«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по литературе в 7 классе «Творения поэтов 20 века»

Цели урока: познакомить учащихся с поэтическими творениями поэтов ХХ века; научить учащихся анализу стихотворения, выразительному чтению наизусть; воспитать заботливое отношение к природе; развить навыки анализа стихотворения.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Цели урока: познакомить учащихся с поэтическими творениями поэтов ХХ века; научить учащихся анализу стихотворения, выразительному чтению наизусть; воспитать заботливое отношение к природе; развить навыки анализа стихотворения.

Ход урока

Учитель

Ученик

Ребята, тема нашего урока: «Стихотворения поэтов ХХ века о природе».

С чего начинается Родина?

Пожалуй, с любви к природе. Во все времена человек находил в природе успокоение и поэтому с природой связывал самые светлые свои мечты. Подлинную душевную гармонию мы ощущаем, когда рядом надёжный друг, родная природа, отчий край.

Сегодняшний урок, ребята, мне хочется начать с замечательного стихотворения нашего земляка Петра Ивановича Бякина «Лесная тишина».

Чтение стихотворения.

Как тихо. Птица не взовьётся.

Деревья спят, рассвета ждут.

Тревожно лист не шелохнётся,

Но листья и во тьме живут


В лесу деревья не глухие,

Хранят сторожко тишину.

Деревья старые, сухие

Так жадно чувствуют весну.


Ночной покой. Умыло листья,

Весь мир окутало росой.

Рассвет теплом своим лучистым

Вдруг оживит ночной покой.


Ребята, и действительно, с рассветом всё

преобразуется, всё оживает. Каждый писатель, поэт стремится, чтобы читатель увидел и услышал этот мир. Как приятно услышать на рассвете пение птиц!

И мы сейчас имеем такую возможность.

Включается музыкальная запись «Пение птиц».

Ребята, что вы услышали?

Что вы увидели?

Сегодня мы будем говорить о природе в творчестве поэтов ХХ века:

Ивана Бунина, Фёдора Сологуба, Николая Рубцова.

Портрет Ивана Бунина проектируется на экране и вывешивается на доске.











Ребята, послушайте стихотворения

И. А. Бунина: «Туча растаяла», «Не пугай меня грозою…»

Что общего в этих стихотворениях и чем

отличаются?

Учитель на фоне пьесы из цикла «Времена года» Чайковского читает стихотворение «Туча растаяла»




















Какие картины Вы нарисовали бы, прослушав эти стихотворения?

На доске вывешивается картина.

Ребята, автор картины по–своему выразил своё отношение к природе. Как Вы думаете, какому стихотворению соответствует эта картина?

Ребята, обратимся к стихотворению Ф.

Сологуба «Забелелся туман над рекой».

Проектируется на экране и вывешивается на доску потрет поэта.











По анализу этого стихотворения проведём работу в группах.

Задания написаны на карточках.

Задание для первой группы.

Выпишите слова, характеризующие состояние одиночества.

Задание для второй группы.

Выпишите слова, рисующие картины природы.




Ребята, послушаем стихотворение Николая Рубцова «Левитан»

На экране проектируется портрет Николая Рубцова и вывешивается на доске.










Кому посвящено данное стихотворение?










Рассмотрим картину Левитана «Вечерний звон». Что изображено на ней?

Какие краски использовал автор для создания этой картины?

Ребята, а какие художественные средства использовал поэт для создания картины вечернего звона?




Вывод: и стихотворение, и картину объединяет одна и та же тема: «Колокольный звон».

Вывод по уроку.

Таким образом, в своих стихотворениях русские поэты ХХ века уделяли большое

внимание теме природы.

Ученики записывают тему урока.






































Ученики слушают музыкальную запись «Пение птиц».

Радостное пение птиц.

Берёзовую рощу, сосновый бор.





Ученик сообщает краткую биографическую справку И. А. Бунина.

Иван Алексеевич Бунин- сын мелкопоместного помещика, родился в Воронеже в 1870 г., умер в Париже в 1953 г. Один из великих мастеров русской лирической прозы, начавший как поэт.

Первые стихи опубликовал, будучи семнадцатилетним, первую книгу издал в

1891 году. Получил Пушкинскую премию за сборник стихов «Листопад».







Ученик читает наизусть стихотворение

«Не пугай меня грозою…» на фоне пьесы

«Времена года».

Ответы учащихся.

Общее- тема природы.

Различия- стихотворение Бунина «Туча растаяла» дышит спокойствием,

умиротворением. Всё постепенно затихает, замирает. Метафоры- «веет ночь», «алеет закат», «ветер приносит»,

«туча растаяла», эти метафоры мягкие, успокаивающие.

Эпитеты – « в тихом саду», «тонкий туман», «нежной фатой», «неясной тени», они передают состояние покоя.

Стихотворение «Не пугай меня грозою…» навевает печальные мысли. Автор воспользовался в этом стихотворении антитезой. Гроза противопоставляется новой жизни, после грозы «светит радостней лазурь», «ароматней и пышнее распускаются цветы».

Картина грозы, обновления жизни. Картина весенней ночи, умиротворения.


Ответы учащихся.




Чтение учеником биографической справки. Фёдор Сологуб (настоящая фамилия Тетерников) родился в 1863 году в Петербурге. Отец – бывший крепостной, мать – прислуга в семье петербургской чиновницы Агаповой. Окончил учительский институт, учительствовал в провинции. Автор многих сборников: «Книга разлук», «Книга очарований».

Переводил с немецкого, французского, венгерского и других языков.

Чтение наизусть стихотворения «Забелелся туман над рекою».





Одинок, поищу, сношу, воскрешу, посижу, помечтаю, один, пойду, завижу.


Забелелся туман, деревья стоят, по течению реки, туман за рекой, берег совсем не высок, деревья стоят, в кустах поищу хворостин, огоньки.

Чтение учеником биографической справки о Н. Рубцове.


Николай Рубцов родился в селе Емецк

Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме.

Вологодская «малая родина» дала ему главную тему его будущего творчества –

«старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй…священной».


Чтение учеником стихотворения Н. Рубцова «Левитан»

Художнику Левитану, его картине «Вечерний звон».

Ученик сообщает биографическую справку о художнике Левитане Исааке Ильиче.

Левитан Исаак Ильич – русский живописец. Самые известные картины:

«Берёзовая роща», «Владимирка», «Вечерний звон», «Март» и др.



Ответы учеников.


Ответы учеников.


Повторы однокоренных слов:

колокольчиковым – колокола –колокольный – колокольцем; близких по звучанию слов: окно – около – колонн.

Метафоры: глядит мгла, собор звенит, луга звонят.


Список использованной литературы.

  1. Бякин П. И. Лесная тишина // Зори над озером. – Арзамас, 2003.

  2. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 7 класс. Ч. 2. - М.: «Просвещение», 2011.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

1. Мелодия Чайковского «Июнь» http://www.audiopoisk.com

  1. Голоса леса http://www.mp3poisk.net

  2. Картина Левитана «Вечерний звон» http://www.krasu.ru

  3. Иван Бунин http://dic.academic.ru/pictures/es/268470.jpg

  4. Фёдор Сологуб http://www.hrono.ru/

  5. Николай Рубцов http://a.vologda-oblast.ru/Objects/Persones/Images/316_big.jpg




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее