Лялина Ирина Анатольевна
ГКОУ "Бежецкая школа-интернат"
учитель начальных классов
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
Цели:
продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
Задачи:
1. прививать детям любовь к поэзии
развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения
учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя
учить умение работать с учебником, понимать задания , ставить задачи
слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику. Оборудование:
портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин
портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков
аудиозапись романса в исполнении С.Лемешева
Ход урока
I. Организационный момент
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
II. Проверка домашнего задания.
Речевая разминка.
Упражнения на дыхание, чтение чистоговорки.
На дворе трава,
На траве дрова.
1.– С произведением какого поэта мы знакомились на прошлом уроке? Ему принадлежат следующие строки:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса
- За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
2.Выразительное чтение стихотворение «Зимнее утро».
3.Выставление оценок.
III. Изучение нового материала. (СЛАЙД 1)
1.- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Когда вы с ним познакомитесь, скажите, какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
- «Зимний вечер» А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)
В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа - Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер». (СЛАЙД 2)
2.- Послушайте стихотворение (Учитель выразительно читает стихотворение.)
3. Выявление первоначального восприятия стихотворения: (СЛАЙД 3)
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вызвало у вас?
-Какую картину вы представили?
-Какие слова вам не понятны?
4. Словарно- лексическая работа:
- Какие слова были непонятны в тексте? (СЛАЙД 4 - 7)
Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
IV. Физкультминутка.
5. Беседа по содержанию стихотворения.
- Какое настроение у автора?
- В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?
- Что усугубляет печаль героя стихотворения?
6. Обучение выразительному чтению.
- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.
- Перечитайте 1 четверостишие самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:
Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя,
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.
- Как уныло и страшно в этих строчках звуки ОЙУ,О,ОЙЕ,О,ЙА! Создается образ бушующей вьюги за окном, бури.
- 2 четверостишие
То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.
- Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
- Кто понимает и утешает одинокого поэта?
- Какими словами он называет ее?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей.
- Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, песни и сказки скрашивали жизнь поэта. С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.
Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
- Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
- Для чего он это сделал?
8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
V. Итог урока.
- На стихи Пушкина написан романс. Сейчас мы прослушаем его в исполнении русского тенора Сергея Лемешева. (Аудиозапись. (СЛАЙД 8)
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хорошо работали…
VI. Домашнее задание.
Научиться выразительно читать стихотворение «Зимний вечер», передавая настроение автора
- Спасибо. Урок закончен.