каждый поход.

- Внимательно прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:

1) Сколько коек находилось на борту подводной лодки? (78)

2)Сколько месяцев лодка находилась в автономных походах? (24)

VII. Рефлексия.

- С каким новым понятием мы сегодня познакомились?

- Как можно разными способами измерить площади фигур?

- Нарисуйте на полях «светофорчик»:

зелёный свет – всё понял, могу научить другого

жёлтый – понял, есть вопросы

красный – многое не понял.

VIII. Задание на дом.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее