«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по функциональной грамотности "Занимательные особенности яблока"

Вашему внимаю предлагается Конспект открытого урока по функциональной грамотности "Занимательные особенности яблока"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки














Открытый урок

по функциональной грамотности

2 класс

«Занимательные особенности яблока»

«Использование практико-ориентированных заданий

для формирования естественнонаучной грамотности

младших школьников»





Учитель начальных классов

Лиховец Зинаида Сергеевна

















Дата:19.03.2024

Тема: Занимательные особенности яблока

Цель занятия: Познакомить с особенностями яблока.


Планируемые результаты образования:

Предметные: определяют наличие железа, кислоты, воздуха в яблоках, крахмала в яблоках и картофеле, делают сравнительный анализ.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; планируют, контролируют и оценивают учебные действия, вносят необходимые коррективы.

Познавательные: выдвигают гипотезы о наличии железа, крахмала, кислоты, воздуха в яблоках, выполняют исследование на наличие или отсутствие крахмала, воздуха, кислоты, железа в яблоках.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывают мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: выражают желание ориентироваться на здоровое питание.


Тип урока: открытие новых знаний

Форма проведения: урок-исследование

Образовательная технология: естественнонаучная грамотность


Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал, тарелочки с кусочками овощей и фруктов для исследовательской работы, ёмкости с водой, вырезанные из цветной бумаги яблоки.



Ход урока

- Отгадайте загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

- Поднимите руки, кто любит яблоки. Как вы думаете, для чего мы их употребляем в пищу? ( Вкусные, полезные, содержат витамины).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об особенностях яблока.

-В книгах и мультфильмах ежи часто переносят яблоки на иголках. Для чего, предположите? (Запасают на зиму,…).

- Сейчас нам предстоит это выяснить. А работать сегодня мы будем в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группе:

1. Работать должны все.

2. Своё несогласие высказывай вежливо.

3. Если не понял – переспроси.

4. Один говорит, другие слушают.


-А сейчас прочитайте текст №1 (на белых листочках).

Текст №1

В живой природе фрукт может закрепиться на спинке животного только после гигиенических процедур — ежи катаются под яблонями, чтобы сок кислых плодов уничтожил паразитов на коже.

Дело в том, что, бегая по лесу, они собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них зуд и другие неприятные ощущения.

Вывод:- Что же позволяет соку яблок убивать паразитов? Предположите (сок кислый)

Перед вами лежат кластеры, запишите в одном из окошечек слово: КИСЛОТА

Теперь прочитайте Текст № 2 (на желтом листочке)

Ёж увидел под дикой яблоней красивое красное яблоко. А рядом лежали кусочки от яблок.

-Кто же здесь ел яблоки? - сказал Ёж.

- Это я попробовала яблоко, - кто-то ответил сверху.

Ёж поднял голову и увидел на ветке соседнего дерева Белочку.

- Много яблок я не ем, а немножко можно.

-Почему яблоко, которое ты ела, стало тёмным? Что с ним случилось?

(Ваши предположения)

- Давайте проведём опыт, докажем научным методом.

Опыт 1

1. Разрежьте яблоко пополам и положите его срезом вверх.

2. Выдавите немного лимонного сока на одну из половинок.

3. Подождём немного.

А пока проведём следующий опыт. Прочитайте

Текст №3.

Ёж взял яблоко, но оно выпало из его лапок и покатилось к реке.

-Утонет или не утонет? - спросила Белочка. - Проверим? А это моё яблоко. Оно побольше.

И белочка тоже кинула его в воду.

- Как вы думаете, что произойдёт с яблоками? (Предположения детей)

Опыт 2.

1. В ёмкость с водой опускаем два яблока разной величины.

2. Понаблюдай, что происходит?

Продолжи предложение:

Большое яблоко _____________________________.

Яблоко поменьше ___________________________.

-Как вы думаете, почему? (Предположения детей)

Справка.

У яблока есть внутри воздух, который мешает ему утонуть. Эти фрукты менее плотные, чем вода.

Вывод: яблоки не тонут в воде, так как в них _________________воздух.

Запишите в свободное окошечко кластера слово: ВОЗДУХ


Возвращаемся к опыту №1.

Что произошло с нашими яблоками?

4. Дополни предложения.

Яблоко без лимонного сока на срезе ___________________________________.

Яблоко с лимонным соком на срезе ____________________________________.

Справка.

В яблоках содержится много железа. При разрезании яблока воздух и железо соединяются, и яблоко темнеет (своего рода ржавчина, а точнее окисление). Лимонный сок покрыл яблоко защитной плёнкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.

Вывод: Яблоко при разрезании потемнело, это доказывает, что в яблоках содержится много _________.

Запишите в свободном окошечке кластере слово :ЖЕЛЕЗО

- А как вы думаете, полезно ли железо в яблоках? Вот наличие кислоты в яблоках полезно не для всех.

Польза: Большое количество железа помогает в поднятии гемоглобина при его низком уровне. Если возникает необходимость сделать уровень гемоглобина более высоким, нужно каждый день есть сорта яблок, которые быстро темнеют на срезе: в них больше всего железа.


Физминутка:

Продолжаем работать дальше. Прочитайте текст№ 4.(На оранжевых листочках)

- Я слышала, что крахмал в больших количествах опасен для здоровья. Ёжик, как ты думаешь, в яблоке есть крахмал?

(Ваши предположения)

- Докажем научным методом наличие или отсутствие крахмала в яблоках.


Опыт 3

1. Лизни крахмал. (Крахмал сладкий, несладкий)

- А как узнать, что в продукте содержится крахмал?- спросил Ёж.


2. Нужно приготовь некрепкий раствор йода.

3. Капни йодом на сам крахмал, а потом на картофель и яблоко. Что происходит? Результаты занеси в таблицу.


Крахмал

Кусочек сырого картофеля

Яблоко






Вывод.

Появившаяся _________________ окраска доказывает, что в картофеле содержится крахмал, а отсутствие синей окраски доказывает, что в яблоке ____________________ крахмал.


- Обратимся к справке.


Справка: В картофеле, в неспелом яблоке уровень крахмала повышен, поэтому в таком виде эти продукты в больших количествах употреблять не рекомендуется. Во время созревания яблок вредный микрокомпонент преобразуется в сахарозу, которая, напротив, полезна для организма.

-Возникает противоречие, мы доказали, что в нашем яблоке нет крахмала, а в справке сообщается, что в неспелом яблоке уровень крахмала повышен.

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: в неспелых яблоках содержится крахмал, а в спелых яблоках крахмал не содержится, значит, наше яблоко ___________ (спелое).

Запишите в свободных окошках кластера слово: КРАХМАЛ


А теперь приступаем к опыту 4.

Разрежьте яблоко пополам вдоль. Что ты увидел?

Продолжи предложение:

На срезе яблока можно увидеть _____________________________.


Запишите в свободном окошечке кластера слово:Звёздочка


-Посмотрим на свои кластеры и подведём итоги.

- Продолжите фразу:

- Я знал(а), что …

- Сегодня я узнал(а), что…

- Теперь я могу …

Итак, в результате проведённых опытов мы узнали, что в яблоках содержатся: железо, воздух, яблочная кислота.

Пригодятся ли нам эти знания в жизни? (употреблять в пищу для повышения гемоглобина, не употреблять много неспелых яблок, так как в них много крахмала, с осторожностью употреблять яблоки при некоторых заболеваниях).

Если вам понравилось занятие, вы узнали что-то новое и полезное, то красное яблоко прикрепите на яблоню, если остались вопросы, было что-то непонятно, то зелёное яблоко.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее