«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Лялина Ирина Анатольевна

ГКОУ "Бежецкая школа-интернат"

учитель начальных классов



Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

Цели:

  1. продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.

Задачи:

1. прививать детям любовь к поэзии

  1. развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения

  2. учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

  3. учить умение работать с учебником, понимать задания , ставить задачи

  4. слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику. Оборудование: 

  • портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин

  •  портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков

  • аудиозапись романса в исполнении С.Лемешева


Ход урока 

I. Организационный момент

Вы друг другу улыбнитесь

 И тихонечко садитесь!

II. Проверка домашнего задания.

Речевая разминка.

Упражнения на дыхание, чтение чистоговорки.

На дворе трава,

На траве дрова.

1.– С произведением какого поэта мы знакомились на прошлом уроке? Ему принадлежат следующие строки:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса

- За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

2.Выразительное чтение стихотворение «Зимнее утро».

3.Выставление оценок.

III. Изучение нового материала.  (СЛАЙД 1)

1.- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Когда вы с ним познакомитесь, скажите, какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?

- «Зимний вечер» А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)

В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа - Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер». (СЛАЙД 2)

2.- Послушайте стихотворение (Учитель выразительно читает стихотворение.)

3. Выявление первоначального восприятия стихотворения: (СЛАЙД 3)

-Понравилось вам стихотворение?

-Какие чувства вызвало у вас?

-Какую картину вы представили?

-Какие слова вам не понятны?

4. Словарно- лексическая работа:

- Какие слова были непонятны в тексте? (СЛАЙД 4 - 7)

Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.

IV. Физкультминутка. 

5. Беседа по содержанию стихотворения.

- Какое настроение у автора?

- В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?

- Что усугубляет печаль героя стихотворения?

6. Обучение выразительному чтению.

- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.

- Перечитайте 1 четверостишие самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:

Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя, 
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.

- Как уныло и страшно в этих строчках звуки ОЙУ,О,ОЙЕ,О,ЙА! Создается образ бушующей вьюги за окном, бури.

- 2 четверостишие

То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит, 
То, как путник ЗапоЗдалый, 
К нам в окоШко поСтуЧит.

- Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

- Кто понимает и утешает одинокого поэта?

- Какими словами он называет ее?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей, 
Выпьем с горя, где же кружка? 
Сердцу будет веселей.

- Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, песни и сказки скрашивали жизнь поэта. С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.

Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

- Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила, 
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

- Для чего он это сделал?

8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Итог урока.

- На стихи Пушкина написан романс. Сейчас мы прослушаем его в исполнении русского тенора Сергея Лемешева. (Аудиозапись. (СЛАЙД 8)

Пора заканчивать урок. 
Сегодня на уроке хорошо работали…

VI. Домашнее задание.

Научиться выразительно читать стихотворение «Зимний вечер», передавая настроение автора

- Спасибо. Урок закончен.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее