Конспект урока по литературному чтению по теме:
«М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».
Тип урока: комбинированный урок по литературному чтению.
Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой».
(«Ангел», М. Ю. Лермонтов.)
Цель: анализ художественного произведения.
Задачи урока.
Образовательные: познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова, его произведением «Дары Терека», его содержанием; продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах.
На доске:
1. Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой».
2. Цель урока:
познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
продолжать работу над выразительным чтением;
учиться работать в группах.
3. Портрет М. Ю. Лермонтова.
4. Репродукция И. К. Айвазовского «Среди волн».
5. Репродукция Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов».
6. CD – проигрыватель, CD – диск «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор».
7. Проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Встаньте. Приготовьтесь к уроку. Посмотрите всё ли у вас готово к работе: на столе лежат учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Сегодня мы проведём урок за круглыми столами, работая в группах. Это поможет нам научиться работать в дружном, согласованном и целенаправленном коллективе.
- Посмотрите своему соседу по столу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.
II. Изучение нового материала
- Посмотрите на доску и прочитайте имя сегодняшнего урока.
(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.
(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)
1. Постановка целей урока
- Сегодня на уроке мы
познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения;
будем учиться работать в группах.
(Цель урока вывешиваются на доску)
- Прочитайте про себя цель урока.
(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)
2. Проверка домашнего задания
- На предыдущем уроке литературного чтения вам было дано задание по группам:
1 группе я предлагала подготовить биографию М. Ю. Лермонтова;
2 группе – выучить наизусть понравившиеся стихотворения.
(Выступает 1 группа с сообщением о биографии М. Ю. Лермонтова:
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Нам удалось найти некоторые из рисунков М. Ю. Лермонтова. Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. (Показ рисунков).
В 1828 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 14 лет, его отвезли в Москву и определили в университетский Благородный пансион. Через 2 года он поступил в Московский университет, но был исключён. Впервые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. Одним из первых произведений, опубликованных в печати, была поэма «Хаджи Мурат»
В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А. С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди переписывали и предавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов были написаны поэмы, роман, драма.
Погиб на дуэли в возрасте 26 лет.
Нами подготовлена выставка литературных произведений М. Ю. Лермонтова. После урока вы можете подойти к ней. Здесь также вы сможете найти более подробную информацию о биографии поэта.)
- Девочки проделали большую работу. Самые основные моменты жизни М. Ю. Лермонтова записаны на странице «Литературного вестника».
- Прочитайте их в полголоса.
(Чтение детьми страницы «Литературного вестника», чтение вслух хорошо читающим учеником.)
- Запишите.
(Учащиеся записывают)
- А теперь давайте послушаем некоторые из подготовленных стихотворений.
(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)
- М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет.
- Ребята сообщили о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником.
3. Работа над пословицей
- М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание. Посмотрите на следующую страницу «Литературного вестника». Прочитайте в полголоса пословицы и выберите ту, которая относится к теме «Любовь к родине».
(Учащиеся читают в полголоса с проектора пословицы:
Терпенье и труд всё перетрут.
Правда дороже золота.
Мир не без добрых людей.
Человек без родины, что соловей без песни.
Затем читают хорошо читающие ученики.)
- Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)
- Прочитайте её ещё раз.
- О чём эта пословица? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился и жил, где прошли замечательные годы. У каждого человека есть родина, это неотъемлемая часть его жизни.)
- О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)
- Запишите пословицу о Родине в рабочую тетрадь. Постарайтесь её запомнить.
- Вспомните пословицы о родине. (Ответы учащихся)
4. Первичное чтение
- Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. У вас на столах лежат распечатки стихотворения «Дары Терека». Возьмите их.
- Прочитайте название стихотворения.
- Как вы думаете, что такое Терек?
- Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.
- Послушайте и посмотрите на репродукции И. К. Айвазовского «Среди волн» и
Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов». Попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.
(Включается проигрыватель с CD – диском «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор»
- Послушайте внимательно стихотворение. Читаю я.
5. Проверка первичного восприятия текста
- Какую картину вы себе представили, когда я читала стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)
- Какие дары принес Терек для Каспийского моря? Найдите в тексте и подчеркните. (На своих волнах Терек принес мертвого Кабардинца в драгоценных доспехах, труп казачки молодой и отрубленная косой голова чеченца.)
- Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)
- Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)
- М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение во время ссылки на Кавказ за то, что он писал «непозволительные стихи». На Кавказе поэт находился в постоянном странствовании. Разнообразные впечатления имели большое значение в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вам известно из предыдущих уроков, что на Кавказских горах всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.
III. Физ.минутка
6. Чтение и анализ произведения
Речевая разминка
Чтение произведения детьми
- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
(Чтение стихотворения учащимися)
Анализ произведения
- Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря.)
- Задание для 1 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.
- Задание для 2 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.
- Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)
- Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, которого побаивается Терек.)
- Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , - и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)
- Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)
- А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа, ведущие беспорядочные воины, жертвами которых становятся люди. Поэтому Терек «воет» от возмущения и негодования)
IV. Итог урока
- У вас на партах лежат листы с вопросами. Прочитайте их. Давайте ответим на вопросы.
(Ответы на вопросы учащимися)
- Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)
- Поясните свой ответ примерами.
V. Домашнее задание
- Откройте дневники.
- Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.