Урок по предмету «Литературное чтение» во 2 классе
Тема. Я и моя семья
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Я и моя семья»
Задачи:
- формировать умение искать выход из проблемной ситуации, отвечать на проблемные вопросы;
- учить составлять пословицы, понимать их смысл;
- развивать читательские умения учащихся, речь и творческие способности;
- расширять представления учащихся о понятиях «семья» и «семейные ценности».
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, парная, фронтальная.
Педагогические технологии: элементы технологии критического мышления, ИКТ, игровые технологии.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, мультимедийная презентация, книги Н. Носова, карточки с пословицами, названия страниц альбома, карточки-сигналы «Я готов», тест «Я и моя семья», шкалы эмоций, фотографии семей.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
- Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу успехов, удачи, хорошего настроения и положительных эмоций.
Постановка цели и задач. Игра «Волшебная коробочка»
- Ребята, у меня есть волшебная коробочка. В ней спрятаны необычные предметы. Вам по предмету нужно угадать произведение и автора.
Предмет | Название произведения | Автор |
Ножик | «Торопливый ножик» | Евгений Пермяк |
Собака | «Про умную собаку» | Анатолий Седугин |
Леденец | «Леденец» | Николай Носов |
Рыбка | «Первая рыбка» | Евгений Пермяк |
Печенье | «Печенье» | Валентина Осеева |
- Что объединяет все эти произведения? (Тема – семья.)
- В каком разделе мы читали эти произведения? (Я и моя семья.)
- Сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Я и моя семья».
- На уроке мы вспомним о произведениях из этого раздела и их авторах, будем учиться составлять пословицы и понимать их смысл, выразительно читать стихи и рассказы, а насколько хорошо вы усвоили все эти знания нам поможет определить тест.
Ключевые слова:
произведения и авторы
пословицы
выразительное чтение стихов и рассказов
тест
Теги к слову «Семья»
- С какими словами у вас ассоциируется слово «семья»? (Добро, счастье, любовь, мама, радость, все вместе, улыбка, смех …)
- Я хочу, чтобы все эти чувства, слова, эмоции, приятные переживания прошли с вами через всю жизнь и нашли отражение в вашей семье, которую вы создадите.
А обобщать и систематизировать свои знания по этой теме мы будем, листая семейный альбом.
Обобщение и систематизация ранее полученных знаний
Страничка «Загадочные слова»
(работа в парах: 1в. – называет автора, 2в. – произведение хором)
- Угадайте автора и название произведения по отрывку. Обсудите в парах.
Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю. («Моя родня» Яков Аким) (читает 1 ученик)
А вскоре загорелся свет –
И стало нечего бояться …
Я мамину оставил руку,
А то ещё начнёт стесняться. («Смельчак» Алексей Стариков) (читают учитель и ученик)
Мама устала,
Павлик помог.
Мама сказала:
- Спасибо, сынок! («Спасибо» Владимир Данько) (читают учащиеся по строчке по цепочке)
Завёлся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья. («Никто» Борис Заходер) (читают хором по строчке девочки, потом мальчики)
- Вы молодцы. Успешно справились с этим заданием. Оцените свою работу в паре (1 пара).
2. Страничка «Эрудиты». Викторина «Кто это?» (фронтальная работа)
У детей карточки-сигналы «Я готов». Кто знает ответ, поднимает карточку «Я готов». Следующего вызывает тот, кто назвал правильный ответ, и даёт ему словесную оценку.
Вопрос | Ответ | ||
Автор | Название произведения | ||
Белорусский писатель, рассказ которого размещён в разделе | Янка Брыль | «Просто и ясно» | |
Женщины- писательницы и поэтессы и их произведения | Валентина Осеева
Агния Барто | «Печенье» «Хорошее» «Плохо» «Я расту!» | |
Автор, который написал книги «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» | Николай Носов | «Леденец» | |
Автор слов трёх гимнов России | Сергей Михалков | «Лапуся» «Про мимозу» | |
Автор книги «Денискины рассказы» | Виктор Драгунский | «Третье место в стиле баттерфляй» | |
Автор, который написал книгу «Азбука» | Лев Толстой | «Отец и сыновья» «Косточка» |
- Молодцы, вы были внимательны, отвечали на все вопросы уверенно, правильно.
Страничка «Знатоки пословиц» (работа в группах, защищает работу 1 учащийся с каждой группы, выполняя задание на интерактивной доске).
- Вам будет помогать помощник-консультант. К нему можно обратиться за помощью.
группа - составьте пословицу, объясните её смысл, к каким
произведениям из раздела «Я и моя семья» она подходит?
друга, лучше, матушка, Нет, чем, родная
Нет лучше друга, чем родная матушка. («Мама» Ю. Яковлев, «Просто и ясно» Я. Брыль, «Смельчак» А. Стариков)
2 группа – продолжите пословицу, объясните её смысл, к каким произведениям из раздела «Я и моя семья» она подходит?
Один за всех и … (все за одного).
(«Отец и сыновья» Л. Толстой)
3 группа – исправьте ошибки в пословице, объясните её смысл, к каким произведениям из раздела «Я и моя семья» она подходит?
Человек красен не слогами, а делами.
Человек красен не словами, а делами.
(«Хорошее» В. Осеева)
(Помощник-консультант подходит по сигналу поднятой руки, оценивает работу детей в группе.)
Физкультминутка
- Сейчас мы помогали друг другу, работая в группах и парах. Вспомним, а как мы можем помочь маме.
Мы семья – всегда мы вместе,
Нам нельзя стоять на месте.
И друг другу, если можем,
Мы всегда во всём поможем.
Маме дружно помогаем,
С полок пыль мы вытираем,
Моем гладкие окошки,
Со стола смахнём все крошки,
Потрясём половики,
Чисто вымоем полы.
Потрудились, отдохнули,
Сели разом за столы.
Взяли книжки, взяли ручки,
И дождались тишины.
Страничка «В стране Читландии» (3 учащихся)
- Ребята, сейчас вам нужно вспомнить все произведения из раздела «Я и моя семья», выбрать любимое и выразительно зачитать отрывок из него. Чем тебе понравилось это произведение?
- Оценка ответа учителем.
- Оцени свой ответ (оценка ответа самим учеником).
- Хочешь ли ты, чтобы твой ответ оценили ребята?
(Оценка ответа другим учеником.)
6. Страничка «В стране Поэзии» (6 учащихся)
- А теперь мы окажемся в стране Поэзии. А что такое поэзия? Здесь мы вспомним некоторые стихотворения, которые читали в разделе «Я и моя семья».
- Предлагаю прочитать наизусть по ролям стихотворение
Э. Успенского «Разгром». Каких действующих лиц этого стихотворения я должна пригласить?
- Сейчас мы услышим выразительное чтение стихотворения Бориса Заходера «Никто». Читаем по столбикам. Молодцы, ребята! Вы читали стихотворения выразительно, громко, без ошибок и действительно порадовали нас. Я думаю, что вы достойны аплодисментов.
7.Страничка «Послание родителям» (работа в группах, защищают работу по 3 человека с группы)
- А сейчас я хочу, чтобы вы обратились к своим родителям. Вы можете сказать им всё, что пожелаете. Будем работать в группах.
- Сейчас вы можете обратиться к нашим гостям, ведь они тоже чьи-то мамы, чьи-то родители. Я думаю, что вы вырастите хорошими дочками и сыночками.
IV. Проверка полученных знаний. Степень усвоения раздела «Я и моя семья»
- Мы обобщили и систематизировали материал по теме «Я и моя семья». Пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили знания по данному разделу. Это мы будем делать при помощи теста. Выполняем самостоятельно. Я желаю вам высоких результатов.
Тест по разделу «Я и моя семья»
С чего, по мнению Ю. Яковлева, начинается любовь к Родине?
а) с любви к животным;
б) с любви к матери;
в) с хорошей учёбы.
Что разбил Миша из рассказа «Леденец» Н. Носова?
а) сахарницу;
б) вазу;
в) чашку.
Какое слово характеризует мальчиков из рассказа В. Осеевой «Плохо»?
а) добрые;
б) равнодушные;
в) весёлые.
Какая пословица подходит к рассказу Е. Пермяка «Торопливый ножик»?
а) Не спеши языком, торопись делом.
б) Сделал дело – гуляй смело.
в) Есть терпение, будет и умение.
Чему учит рассказ Л. Толстого «Отец и сыновья»?
а) жить в согласии;
б) любить детей;
в) любить родителей.
Кто выполнит все задания, встаёт и делает упражнения для глаз.
Взаимопроверка и взаимооценка. Ключ к выполнению заданий показан на интерактивной доске:
1 – б
2 - а
3 - б
4 – в
5 – а
Запишите, сколько ошибок допустил ваш сосед. Оцените работу:
высокий уровень - 0 ошибок,
средний уровень - 1-2 ошибки,
низкий уровень - 3 и более ошибок (смайлики).
- Молодцы, я вижу, что материал раздела «Я и моя семья» усвоен на высоком уровне, но тема эта интересна и мы продолжим говорить о ней на уроке внеклассного чтения, поэтому домашнее задание у нас будет на выбор.
V. Домашнее задание (напечатано на листах)
Прочитать рассказы Н. Носова на тему «Семья».
Задания:
1 – подготовить выразительное чтение 1 рассказа;
2 – подготовить пересказ 1 произведения;
3 – подготовить высказывание на тему «Любимые герои Н. Носова»
Сейчас вам сложно сделать свой выбор, поэтому я предлагаю подумать над этим дома.
VI. Итог урока
- Давайте вспомним, какие задачи мы решили на уроке. Сделаем вывод, значит мы достигли цели урока?
- Ребята, посмотрите, сегодня нас на уроке окружали самые близкие, самые дорогие люди. Это наши мамы и папы, братишки и сестрёнки. Это наши семьи. В прошлом году 1 сентября все эти семьи стали одной большой дружной семьёй. Как вы думаете называется эта семья? У нас, как и у каждой семьи есть фамилия – 2В. Ребята, а какая наша семья? Я хочу, чтобы вы всегда были такими.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про нас говорили: «Друзья:
Какая хорошая ваша семья!»