Литература
Тема: В.Катаев. «Море»
Цель: совершенствование умения анализировать произведение
Задачи:
Познакомить учащихся с рассказом В.Катаева, обучить правильному, выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить работать с текстом; умение подробно излагать прочитанное и услышанное; познакомить с понятием "эпизод";
Развивать умение анализировать произведение, творческие способности; развивать воображение, речь, память, мышление;
Воспитывать любознательность.
Ход урока:
Организационный момент
Давайте послушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
- Прочитайте жужжащим способом, все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
- 1 ,4 группа: Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя их голосом.
2, 5 группа: Найдите в тексте существительные. Прочитайте, выделяя их голосом.
3 группа: Найдите в тексте прилагательные. Прочитайте, выделяя их голосом.
- Прочитай медленно, с ускорением, очень быстро.
-. Прочитайте стихотворение выразительно.
Читают в группе по схеме: (читают в паре, выбирают лучшего, затем из лучших выбирают самого лучшего, который будет защищать группу)
После работы в группе идёт проверка, выбирают самого лучшего чтеца.
- Оцените свою работу на первом этапе урока.
- все получилось - затруднялся - не справлялся с работой
Сообщение темы и цели урока
- Давайте вспомним, первую строчку стихотворения М.Ю. Лермонтова?
- Сегодня мы будем знакомиться с отрывком из произведения В.Катаева, которое тоже имеет такое название "Белеет парус одинокий", отрывок называется "Море"
3. Вступительная беседа
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «море»?
- А каким его увидел писатель В. Катаев, мы сегодня узнаем.
Валентин Петрович Катаев (1897-1986)
Катаев Валентин Петрович – очень популярный, особенно в советские годы, писатель, журналист, драматург, прозаик, поэт и сценарист. Родился в 1897 г. В Одессе в семье учителя. Начал как поэт. В 1974 году за свои многолетние литературные труды был удостоен звания Героя Социалистического Труда. По его произведениям было создано много театральных постановок, художественных и документальных фильмов и мультфильмов.
Смена состава групп
- На партах у вас лежат разрезанные картинки, собрав их у вас получатся обложки книг, написанных для детей В.Катаевым. Возьмите одну из картинок и "найдите друг друга".
Работа с обложками
- Составьте рассказ, глядя на обложку, с помощью опорных слов: Автор.... Название.... Главные герои... Тема.... Основная мысль... Мы считаем....
- Молодцы. А вот правы ли вы, это вы узнаете, прочитав эти книги.
- Творчество Валентина Катаева стало своевременным и незаменимым, оно несёт то самое необходимое нравственное воспитание, заряд доброты и человечности.
4. Работа над новым материалом
Словарная работа
Дилижанс- многоместная карета для перевозки пассажиров, почты и багажа.
Штиль- полное безветрие на море.
Индиго- темно-синий цвет.
Чтение произведения.
Первичное закрепление
- Подумай, какой из трёх типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (описывает); рассуждение (доказывает).
Задание по группам
1 группа: Найдите в тексте элементы повествования. Подбери к каждому типу соответствующий эпизод.
2 группа: Найдите в тексте элементы описания. Подбери к каждому типу соответствующий эпизод.
3 группа: Найди эпитеты, характеризующие море. Зачитайте их.
4 группа: Дайте характеристику главного героя. Можно ли Петю считать наблюдательным?
5 группа: Что и кого обнаружил Петя на берегу моря?, в море? Как вы думаете, какую тайну может хранить море?
Знакомство с понятием «эпизод»
Эпизод - отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий самостоятельностью и законченностью.
- Составить тест по тексту из 3 вопросов.
- С этих тестов мы начнём следующий урок.
5. Итог урока
Самооценка. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Почти все сделали без меня. |
| Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась. |
Оценка работы группы
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Вам нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
6. Рефлексия
- Зажмите руку в кулачок и...
- кому было интересно – разожмите мизинец;
- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный;
- кому работа в группе была полезна – средний;
- кто помогал работе в группе – указательный;
- кому урок понравился – большой.
- Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.
7. Дом. задание
Выписать, какими цветами описывается море.