«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по литературному чтению с применением групповой и парной работ

Тема. Русская народная сказка «Два Мороза»

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

Оборудование: карточки для парной и групповой работы.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема.             Русская народная сказка «Два Мороза»

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

Оборудование:  карточки для парной и групповой работы.

Сценарий урока

  1. Организация урока

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Чтобы многое узнать

Книги надо нам читать.

  1. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

- Кто автор этого стихотворения?

- Чем любуется поэт?

Чтение стихотворения «Берёза» С. Есенина наизусть.

  1. Самоопределение к действию.

  1. Речевая разминка:

Городу ночью холодно стало,

Ночь  для него одеяло достала,

Снегом заботливо город одела

И просветлела от доброго дела.

Чтение с логическим ударением.

  1. Определение темы урока.

- Тема урока зашифрована в таблице.

- Зачеркни в каждой строке одинаковые буквы,  и ты узнаешь название произведения. Приложение. Таблица № 1

- Как вы думаете, какое произведение будем читать на уроке?

- К  какому жанру относится это произведение? Почему вы так считаете?

- Какие бывают сказки?

4. Работа над произведением.

1) Словарная работа перед чтением сказки.

- При прослушивании произведения вам встретятся слова, объясните их лексическое значение.

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек  человек, рубящий дрова.

Купец –  богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

- После прослушивания,   должны будете определить, какая это сказка.

Прослушивание аудиозаписи (1 части).

- Почему Мороз Синий нос посмеивался?

- Как вы считаете, удалось ему заморозить купца?

- Как чувствовал себя Мороз Красный нос? Что значит «ёжится?»

- Как вы думаете, заморозил  Мороз Красный Нос дровосека?

- Проверим  наши предположения. Прочитаем сказку до конца. Помогут мне ребята.

(Читает сначала учитель, а потом сильные ученики).

- Оправдались наши предположения?

- Какая это сказка? (Бытовая) – Почему? (События происходят в жизни людей).

- Что ещё указывает, что это сказка? (Зачин, повторы, концовка).

Физкультминутка - игра

Я – Мороз Красный Нос

Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)

Братья меж собой родные

Мы Морозы удалые (приседают  в присядку)

Землю снегом мы укроем (имитируют движения)

Через речку мост  построим

Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)

Коль на улице мороз.(растирают)

Хотим позабавиться,

Силой помериться. (кидаются снежками)

6. Закрепление изученного.

  1. Словарная работа.

- Перед тем, как вы начнёте читать сказку, давайте  потренируемся и прочитаем сложные слова на доске:

проезжая дорога – «зж» читается как долгое мягкое «ж»

свистнули – непроизносимый согласный звук «т».

А теперь читаем сначала по слогам, а потом целыми словами:

ко-ло-коль-чик

ду-бун-чик

дро-во-сек

крес-тья-нин

вы-ко-ла-чи-вать

по-за-ба-вить-ся

2. Вторичное чтение.

 -А теперь приступаем к чтению.

          Сильная группа. Читает самостоятельно и работает по карточкам.

          Приложение № 3

Слабая группа. Читает текст с учителем и отвечает на вопросы по ходу чтения.

- Будем читать по цепочке, стараемся читать выразительно, соблюдая все знаки препинания.

  • От начала текста заканчивая словами … встретим кого.

- Как решили позабавиться Морозы?

  • … Побежали оба … щёлкнули, побежали.

      - Кого решил заморозить Мороз – Красный нос? (Бедного крестьянина, потому что у него была  старая и рваная одежда).

  • … А к вечеру … да ёжится.

- Что обозначает слово «ёжится»?

- Какое настроение было у Мороза Синего носа? А у Красного носа?

  • … Ну что… насквозь

- Удалось ли заморозить купца? Почему?

  • … Ну а ты … болят.

- Удалось ли заморозить крестьянина? Почему?

  • Покачал головой … до конца.

- Кто выиграл спор? Почему? (Синий нос был старше и опытней).

- Какова основная  мысль сказки?

- В каких словах она заключается?

- Как вы понимаете их смысл?

Проверка работы сильной  группы

- На сколько частей разделили сказку?

- О чём говорится в первой части?

- О чём говорится во второй части?

3)  Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы. Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза»? Почему?

4) Ориентирование в социуме.

 Как нужно вести себя на улице в морозные дни?

5) Работа в группах. 

Работа по развитию словарного запаса.

     Приложение таблица № 2

 6)  Чтение отрывка по ролям.

– Сколько действующих лиц?   (Двое и автор). С какой интонацией будем читать слова Мороза Красного носа, Синего носа?

- Начнём со слов «Ну что, - спрашивает он…» (с. 200 – 201)

7.   Итог урока.

- Какое произведение читали?

- К какому жанру относится?

- Кто автор произведения?

- В каких словах заключается главная мысль сказки?

8. Домашнее задание.

Прочитать сказку по ролям.

9. Рефлексия

Закончи предложение:

- Мне понравилось …

- Мне запомнилось …

Приложение

Таблица № 1

д

с

д

о

ф

б

й

м

в

а

в

т

ж

х

к

а

л

а

з

о

ц

м

с

в

с

ф

ж

м

о

ш

а

я

з

о

х

р

з

а

р

к

ю

м

м

н

о

з

х

щ

о

к

п

з

в

й

з

ь

н

я

ч

а

т

а

л

- Зачеркни в каждой строке одинаковые буквы, и ты узнаешь название произведения.

Таблица № 2

Задание 1

Соедини стрелками   слова, которые относятся к поведению купца, а какие к крестьянину?

кутается                                         Крестьянин

бежит

рубит

лежит                                            

 машет                                             Купец

 выколачивает

Задание 2

Подчеркни слова, которые характеризуют купца, крестьянина.

  Купец - ленивый, честный, сообразительный, трудолюбивый,  заботливый, любознательный, безразличный.

Крестьянин - ленивый, честный, сообразительный, трудолюбивый,  заботливый, любознательный, безразличный.

Таблица № 3

Задание 1

Прочитай сказку про себя.

Задание 2

 Раздели текст на части. Сколько получилось частей? О чём говорится в каждой части?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее