Открытый урок
по функциональной грамотности
2 класс
«Занимательные особенности яблока»
«Использование практико-ориентированных заданий
для формирования естественнонаучной грамотности
младших школьников»
Учитель начальных классов
Лиховец Зинаида Сергеевна
Дата:19.03.2024
Тема: Занимательные особенности яблока
Цель занятия: Познакомить с особенностями яблока.
Планируемые результаты образования:
Предметные: определяют наличие железа, кислоты, воздуха в яблоках, крахмала в яблоках и картофеле, делают сравнительный анализ.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; планируют, контролируют и оценивают учебные действия, вносят необходимые коррективы.
Познавательные: выдвигают гипотезы о наличии железа, крахмала, кислоты, воздуха в яблоках, выполняют исследование на наличие или отсутствие крахмала, воздуха, кислоты, железа в яблоках.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывают мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: выражают желание ориентироваться на здоровое питание.
Тип урока: открытие новых знаний
Форма проведения: урок-исследование
Образовательная технология: естественнонаучная грамотность
Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал, тарелочки с кусочками овощей и фруктов для исследовательской работы, ёмкости с водой, вырезанные из цветной бумаги яблоки.
Ход урока
- Отгадайте загадку:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
- Поднимите руки, кто любит яблоки. Как вы думаете, для чего мы их употребляем в пищу? ( Вкусные, полезные, содержат витамины).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об особенностях яблока.
-В книгах и мультфильмах ежи часто переносят яблоки на иголках. Для чего, предположите? (Запасают на зиму,…).
- Сейчас нам предстоит это выяснить. А работать сегодня мы будем в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группе:
1. Работать должны все.
2. Своё несогласие высказывай вежливо.
3. Если не понял – переспроси.
4. Один говорит, другие слушают.
-А сейчас прочитайте текст №1 (на белых листочках).
Текст №1
В живой природе фрукт может закрепиться на спинке животного только после гигиенических процедур — ежи катаются под яблонями, чтобы сок кислых плодов уничтожил паразитов на коже.
Дело в том, что, бегая по лесу, они собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них зуд и другие неприятные ощущения.
Вывод:- Что же позволяет соку яблок убивать паразитов? Предположите (сок кислый)
Перед вами лежат кластеры, запишите в одном из окошечек слово: КИСЛОТА
Теперь прочитайте Текст № 2 (на желтом листочке)
Ёж увидел под дикой яблоней красивое красное яблоко. А рядом лежали кусочки от яблок.
-Кто же здесь ел яблоки? - сказал Ёж.
- Это я попробовала яблоко, - кто-то ответил сверху.
Ёж поднял голову и увидел на ветке соседнего дерева Белочку.
- Много яблок я не ем, а немножко можно.
-Почему яблоко, которое ты ела, стало тёмным? Что с ним случилось?
(Ваши предположения)
- Давайте проведём опыт, докажем научным методом.
Опыт 1
1. Разрежьте яблоко пополам и положите его срезом вверх.
2. Выдавите немного лимонного сока на одну из половинок.
3. Подождём немного.
А пока проведём следующий опыт. Прочитайте
Текст №3.
Ёж взял яблоко, но оно выпало из его лапок и покатилось к реке.
-Утонет или не утонет? - спросила Белочка. - Проверим? А это моё яблоко. Оно побольше.
И белочка тоже кинула его в воду.
- Как вы думаете, что произойдёт с яблоками? (Предположения детей)
Опыт 2.
1. В ёмкость с водой опускаем два яблока разной величины.
2. Понаблюдай, что происходит?
Продолжи предложение:
Большое яблоко _____________________________.
Яблоко поменьше ___________________________.
-Как вы думаете, почему? (Предположения детей)
Справка.
У яблока есть внутри воздух, который мешает ему утонуть. Эти фрукты менее плотные, чем вода.
Вывод: яблоки не тонут в воде, так как в них _________________воздух.
Запишите в свободное окошечко кластера слово: ВОЗДУХ
Возвращаемся к опыту №1.
Что произошло с нашими яблоками?
4. Дополни предложения.
Яблоко без лимонного сока на срезе ___________________________________.
Яблоко с лимонным соком на срезе ____________________________________.
Справка.
В яблоках содержится много железа. При разрезании яблока воздух и железо соединяются, и яблоко темнеет (своего рода ржавчина, а точнее окисление). Лимонный сок покрыл яблоко защитной плёнкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.
Вывод: Яблоко при разрезании потемнело, это доказывает, что в яблоках содержится много _________.
Запишите в свободном окошечке кластере слово :ЖЕЛЕЗО
- А как вы думаете, полезно ли железо в яблоках? Вот наличие кислоты в яблоках полезно не для всех.
Польза: Большое количество железа помогает в поднятии гемоглобина при его низком уровне. Если возникает необходимость сделать уровень гемоглобина более высоким, нужно каждый день есть сорта яблок, которые быстро темнеют на срезе: в них больше всего железа.
Физминутка:
Продолжаем работать дальше. Прочитайте текст№ 4.(На оранжевых листочках)
- Я слышала, что крахмал в больших количествах опасен для здоровья. Ёжик, как ты думаешь, в яблоке есть крахмал?
(Ваши предположения)
- Докажем научным методом наличие или отсутствие крахмала в яблоках.
Опыт 3
1. Лизни крахмал. (Крахмал сладкий, несладкий)
- А как узнать, что в продукте содержится крахмал?- спросил Ёж.
2. Нужно приготовь некрепкий раствор йода.
3. Капни йодом на сам крахмал, а потом на картофель и яблоко. Что происходит? Результаты занеси в таблицу.
Крахмал | Кусочек сырого картофеля | Яблоко |
| | |
Вывод.
Появившаяся _________________ окраска доказывает, что в картофеле содержится крахмал, а отсутствие синей окраски доказывает, что в яблоке ____________________ крахмал.
- Обратимся к справке.
Справка: В картофеле, в неспелом яблоке уровень крахмала повышен, поэтому в таком виде эти продукты в больших количествах употреблять не рекомендуется. Во время созревания яблок вредный микрокомпонент преобразуется в сахарозу, которая, напротив, полезна для организма.
-Возникает противоречие, мы доказали, что в нашем яблоке нет крахмала, а в справке сообщается, что в неспелом яблоке уровень крахмала повышен.
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: в неспелых яблоках содержится крахмал, а в спелых яблоках крахмал не содержится, значит, наше яблоко ___________ (спелое).
Запишите в свободных окошках кластера слово: КРАХМАЛ
А теперь приступаем к опыту 4.
Разрежьте яблоко пополам вдоль. Что ты увидел?
Продолжи предложение:
На срезе яблока можно увидеть _____________________________.
Запишите в свободном окошечке кластера слово:Звёздочка
-Посмотрим на свои кластеры и подведём итоги.
- Продолжите фразу:
- Я знал(а), что …
- Сегодня я узнал(а), что…
- Теперь я могу …
Итак, в результате проведённых опытов мы узнали, что в яблоках содержатся: железо, воздух, яблочная кислота.
Пригодятся ли нам эти знания в жизни? (употреблять в пищу для повышения гемоглобина, не употреблять много неспелых яблок, так как в них много крахмала, с осторожностью употреблять яблоки при некоторых заболеваниях).
Если вам понравилось занятие, вы узнали что-то новое и полезное, то красное яблоко прикрепите на яблоню, если остались вопросы, было что-то непонятно, то зелёное яблоко.