«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по литературе 5 класс И.А. Бунин "Косцы" Изображение природы и народного труда. Образ Родины.

Конспект урока И.А.Бунин " Косцы. Изображение природы и народного труда соответствует ФГОС.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Предмет: литература.

Категория: обучающиеся 5 класса.

УМК: предметная линия под ред.В.Я.Коровиной. Литература 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: И.А. Бунин «Косцы». Изображение природы и народного труда. Образ Родины.

Тип урока: урок общеметодической направленности, урок анализа прочитанного дома произведения.

Цели и задачи:

  • Обучающая: научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом (познавательные общеучебные УУД: анализ, синтез); научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.

  • Развивающая: развивать умение применять добытые знания на практике в системе изучения художественной литературы и других видов искусства (умение связного выступления по теме с опорой на текст), развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства

  • Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, его образной природе. Прививать любовь к родной природе, Отечеству

Планируемый результат:

Предметные:

Знать содержание прочитанного рассказа И.А.Бунина «Косцы».

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.

 

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;


Метапредметные:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух.

коммуникативные УУД:  уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации.



.Оборудование: Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; аудиозапись русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.

Учитель Прохорова Елена Ивановна

Технологии- здоровьесберегающие, критического мышления.





Ход урока

Эпиграфы к уроку:

Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была,

и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин)

Разве можем мы забыть родину? Может человек

забыть родину? Она - в душе.

Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)


1.Организационный. Вызов.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.


Приветствие.  

- Ребята, дома вы познакомились с содержанием рассказа И.А.Бунина «Косцы», а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?


2. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока. Мотивация деятельности способствует психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятие

Слово учителя:

-Как часто жизнь ставит перед нами сложные вопросы. Как часто нам приходится на них отвечать, иногда для этого потребуется вся жизнь.


-Вспомните , что такое эпиграф; определить, как связаны эти высказывания И.А.Бунина с темой урока.


«Я пишу о красоте – все равно , в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души.» И.А.Бунин.

«Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает.» И.А.Бунин

Как вы думаете, почему на уроке сегодня будут звучать именно эти строки русского писателя?

( ответы детей)


3.  Актуализация   знаний.

Цель этапа: актуализация уже имеющихся знаний и личностное восприятие новых знаний. Мотивация деятельности способствует психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.


1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”

И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить...

К милосердным Коленам припав.



Учитель:

- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.

- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль?

(В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.

- В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.

4.Целеполагание.

Цель этапа:

Постановка целей учебной деятельности.

3апишите тему урока:

“И.А.Бунин. “Косцы”. Изображение природы и крестьянского труда. Образ Родины”.

- Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.

3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

И.А.Бунин...Вы видите его портрет на доске и в учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?

5.Проверка домашнего задания

Цель этапа:

повторение материала, изученного на предыдущих уроках.

Учитель:

Какое домашнее задание было задано к сегодняшнему уроку?

/Д/з: прочитать статью учебника о Бунине./

- В своих группах посоветуйтесь, составьте и запишите вопросы к тексту.

(Примерные вопросы:

К какому роду принадлежал И.А. Бунин?

Где прошло детство писатель?

Какое образование получил И.А. Бунин?

Учитель:

Прослушаем сообщение о жизни и творчестве И.А.Бунина.

(Выступление ученика).

Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться? (Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)

-А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается?

(Справка. Сообщение уч-ся.) Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.


6.Осмысление.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. 

 Работа по теме урока, углубление знания и понимания услышанного


Чтение наизусть учеником ( учителем) начала рассказа на фоне музыки “Звуки природы”.

Беседа. Анализ рассказа.

Учитель:

«Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев. Это – рассказ – воспоминание, раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Он похож на описание картины, однажды увиденной и навсегда запечатлённой в сердце.

Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

- Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали? ( ответы детей)


7.Самостоятельная работа

Цель этапа: тренировать способность к обобщению. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учитель:

-Ребята, а какие микротемы мы можем выделить в рассказе? О чём это произведение?

Работа с микротемами по группам.

Природа

- Какой же предстает перед нами природа?

Зачитаем отрывок со слов «Кругом нас были поля…»

Записываем в тетради комментарии к микротеме.

«…берёзовый лес…звучно откликался им»,

«старая дорога, заросшая кудрявой муравой…»,

«…изрезанная…следами давней жизни наших отцов и дедов…».

«…небо уже золотилось…»,

«…казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране».

- Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).

Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).



А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда. Поместим и это слово на доску, с какой целью - узнаете чуть позже. (Прикрепляет слово “труд”).

Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание. (Стр.5)

Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).

Словарная работа.

Бахилы - вид крестьянской обуви.

Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).

Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. (Комментирует учитель).

Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).

Как понимаете эти слова? (Любят работать).

А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

8.Физминутка

Игра «Косить траву»

Встать из-за парт, выпрямиться, ноги врозь, руки перед собой. Вращаясь слева и справа, делать широкие движения руками («раз» и «два»), будто кося траву. Дыхание свободное. (Выполнять в среднем темпе 5-6 раз).

Учитель:

- Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.

Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.

Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...”. Рассказчик любуется и восхищается ими).

Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?

(Они поют песню)



(Включается фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”. В это время учитель прикрепляет на доску слово “песня”.)

Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).

Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).

- Что вы испытываете, когда слушаете русскую народную песню?

-Как вы думаете, почему включила эту запись?

Народная песня – третья микротема рассказа.

- Какое слово повторяется многократно в описании песни?

(Прелесть)

- Что оно означает?

в словаре С.И. Ожеговаь: обаяние, очарование, привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления.

- А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).

Такой композиционный приём называется лексический повтор - повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.

В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.

Учитель: Найдем в отрывке «Прелесть её была в откликах….»

«…не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни…»,

«…она была связана со всем, что видели, чувствовали все мы…»,

«…кровное родство…»,

«…мы были дети своей родины…»,

«…только её душа могла петь так…»,

«…прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были чувства…»

- Зачитаем слова песни.

- Настроение какое?

- Почему появляется настроение безнадёжности?

Учитель:

Что вы можете сказать о двух последних абзацах текста? Чему они посвящены?

Родина – четвёртая микротема рассказа.

- Как называет рассказчик Родину?

«…родимая сторонушка…»,

«…Эта родина, этот наш общий дом - Россия»,

«…беспредельная родная Русь…»,

«…кровно близок он с этой глушью…»,

«… нет подлинной разлуки с нею…»,

«… куда бы ни забросила доля, будет…родное

- Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была - Россия...”?

(Русские люди едины в любви к Родине).

Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.

В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).

Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).

Поместим и это слово на доску.

Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).

Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ними и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”).

.9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель этапа: Обобщение материала урока в ходе намеченных целей.



Учитель:

-Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).

Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).

Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).

(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).

ПРИМЕЧАНИЕ

По ходу урока опорные слова размещаются в виде схемы-фигуры дома. “Стены” слова родство и родина, “потолок”- слово природа, “крыша”- слова труд и песня, основание фигуры - слово Россия.

Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. (“Наш общий дом была - Россия”).

В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

“Беспредельная родная Русь”, - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).

10.Рефлексия деятельности. 

Цель этапа: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?

(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).

- Составьте синквейн к слову РОДИНА

Родина!
Нет тебя прекрасней и милей!
Расцветает, украшает, зовет.
Как люблю тебя, Родина!
Россия!

Заполнение оценочных листов


Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…( что такое лексический повтор)

3.Научились … (выделять и анализировать микротемы в рассказе )…

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…( сформулировать основную мысль рассказа)


Учащиеся заполняют оценочный лист, дают оценку уроку и своим действиям на занятии.


Заключительное слово учителя


- Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.

На доске записаны слова И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.

- Я хочу, чтобы вы выучили эти слова наизусть к следующему уроку, а также я попрошу вас выполнить одно из двух заданий, записанных на доске.

Д. зад.(дифференцированное1. Составить связное, развёрнутое сообщение на тему: “Из чего складывается образ Родины в рассказе И.А.Бунина “ Косцы"

2. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.



























































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 25

муниципального образования город-курорт Анапа



ОТЗЫВ


на урок литературы в 5 классе по теме:

«И.А. Бунин «Косцы». Изображение природы и народного труда. Образ Родины», проведенный учителем МБОУ ООШ № 25 Прохоровой Е.И.


Дата проведения:

Класс: 8



     Цели урока определили логику содержания урока. Учителю удалось создать спокойную, деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена через фреймовую технологию. Данная технология позволяет учащимся развить познавательную активность, самостоятельное мышление и творческие способности.

Учитель в данном случае исполняет роль наставника, того, кто сопровождает процесс обучения, не предоставляя готовые знания, направляет действия учащихся.

   В ходе урока велась самостоятельная работа с текстом, поиск необходимой информации;

Видно, что заранее текст не прочитан учащимися, но учащимся было дано индивидуальное задание: по дополнительной литературе для систематизации представлений о личности автора произведения и отрывок наизусть. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что ученики Прохоровой Е.И. хорошо владеют теоретическим материалом, умеют давать доказательные ответы.

Урок обеспечивал развитие у учащихся всех учебных умений, коммуникативных способностей. Такая форма проведения занятия существенно повышает:

- мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности;

- обеспечивает работу всего класса, позволяет ученикам развить познавательную активность, самостоятельное мышление и творческие способности;

- учит понимать проблемы, решать их.

Урок был выдержан в рамках требований ФГОС, направлен на «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий». Цели, поставленные на уроке, достигнуты.







Зам.директора по УВР МБОУ ООШ № 25__________ Е.В. Иванченко



Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ ______________________






















































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 25

муниципального образования город-курорт Анапа



ОТЗЫВ


на урок литературы в 5 классе по теме:

«И.А. Бунин «Косцы». Изображение природы и народного труда. Образ Родины», проведенный учителем МБОУ ООШ № 25 Прохоровой Е.И.


Дата проведения:

Класс: 5



Данный урок показывает тесную взаимосвязь и взаимопонимание между учителеми учащимися, которые являлись сотворцами учебного процесса. дин из путей формирования навыка чтения, позволяющий учащимся развивать познавательную активность, самостоятельное мышление, творческие способности.

Подача темы урока была осуществлена через фреймовую технологию. Это один из путей формирования навыка чтения, позволяющий учащимся развивать познавательную активность, самостоятельное мышление, творческие способности.

Методическая разработка не только актуальна и оригинальна и полностью отвечает требованиям к уроку в контексте ФГОС. Оригинальность и уникальность урока Прохоровой Елены Ивановны заключается в том, что в рамках одного урока используется ряд активных технологий обучения, как здоровьесберегающих, критического мышления.

Прекрасно продумана форма целеполагания: цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками, она осознается как личностно значимая для каждого. Благодаря грамотному отбору учебного материала и средств работы с ним, замысел урока полностью реализован и цели урока достигнуты.

Постоянная и чётко организованная смена деятельности в ходе урока, осмысление учащимися учебных целей и обучающих задач позволило сделать работу каждого ученика динамичной, разносторонней, лишенной утомительной однообразности. Атмосфера урока была достаточно комфортна. Всем было интересно работать на уроке

Домашнее задание дифференцировано, учащиеся получили четкие комментарии по его выполнению. Отметки учащимся выставлены объективно, их мотивирование носит воспитывающий и стимулирующий характер.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что содержание данного урока Прохоровой Е.И. соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования



Учитель русского языка и литературы ___________















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее