Тема: Линия, пятно и художественный образ. Забавные звери из пятна – отпечаток.
Класс: 2в
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель: нарисовать изображение зверушки с помощью пятна.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с анималистическим жанром живописи, с художниками-анималистами;
показать учащимся, что изображать можно пятнами;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животным;
воспитывать аккуратность;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения художников-анималистов
Развивающие: развивать творческое воображение учащихся посредством дорисовывания пятна-кляксы до реально существующего животного;
развивать наблюдательность, внимание, восприятие;
.
Планируемы результаты:
Предметные: расширить представления о красоте природы, научиться организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоить суть понятий «цвет», «линия», «объём».
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте природы.
Оборудование:
Для учащихся: краски, кисть, стаканчик для воды, тряпочка для рук, фломастеры, гелевые ручки, карандаши, листок бумаги.
Для учителя: картинки с образцами писменных принадлежностей разных времён; иллюстрациями художников-анималистов Е.Чарушина и Т.Мавриной к детским книгам; примерами детских работ из пятен; заготовки клякс-пятен к сказке «Про кляксу» (две одинаковые кляксы, одна из которых дорисована до котенка);
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна, и я сегодня проведу у вас урок изобразительного искусства. Можете садиться.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Сегодня на уроке нам потребуются краски, кисти, альбомный лист, стаканчик для воды, тряпочка для рук, фломастеры, карандаши и гелевые ручки. Посмотрите внимательно на ваши рабочие места, всё ли лежит на месте и готово к работе? (Да.)
Теперь мы можем начать урок.
2.Изучение нового материала
Просто рисунок нарисовать может каждый, а мы сегодня будем выполнять необычные работы. А вот какие вы догадаетесь сами, когда послушаете сказку:
Сказка про кляксу.
Однажды с кисточки сорвалась большая капля, упала на бумагу и растеклась. - Фу! – возмутилась бумага.
– Как меня уродует эта клякса!
- Ах, какая я несчастная, - подумала клякса.
– Я не хочу никого огорчать.
- Не грусти, - вдруг услышала она.
– Я волшебник Мастер Изображения. Я помогу тебе!
Ребята посоветуйтесь с соседом, как Художник мог помочь кляксе? (работа в парах)
- Итак, как же художник мог помочь кляксе? (Дети предлагают свои варианты)
- Клякса вскоре забыла, что она была просто пятном, ведь теперь она превратилась в … В кого? (Рассказывая сказку, учитель показывает заготовку кляксы. В конце сказки учитель заменяет изображение: точно такая же клякса, дорисованная до котенка.)
Как из кляксы получился котенок? (Мастер Изображения дорисовал глаза, носик, усы, подправил ушки, даже дорисовал бантик)
Кто догадался чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ответы детей)
Сегодня на уроке мы будем добрыми волшебниками, будем во всём находить хорошее, доброе, будем помогать кляксам, пятнам превращаться во что то интересное.
Во что превратилась клякса в сказке? (В котёнка)
Как ещё можно назвать котёнка, кто он? (животное)
Каких животных вы ещё знаете? (ответы детей)
Давайте про животных выполним физминутку.
Физминутка
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
3. Творческая практическая деятельность
- Приступаем к работе. Берем лист бумаги и складываем пополам: на одной стороне мы будем рисовать, на другой получится отпечаток.
Смачиваем кисть водой и берем краску. Воды должно быть достаточно, чтобы цветовые пятна могли смешиваться на бумаге, тогда получится красивый переход между цветами. Лучше использовать 3-4 цвета, чтобы при смешивании получилось яркое пятно.
На одной стороне листа мы делаем пятно, а затем накрываем ее второй половиной и хорошо разглаживаем, чтобы отпечаток получился более четким и ярким.
Клякса готова. Уберем ее пока в сторону, чтобы подсыхала (если осталось время, можно нарисовать еще одну кляксу)
- Ваши кляксы готовы к превращению. Внимательно всмотритесь. Какой зверь спрятался на ваших листочках? Возьмите карандаши, фломастеры или гелевые ручки и дорисуйте кляксу.
Дополнительный материал
Кто знает как называются наши ручки? (шариковые).
Но не всегда люди писали такими удобными ручками. Сначала для письма использовались гусиные перья. Их особо затачивали и макали в чернила. Писать было сложно, на бумаге появлялись кляксы, перья часто ломались.
Поэтому люди изобрели металлические перья для письма, они крепкие и не ломались, их закрепляли на специальной палочке, но от клякс на бумаге они не избавляли.
Затем люди придумали перьевые ручки. Но при письме тоже часто появлялись кляксы, пятна. Это приносило много неприятностей.
- Обидно, когда выводишь каждую букву и вдруг неожиданно появляется на листе клякса.
-Но есть люди, которые специально ставят кляксы, пятна, а потом превращают их в картины. Оказывается, изображать можно пятном.
Евгений Чарушин - Внимательно рассмотрите, кто является героями изображений? (Животные) - Е. Чарушину так ярко, живо, выразительно удается показать своих персонажей благодаря технике изображения пятнами и штрихами. Приглядитесь, ведь медвежата – это просто лохматые пятна.
– Художника, который изображает животных, называют художником-анималистом. Художник-анималист – человек, который любит животных и пытается через свои картины передать частичку любви другим людям. Он напоминает окружающим о необходимости бережного отношения к нашим «братьям меньшим». Перед художником-анималистом стоит задача не только передать сходство с животным, но и показать его характер, настроение, повадки. Чтобы анатомически точно передать строение тела животного, мастер долго его изучает.
- Рассмотрите изображение медвежат на картине Е.Чарушина. Какими их изобразил художник? (Веселыми, игривыми, добрыми)
Каждый желающий выходит к доске и презентует свою работу. Затем на стене из детских работ составляется выставка
4. Итоги урока. Рефлексия.
Поднимите руки, у кого настроение как на первом смайлике, у кого на втором и у кого на третьем.
Спасибо большое! Теперь давайте приведем в порядок свои рабочие места.