Конспект урока по литературному чтению согласно требованиям ФГОС
3 класс
Тема: А.И. Куприн «Слон». (Урок 1)
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»;
способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации;
обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию;
совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы;
совершенствовать умение определять жанр произведения.
Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.
Задачи:
создать ситуацию сопричастности, сочувствия, сострадания;
настроить на эмоционально-чувственное восприятие художественного текста через музыкальное произведение;
формировать навыки исследовательской работы: умение строить предположения и вести доказательство.
УУД:
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
выявлять основную мысль произведения;
формулировать основную мысль на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные:
формулировать тему урока и его задачи;
составлять план работы по решению учебных задач, поставленных на уроке.
Коммуникативные:
осознавать цель своего высказывания;
строить диалог с учителем;
задавать вопросы;
слушать ответы одноклассников.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения «Родная речь» Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Ход урока.
Организационный момент (Слайд 1)
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
Разминка речевого аппарата (Слайд 2)
Начнём наш урок с разминки. Прочитайте про себя «чистоговорку», записанную на доске.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Задания: прочитать в обычном темпе, прочитать с ускорением, прочитать громко, прочитать тихо, прочитать весело.
Постановка проблемного вопроса. Определение темы урока (Слайд 3)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями, помещёнными в раздел «Были-небылицы». Определить его название нам поможет следующая загадка:
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит ….(Слон)
4. Актуализация знаний учащихся (Слайды 4-7)
- Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей)
Рассказ учителя о слонах.
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метров, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.
Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
- Рассказ «Слон», знакомство с которым мы начнём сегодня на уроке, написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн. (Слайд 8)
Ознакомление с жизнью и творчеством писателя (Слайд 9)
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10)
6. Знакомство с текстом произведения (Слайд 11)
- А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение.
- Слушаем внимательно аудиозапись, можно следить по тексту учебника (стр. 25) и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ. (До слов «Но однажды утром»).
7. Беседа по первичному восприятию произведения. (Слайд 12)
- Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного отрывка? Почему?
8. Работа по тексту произведения (Слайд 13)
- Как зовут главную героиню рассказа?
- Кто приходит к Наде?
- Чем больна девочка? Как вы понимаете слово «равнодушие»?
- Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю?
- Как себя ведут родители больной девочки?
- Что снится Наде?
(Слайд 14)
- А сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент прелюдии Шопена. (Звучит аудиозапись).
- Созвучно ли это музыкальное произведение с рассказом Куприна. Докажите.
9. Физкультминутка (Слайд 15)
По саване слон гулял,
Топ-топ, топ-топ.
Где слониха, слон не знал,
Топ-топ, топ-топ.
А слониха у реки,
Буль-буль, буль- буль.
Мыла хобот и клыки,
Буль-буль, буль-буль.
10. Продолжение знакомства с текстом произведения (Слайд 16)
- Хотите узнать, что произошло однажды утром?
- Продолжим знакомство с рассказом (Чтение текста учащимися « по цепочке» до слов « Я устала…Извини меня, папа…»
12. Беседа по прочитанному
- Как вы думаете, что приснилось Наде?
- Почему вы так решили?
- Какого слона принёс Наде папа?
- Почему игрушечный слон не понравился девочке?
- Как объясняла Надя, почему она хочет именно живого слона?
- Как реагировал на её просьбу папа?
13. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 17)
- Итак, наш урок подходит к концу. Удастся ли папе выполнить просьбу Нади, мы узнаем на следующих уроках. А пока закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал …..
* Мне показалось интересным ….
* Меня удивило…..
14. Домашнее задание (Слайд 18)
Стр. 28- 33, читать