Конспект урока по химии на тему "Соли" (8 класс)

План-конспект урока по теме "Соли".

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема 4. Соединения химических элементов

Урок № 23

Тема: «Соли»

Цель: Сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

Реактивы: образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия.

Содержание материала

Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.

Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.

К(I); N(IV); Cu(II); Al(III)



Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа).

Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II);

Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток). 

«Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

H2___O3Н__SiO3; __Cl; H2__O4; __NO3; H3__O4.
Назовите эти кислоты.

Испытание 4. Из перечисленных формул: Al2O3, NaCl, Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, CaCO3, Cu(OH)2, HCl, HNO3, SO3, Са3(РО4)2 H2CO3, FeO, H2SO4, CaO.

– выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.

(После выполнения этого задания остаются формулы солей)

Проверим:

Оксиды Al2O3, SO3, CaO,

Кислоты HCl, HNO3, H2CO3, H2SO4,

Основания Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2,



Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества.

NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2

Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю остановку в стране «Химляндия». Не известные жители - кто они?

И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты.

  1. Это вещество входит в состав крови человека.

  2. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

  3. Оно содержится в Мировом океане.

  4. Из него в Боливии строят отели.

  5. Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!


Как называется класс веществ, который мы будем изучать?

Этот класс веществ называется соли.

С чем у вас ассоциируется слово «соль»?

(соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Йодированная», бывает мелкая и крупная).

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой.

Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом - ат( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для низшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла.

Например,

Cu(NO3 )2- нитрат меди(II), Na2СO– карбонат натрия, Ca3 (PO)– фосфат кальция.

Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла.

Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).



Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. В таблице представлены формулы кислот, кислотных остатков и их заряды.

Название кислоты

Формула кислоты

Формула

кислотного остатка

Название кислотного остатка

Соляная

HCl

Cl-

хлорид

Азотная

HNO3

NO3-

нитрат

Азотистая

HNO2

NO2-

нитрит

Серная

H2SO4

SO42-

сульфат

Сернистая

H2SO3

SO32-

сульфит

Сероводородная

H2S

S2-

сульфид

Угольная

H2СO3

СO32-

карбонат

Кремниевая

H2SiO3

SiO32-

силикат

Фосфорная

H3PO4

PO43-

фосфат




Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)и дадим им названия:

Название соли

=

Название кислотного остатка

+

Название металла в родительном падеже

NaCl хлорид натрия

Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

Важнейшие представители солей.

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Карбонат кальция.

Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.

Подведение итогов урока:

Соли- сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки.

 По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.

  Все соли   натрия и калия хорошо растворимы в воде.

Хлорид натрия - поваренная соль, карбонат кальция- мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеет большое значение в природе и жизни человека      




Закрепление материала

Тест

Задания 1. Выбери один правильный ответ



1.Соли - это

а) сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с кислотными остатками;

б) сложные вещества состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

в) сложные вещества состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород;

г) сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

2.Формулы только солей записаны в ряду

а) NaCI, H3PO4, H2SO4 в) Na2O, Ca(OH) 2, CuCI2

б) K2SO4, NaOH, Li2г) Fe2(SO4)3, CuCI2, Na3 PO4

3.Вещество формула которого К2СO3 называется

а) карбонат кальция в) карбонат калия

б) нитрат кальция г) хлорид кальция

4.Вещество формула которого Na2SO4 называется

а) карбонат натрия в) хлорид натрия

б) сульфат натрия г) нитрат натрия

5.Хлориду алюминия соответствует формула

а) AlCIв) AI 2(SO4)3

б) AI(OH)3 г) AI2O3

6.Ортофосфату натрия соответствует формула

а) Na 3PO4 в) Na PO4

б) NaH 2 PO4 г) Na 2 HPO4

7. При нагревании СаCO3  разлагается на

а) Са(ОН) 2 и СОв) Са и Н2О

б) СаО и СОг) Са и СО2

8.Формула медного купороса

а) CuSO4 · 2H2O в) CuSO4 · 4H2O

б) CuSO4 · 3H2O г) CuSO4 · 5H2O

Задания 2.

9. Установите соответствие между названия солей и формулы

Названия солей Формулы

1) хлорид                          а)  NaCl               г)  Na 2CO3 

2) ортофосфат                 б)  Na2SO4                 д) NaSO3

3) карбонат            в)   Na 3PO4                 е) NaNO3

4) сульфат

5) нитрат



10. Установите соответствие между названия солей и кислот

Названия солей Названия кислот

1) хлорид                          а)  ортофосфорная               

2) ортофосфат                 б)  угольная               

3) карбонат         в)   соляная               

4) сульфат г) азотная

5) нитрат д) серная



Домашнее задание: Параграф 21, выучить таблицу с названиями солей.

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:

  1. Формула поваренной соли КСl

  2. Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

  3. Соль фосфат магния нерастворима в воде.

  4. К2СО3 – это формула карбонат кальция

  5. В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:

KNO3, NaOH, HCl, Na3PO4, CaO, HNO3, BaCO3

1) нет,2)да, 3)да, 4)нет, 5)да


Ключи: 1) 1 2) г 3)в 4)б 5) а 6)а 7) б 8) г

9) 1-а, 2-в, 3-г, 4-б, 5-е

10)1-в, 2-а, 3-б, 4-д, 5- г.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:                                                                                             

  1. изучить состав солей;

  2. изучить названия солей;

  3. продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента 

  4. продолжить формирование умений описывать и различать изученные классы неорганических соединений

Метапредметные результаты:

  1. продолжить развивать умение формирование гипотез,

  2. продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

  3. продолжить развивать умение работать в группах.

  4. продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации                                                 

Личностные результаты:                                                                                                   1.сформировать умения управлять своей учебной деятельностью

2. помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее