Конспект урока по литературе на тему В.Катаев "Море"

Тема: В.Катаев. «Море»

Цель: совершенствование умения анализировать произведение

Задачи:

· Познакомить учащихся с рассказом В.Катаева, обучить правильному, выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить работать с текстом; умение подробно излагать прочитанное и услышанное; познакомить с понятием "эпизод";

· Развивать умение анализировать произведение, творческие способности; развивать воображение, речь, память, мышление;

· Воспитывать любознательность.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Литература

Тема: В.Катаев. «Море»

Цель: совершенствование умения анализировать произведение

Задачи:

  • Познакомить учащихся с рассказом В.Катаева, обучить правильному, выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить работать с текстом; умение подробно излагать прочитанное и услышанное; познакомить с понятием "эпизод";

  • Развивать умение анализировать произведение, творческие способности; развивать воображение, речь, память, мышление;

  • Воспитывать любознательность.



Ход урока:

  1. Организационный момент

Давайте послушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».



Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. 
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?



- Прочитайте жужжащим способом, все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

- 1 ,4 группа: Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя их голосом.

2, 5 группа: Найдите в тексте существительные. Прочитайте, выделяя их голосом.

3 группа: Найдите в тексте прилагательные. Прочитайте, выделяя их голосом.

- Прочитай медленно, с ускорением, очень быстро.

-. Прочитайте стихотворение выразительно.

Читают в группе по схеме: (читают в паре, выбирают лучшего, затем из лучших выбирают самого лучшего, который будет защищать группу)











После работы в группе идёт проверка, выбирают самого лучшего чтеца.

- Оцените свою работу на первом этапе урока.

- все получилось - затруднялся - не справлялся с работой





  1. Сообщение темы и цели урока

- Давайте вспомним, первую строчку стихотворения М.Ю. Лермонтова?

- Сегодня мы будем знакомиться с отрывком из произведения В.Катаева, которое тоже имеет такое название "Белеет парус одинокий", отрывок называется "Море"



3. Вступительная беседа

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «море»?

- А каким его увидел писатель В. Катаев, мы сегодня узнаем.



Валентин Петрович Катаев (1897-1986)

Катаев Валентин Петрович – очень популярный, особенно в советские годы, писатель, журналист, драматург, прозаик, поэт и сценарист. Родился в 1897 г. В Одессе в семье учителя. Начал как поэт. В 1974 году за свои многолетние литературные труды был удостоен звания Героя Социалистического Труда. По его произведениям было создано много театральных постановок, художественных и документальных фильмов и мультфильмов.



  • Смена состава групп

- На партах у вас лежат разрезанные картинки, собрав их у вас получатся обложки книг, написанных для детей В.Катаевым. Возьмите одну из картинок и "найдите друг друга".





  • Работа с обложками

- Составьте рассказ, глядя на обложку, с помощью опорных слов: Автор.... Название.... Главные герои... Тема.... Основная мысль... Мы считаем....

- Молодцы. А вот правы ли вы, это вы узнаете, прочитав эти книги.



- Творчество Валентина Катаева стало своевременным и незаменимым, оно несёт то самое необходимое нравственное воспитание, заряд доброты и человечности.



4. Работа над новым материалом



  • Словарная работа

Дилижанс- многоместная карета для перевозки пассажиров, почты и багажа.

Штиль- полное безветрие на море.

Индиго- темно-синий цвет.



  • Чтение произведения.



  • Первичное закрепление



- Подумай, какой из трёх типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (описывает); рассуждение (доказывает).



Задание по группам

1 группа: Найдите в тексте элементы повествования. Подбери к каждому типу соответствующий эпизод.

2 группа: Найдите в тексте элементы описания. Подбери к каждому типу соответствующий эпизод.

3 группа: Найди эпитеты, характеризующие море. Зачитайте их.

4 группа: Дайте характеристику главного героя. Можно ли Петю считать наблюдательным?

5 группа: Что и кого обнаружил Петя на берегу моря?, в море? Как вы думаете, какую тайну может хранить море?



  • Знакомство с понятием «эпизод»

Эпизод - отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий самостоятельностью и законченностью.



- Составить тест по тексту из 3 вопросов.

- С этих тестов мы начнём следующий урок.



5. Итог урока


  • Самооценка. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.


Почти все сделали без меня.

























Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.




  • Оценка работы группы

  • Все ли члены группы принимали участие в работе?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  • Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  • Вам нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.



6. Рефлексия

- Зажмите руку в кулачок и...

- кому было интересно – разожмите мизинец;

- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный;

- кому работа в группе была полезна – средний;

- кто помогал работе в группе – указательный;

- кому урок понравился – большой.



- Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.



7. Дом. задание



  • Выписать, какими цветами описывается море.












































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее