Конспект урока по литературе в 6 классе
«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви
Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».
Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.
Задачи урока:
1) образовательные: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.
2) воспитательные: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,
3) развивающие: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.
Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма (сцена в беседке), аудиозапись песни «У церкви стояла карета» в исполнении Н.Кадышевой.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.
1. Организационный момент. Приветственное слово учителя.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение произведения А.С.Пушкина «Дубровский». В начале урока мы проверим ваше домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
План основных событий глав VIII—ХI
1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
2) Разговор Кирилы Петровича с французом.
3) «Благородные увеселения русского барина».
4) Дефорж убивает медведя.
5) «...Гости начали съезжаться».
6) Праздничный обед в Покровском.
7) Рассказы Спицына и Глобовой.
8) Приметы Дубровского.
9) Окончание праздника.
10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.
11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.
13) Дубровский покупает у француза документы.
14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.
15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.
- Как называется построение художественного произведения? (Композиция – построение художественного произведения. Композиция — это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.)
-Что мы узнаём из 11 главы?
- Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?
- С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? (Дубровский хотел отомстить Троекурову.)
- Только ли чувство мести двигало В. Дубровским? (стр. 113 Учитель обращает внимание учащихся на фрагмент в главе 12: «… я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме»).
3. Основная часть. Работа по теме урока.
Предварительный вопрос учащимся: «Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?» (стр.93)
- Какое событие изменило отношение Маши к учителю? (стр. 94, чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате»).
Предварительный вопрос классу перед чтением эпизода: «Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате?» (Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.)
Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? (Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)
- Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12, стр. 113) Почему Владимир решился на это признание?
Просмотр фрагмента из фильма «Дубровский» (1936г.) «Сцена в беседке».
Предварительный вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести?» (стр.113 «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.)
- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.)
- Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (Сватовство князя Верейского.)
- Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет. (Выступление ученика – по желанию.)
- Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?
- Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема. Почему она обращается к Дубровскому? (Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».)
Звучит рус. народная песня «У церкви стояла карета»
- Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?
(Эпизод « День венчания Марии Кириловны», глава 18, стр.131)
- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? Радость, ожидание чуда
- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Давайте найдем и прочитаем (с. 131).
Как можно прокомментировать этот отрывок? Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.
- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.
- О чем Машенька могла в этот момент думать?
- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…
Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.132)
- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?
Ответ ученика: «немилый супруг».
- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.
- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.
- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)
— Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)
- Читаем последние строки этой главы (читает учитель).
Как они характеризуют Дубровского? ( Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. )
4. Подведение итогов. Выводы.
- Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?
Выводы:
1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми
2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.
3) Он отказался от мести ради любви.
4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.
- Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для 19 века. Она раскрывалась и в других видах искусства, песню мы уже прослушали, а теперь рассмотрим картину Василия Пукирева «Неравный брак».
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
- Что помешало счастью Владимира и Маши?
5. Выставление отметок за урок.
6. Домашнее задание.
Написать ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»
Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/ [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.