«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по литературному чтению по теме "Обобщение. Я и моя семья"

Урок проводится в виде путешествия по страниччкам раздела "Я и моя семья"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок по предмету «Литературное чтение» во 2 классе


Тема. Я и моя семья

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Я и моя семья»

Задачи:

- формировать умение искать выход из проблемной ситуации, отвечать на проблемные вопросы;

- учить составлять пословицы, понимать их смысл;

- развивать читательские умения учащихся, речь и творческие способности;

- расширять представления учащихся о понятиях «семья» и «семейные ценности».


Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, парная, фронтальная.


Педагогические технологии: элементы технологии критического мышления, ИКТ, игровые технологии.


Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, мультимедийная презентация, книги Н. Носова, карточки с пословицами, названия страниц альбома, карточки-сигналы «Я готов», тест «Я и моя семья», шкалы эмоций, фотографии семей.

Тип урока: обобщающий.


Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап

- Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу успехов, удачи, хорошего настроения и положительных эмоций.

  1. Постановка цели и задач. Игра «Волшебная коробочка»

- Ребята, у меня есть волшебная коробочка. В ней спрятаны необычные предметы. Вам по предмету нужно угадать произведение и автора.

Предмет

Название произведения

Автор

Ножик

«Торопливый ножик»

Евгений Пермяк

Собака

«Про умную собаку»

Анатолий Седугин

Леденец

«Леденец»

Николай Носов

Рыбка

«Первая рыбка»

Евгений Пермяк

Печенье

«Печенье»

Валентина Осеева


- Что объединяет все эти произведения? (Тема – семья.)

- В каком разделе мы читали эти произведения? (Я и моя семья.)

- Сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Я и моя семья».

- На уроке мы вспомним о произведениях из этого раздела и их авторах, будем учиться составлять пословицы и понимать их смысл, выразительно читать стихи и рассказы, а насколько хорошо вы усвоили все эти знания нам поможет определить тест.

Ключевые слова:

  • произведения и авторы

  • пословицы

  • выразительное чтение стихов и рассказов

  • тест

Теги к слову «Семья»

- С какими словами у вас ассоциируется слово «семья»? (Добро, счастье, любовь, мама, радость, все вместе, улыбка, смех …)

- Я хочу, чтобы все эти чувства, слова, эмоции, приятные переживания прошли с вами через всю жизнь и нашли отражение в вашей семье, которую вы создадите.

А обобщать и систематизировать свои знания по этой теме мы будем, листая семейный альбом.


  1. Обобщение и систематизация ранее полученных знаний

  1. Страничка «Загадочные слова»

(работа в парах: 1в. – называет автора, 2в. – произведение хором)

- Угадайте автора и название произведения по отрывку. Обсудите в парах.

  • Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю. («Моя родня» Яков Аким) (читает 1 ученик)

  • А вскоре загорелся свет –

И стало нечего бояться …

Я мамину оставил руку,

А то ещё начнёт стесняться. («Смельчак» Алексей Стариков) (читают учитель и ученик)

  • Мама устала,

Павлик помог.

Мама сказала:

- Спасибо, сынок! («Спасибо» Владимир Данько) (читают учащиеся по строчке по цепочке)

  • Завёлся озорник у нас.

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья. («Никто» Борис Заходер) (читают хором по строчке девочки, потом мальчики)

- Вы молодцы. Успешно справились с этим заданием. Оцените свою работу в паре (1 пара).

2. Страничка «Эрудиты». Викторина «Кто это?» (фронтальная работа)

У детей карточки-сигналы «Я готов». Кто знает ответ, поднимает карточку «Я готов». Следующего вызывает тот, кто назвал правильный ответ, и даёт ему словесную оценку.


Вопрос

Ответ

Автор

Название произведения

Белорусский писатель, рассказ которого размещён в разделе

Янка Брыль

«Просто и ясно»

Женщины- писательницы и поэтессы и их произведения

Валентина Осеева



Агния Барто

«Печенье»

«Хорошее»

«Плохо»

«Я расту!»

Автор, который написал книги «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»

Николай Носов

«Леденец»

Автор слов трёх гимнов России

Сергей Михалков

«Лапуся»

«Про мимозу»

Автор книги «Денискины рассказы»

Виктор Драгунский

«Третье место в стиле баттерфляй»

Автор, который написал книгу «Азбука»

Лев Толстой

«Отец и сыновья»

«Косточка»

- Молодцы, вы были внимательны, отвечали на все вопросы уверенно, правильно.

  1. Страничка «Знатоки пословиц» (работа в группах, защищает работу 1 учащийся с каждой группы, выполняя задание на интерактивной доске).

- Вам будет помогать помощник-консультант. К нему можно обратиться за помощью.

  1. группа - составьте пословицу, объясните её смысл, к каким

произведениям из раздела «Я и моя семья» она подходит?

друга, лучше, матушка, Нет, чем, родная

Нет лучше друга, чем родная матушка. («Мама» Ю. Яковлев, «Просто и ясно» Я. Брыль, «Смельчак» А. Стариков)

2 группа – продолжите пословицу, объясните её смысл, к каким произведениям из раздела «Я и моя семья» она подходит?

Один за всех и … (все за одного).

(«Отец и сыновья» Л. Толстой)

3 группа – исправьте ошибки в пословице, объясните её смысл, к каким произведениям из раздела «Я и моя семья» она подходит?

Человек красен не слогами, а делами.

Человек красен не словами, а делами.

(«Хорошее» В. Осеева)

(Помощник-консультант подходит по сигналу поднятой руки, оценивает работу детей в группе.)

  1. Физкультминутка

- Сейчас мы помогали друг другу, работая в группах и парах. Вспомним, а как мы можем помочь маме.

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте.

И друг другу, если можем,

Мы всегда во всём поможем.

Маме дружно помогаем,

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки,

Со стола смахнём все крошки,

Потрясём половики,

Чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули,

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки,

И дождались тишины.

  1. Страничка «В стране Читландии» (3 учащихся)

- Ребята, сейчас вам нужно вспомнить все произведения из раздела «Я и моя семья», выбрать любимое и выразительно зачитать отрывок из него. Чем тебе понравилось это произведение?

- Оценка ответа учителем.

- Оцени свой ответ (оценка ответа самим учеником).

- Хочешь ли ты, чтобы твой ответ оценили ребята?

(Оценка ответа другим учеником.)

6. Страничка «В стране Поэзии» (6 учащихся)

- А теперь мы окажемся в стране Поэзии. А что такое поэзия? Здесь мы вспомним некоторые стихотворения, которые читали в разделе «Я и моя семья».

- Предлагаю прочитать наизусть по ролям стихотворение

Э. Успенского «Разгром». Каких действующих лиц этого стихотворения я должна пригласить?

- Сейчас мы услышим выразительное чтение стихотворения Бориса Заходера «Никто». Читаем по столбикам. Молодцы, ребята! Вы читали стихотворения выразительно, громко, без ошибок и действительно порадовали нас. Я думаю, что вы достойны аплодисментов.

7.Страничка «Послание родителям» (работа в группах, защищают работу по 3 человека с группы)

- А сейчас я хочу, чтобы вы обратились к своим родителям. Вы можете сказать им всё, что пожелаете. Будем работать в группах.

- Сейчас вы можете обратиться к нашим гостям, ведь они тоже чьи-то мамы, чьи-то родители. Я думаю, что вы вырастите хорошими дочками и сыночками.

IV. Проверка полученных знаний. Степень усвоения раздела «Я и моя семья»

- Мы обобщили и систематизировали материал по теме «Я и моя семья». Пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили знания по данному разделу. Это мы будем делать при помощи теста. Выполняем самостоятельно. Я желаю вам высоких результатов.

Тест по разделу «Я и моя семья»


  1. С чего, по мнению Ю. Яковлева, начинается любовь к Родине?

а) с любви к животным;

б) с любви к матери;

в) с хорошей учёбы.


  1. Что разбил Миша из рассказа «Леденец» Н. Носова?

а) сахарницу;

б) вазу;

в) чашку.


  1. Какое слово характеризует мальчиков из рассказа В. Осеевой «Плохо»?

а) добрые;

б) равнодушные;

в) весёлые.


  1. Какая пословица подходит к рассказу Е. Пермяка «Торопливый ножик»?

а) Не спеши языком, торопись делом.

б) Сделал дело – гуляй смело.

в) Есть терпение, будет и умение.


  1. Чему учит рассказ Л. Толстого «Отец и сыновья»?

а) жить в согласии;

б) любить детей;

в) любить родителей.

Кто выполнит все задания, встаёт и делает упражнения для глаз.

Взаимопроверка и взаимооценка. Ключ к выполнению заданий показан на интерактивной доске:

1 – б

2 - а

3 - б

4 – в

5 – а

Запишите, сколько ошибок допустил ваш сосед. Оцените работу:

высокий уровень - 0 ошибок,

средний уровень - 1-2 ошибки,

низкий уровень - 3 и более ошибок (смайлики).

- Молодцы, я вижу, что материал раздела «Я и моя семья» усвоен на высоком уровне, но тема эта интересна и мы продолжим говорить о ней на уроке внеклассного чтения, поэтому домашнее задание у нас будет на выбор.

V. Домашнее задание (напечатано на листах)

Прочитать рассказы Н. Носова на тему «Семья».

Задания:

1 – подготовить выразительное чтение 1 рассказа;

2 – подготовить пересказ 1 произведения;

3 – подготовить высказывание на тему «Любимые герои Н. Носова»

Сейчас вам сложно сделать свой выбор, поэтому я предлагаю подумать над этим дома.

VI. Итог урока

- Давайте вспомним, какие задачи мы решили на уроке. Сделаем вывод, значит мы достигли цели урока?

- Ребята, посмотрите, сегодня нас на уроке окружали самые близкие, самые дорогие люди. Это наши мамы и папы, братишки и сестрёнки. Это наши семьи. В прошлом году 1 сентября все эти семьи стали одной большой дружной семьёй. Как вы думаете называется эта семья? У нас, как и у каждой семьи есть фамилия – 2В. Ребята, а какая наша семья? Я хочу, чтобы вы всегда были такими.


Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про нас говорили: «Друзья:
Какая хорошая ваша семья!»









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее