Конспект урока окружающего мира " Весна в неживой природе"

Конспект урока "Весна в неживой природе."

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА


155521, Фурмановский район, д.Иванково, 54

ОГРН 1023701359230, ИНН 3705005349 / КПП 370501001

телефон (49341) 9-01-71; Факс (49341) 9-01-71, E-mail: ivshкola2007@yandex.r




Урок окружающего мира

во 2 классе







Подготовила и провела

учитель начальных классов

Панкова Елена Юрьевна

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: «Весна в неживой природе»


Цель урока:

- формировать знания о неживой природе

Задачи урока:

-дать понятие о дне весеннего равноденствия и таких природных явлениях, как таяние снега, ледоход, половодье;

-развивать мышление, речь уч-ся, работать с информацией, делать выводы;

-воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, навыки безопасного поведения в природе (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах);

Предметные результаты:

-перечислять причины потепления весной

-называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы)

-наблюдать за погодой

Метапредметные результаты:

-рассказывать по своим наблюдениям о весенних изменениях в природе

-устанавливать причинно- следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе

-извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе


Личностные результаты:

-понимать смысл проблем безопасности (опасность сосулек, истончение весеннего льда на водоемах)


Оборудование: учебник 2 класса "Окружающий мир" Плешаков А.А., тетрадь на печатной основе, конспект урока, карточки с заданиями для парной и групповой работы, картина девушки весны, презентация, компьютер, проектор, экран, магниты


 

Этапы урока


 Деятельность учителя

  Деятельность учеников


УУД

Организационный момент

1 мин.

Я рада сегодня приветствовать вас,

Как в классе светло от сияющих глаз.

Давайте урок поскорее начнем, чтоб исследовать мир, в котором живём.






-Что пригодится для успешной работы сегодня?  


-Надеюсь, что у вас все получится.










-Сядем тихо, очень дружно, это в школе очень нужно,

Не болтать и не лениться, мы пришли сюда учиться.


-Усидчивость, любознательность, терпение, стремление. 

Личностные


(Мотивирование к учебной деятельности)




Мотивация

(самоопределение к учебной деятельности)

4 мин.















































Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения



4 мин.





































На фоне слайда изображение лесной поляны.

Появляются два Зайца (исполняют дети)

Зайцы (хором). Здравствуйте, ребята! 

Учитель.  Здравствуйте, Зайчата! А что это вы так дрожите! Замерзли?   

Заяц 1. Такая плохая погода! Просто ужас

 Не поймешь, то холодно, то жарко. Что надеть на себя — не знаешь.

Заяц 2. Вот именно, не знаешь! Хоть бы кто-нибудь сказал нам заранее, тогда другое дело. Ведь какая будет погода — никто не знает и нам не подскажет.

Учитель. Как это не подскажет? А радио, телевидение, газеты все время сообщают прогноз погоды.

Заяц 1.  Так нет у нас в лесу ни радио, ни телевидения. Газеты тоже к нам не приходят, про погоду не сообщают.

Заяц 2. Вчера на нашей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые?

Заяц 1. Получилось так, что одни считали, что пора, а другие — что еще рано. Одни кричали, что снег еще лежит, а другие — что небо уже голубое.

Заяц 2. Одни говорили, что весна уже наступила и скоро начнется лето, а другие думают, что весна еще только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить — наступила ли весна?

Заяц 1. Говорят, что идет она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда будет на нашей поляне?

Заяц 2. Только заячье собрание просит представить убедительные доказательства. Ведь менять шубки — для нас, зайцев, дело непростое. Надеемся на вашу помощь, ребята!





-Хотите помочь узнать зайчатам, наступила ли весна?

-О чем же мы будем говорить?

-Сформулируйте тему урока.

-Я уточню.

-Сегодня мы будем говорить о явлениях, которые происходят в неживой природе весной, поэтому тема урока: Неживая природа весной

(обозначается на доске)


- Давайте, определим цель урока?

-Итак, нам надо помочь зайчатам узнать пришла весна или нет?

-А для этого определить: происходят какие-то изменения в природе: да или нет?

-Какие? Назовите их.



-Как вы думаете, а вы всё знаете о том, какие происходят изменения в неживой природе весной?

-Какой будет цель урока?

-Расширить знания о том, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением весны.

урока?

-Составим план работы.

1.Выяснить, какие изменения, происходящие в неживой природе весной, мы не знаем?

2.Найти информацию об этих изменениях.

-Где мы эти знания будем добывать?

3.Довести информацию до всех присутствующих (в т.ч. до зайчиков)

4.Сделать выводы о том, какие изменения в природе происходят весной, чтобы доказать зайчатам, что весна пришла.













































-Да, хотим.



-Будем говорить весне











-Да происходят.


-Ответы уч-ся



-Нет, что-то не знаем.



-узнать о том, какие еще изменения происходят в неживой природе с наступлением весны.







- Из учебника, энциклопедии, Интернета


Познавательные

(целеполагание)












































































Познавательные

(постановка и формулирование проблемы)








-Что такое природа?


- Какая бывает природа?


- Что относится к живой природе?


- А что относится к неживой природе?





-Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова?

-Что значит травень, снегогон, грачевник?


-Соотнесите месяц с его народным названием.


(слова даны на доске в беспорядке, выходят к доске и образуют пары слов)



- Кто объяснит названия этого месяца?



-Почему так назвали апрель?



-Май в народе называют травень. Почему?



-Всё, что нас окружает


-Живая и неживая

-Растения, животные, человек


-Вода, солнце, воздух, осадки, почва




-это старинные названия весенних месяцев.







-Март - грачевник

(прилет грачей)


-апрель - снегогон

(сходит с полей снег)


-май- травень






Познавательные

(сравнение, обобщение)








Коммуникативные

(аргументация своего мнения)

Выявление места и причины затруднения

5 мин.

-А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточку. Зачеркните те явления, которые не относятся к весне.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День становится длиннее

Река замерзает. ледоход

Тает снег и лёд. Солнце светит ,но не греет

Солнечные дни бывают чаще

половодье


-Проверяем. Какие признаки зачеркнули в первом столбике?


-А во втором столбике?




-А что такое половодье? Ледоход?

-Мнения разделились

-Где можно найти ответ?



Работают в парах







-Стало холоднее

-День уменьшается

-Река замерзает


-Земля покрылась снегом

-Солнце светит, но не греет


Ответы уч-ся


-Посмотреть в словарь, энциклопедию






Коммуникативные

(аргументация своего мнения)

Реализация постороенного проекта (совместное открытие нового)

15 мин























































































Физкультминутка

1 мин

Весенняя игра "Ручеёк



-Я предлагаю поработать в группах.

У каждой группы будет свое задание, выполняя, его вы, будете искать новую информацию. Затем своими знаниями вы поделитесь со всеми ребятами.

-Прочитайте задание внимательно.



-Ваш источник информации учебник

















- Ваш источник информации – учебник.











-Ваш источник информации – учебник.







- А теперь мы подведем итог этой важной работы.


-Отчет 1 группы






(после отчета группы включаю видеофрагмент или плакат на доске о положении солнца на небе)

-Отчет 2 группы








На слайде рассматривают картину ледохода.


-В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться. Если это все-таки произошло необходимо:


(показ по слайду)

-Раздать памятки

-Отчет 3 группы










-Слайды о половодье в Ивановской области


-Оцените свою работу на данном этапе урока




-Проблемный вопрос в рубрике: Подумаем


-Мудрая сова приготовила для вас очень интересный вопрос.

-Подумай, почему снег раньше тает в городе, чем за городом?








Игра дана в учебнике к параграфу в рубрике «Поиграем»



Уч-ся делятся на 3 группы, получают задание на карточке


-1 группа:

Ответь на вопросы, пользуясь учебником на стр.62


1.Какая главная примета весны?

2. Подумай, отчего зависит потепление весной?

3.Чем примечателен день 21 марта?

2 группа:


Составьте рассказ, давая полные ответы на вопросы.

Учебник, стр.63

1. От чего происходит таяние снега?

2. Что происходит с рекой весной?

3. Как называется это природное явление?


-Ребята, будьте осторожны во время ледохода!





3 группа:

Пользуясь учебником на странице 63, найди ответ на вопрос:


1.Что такое половодье?

2.Что происходит с почвой?

3.Когда бывает первая гроза?



Главная примета весны - потепление. Потепление зависит от того, что солнце поднимается в небе выше, чем зимой. 21 марта- день весеннего равноденствия, т.е. день равен ночи.







Главная примета весны - потепление, температура воздуха поднимается выше 00. На реке начинается таяние снега и движение льда. Это явление называется ледоход.


Ребята, будьте осторожны во время ледохода!















-От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем. От весеннего тепла оттаивает почва. Осадки выпадают в виде дождя. В мае бывает первая гроза.



Самооценка









Снег в городе тает раньше, потому что он грязный, а черное нагревается быстрее, чем белое. В городе дороги посыпают солью, и еще под землей проходят трубы теплотрассы.




Дети говорят слова:

Разлился родничок,

Золотой рожок. Ух!

Разлился ключевой,

Ледяной, снеговой. Ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам. Ух!

Познавательные

(поиск необходимой информации)

Личностные

(осознание ответственности за общее дело)


Коммуникативные

(учет разных мнений, выражение своих мыслей)

Закрепление изученного материала

2 мин.




-Я буду зачитывать отрывок из стихотворения, а вы должны догадаться, о каком весеннем явлении идет речь и поднять карточку.



Уж тает снег,

Бегут ручьи,

В окно повеяло весною...




Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.



Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.






Таяние снега









Ледоход







Половодье





Регулятивные

(самоконтроль)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин



- А сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал

-Тест


Проверка на слайде



Оценка своей деятельности на данном этапе урока









Регулятивные

(контроль, оценка, коррекция)

Включение в систему знаний



5 мин.

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Сыщики».

-Кто такие сыщики?

-Ваша задача - найти в тексте ошибки и их исправить.

-Работаем фронтально на интерактивной доске

Сегодня теплая погода. Небо весной серое, низкое, по нему плывут легкие белые облака.

Солнце светит ярче, но не греет. Оно гораздо ниже поднимается над горизонтом, чем зимой. День стал заметно короче. Снег не тает. Сначала он тает вблизи деревьев, а затем на полях. Раньше всего снег тает в лесу. От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается немного влаги.



Голубое, высокое, греет, выше, длиннее, тает, позже, много.










Познавательные

(установление причинно-следственных связей)

Рефлексия

3 мин.

-Вернемся к началу урока, к нашему плану.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

-Выходят зайчата к доске.

-Ну что зайчата, теперь вы, наверное, сможете определить, наступила весна или нет?

-Я думаю, что ребята вам представили убедительные доказательства наступления весны.

-Пора вам шубки менять?



-Сегодня вы замечательно поработали. И к нам в класс пришла настоящая весна!


(на доске появляется портрет девушки весны)


-Кто это? Посмотрите, какая красавица!


-Дети, оцените свою работу на уроке. Выберите нужный цветок и украсьте платье нашей гостьи.


Выбирают цветок: белый, желтый, синий


Синий - я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

Желтый - Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!


Белый - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!


- Вы хорошо поработали на уроке.


-Домашнее задание. Теоретический материал на стр.62-65, тетрадь стр.34,№2,3, творческое задание, нарисовать рисунок на тему: весна в неживой природе.

-Урок окончен.



-Ответы уч-ся



-Да



-Да






-Это весна



Выбирают цветок: белый, желтый, синий и прикрепляют к платью или рядом


Познавательные

(контроль и оценка)













Личностные

(адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности)





1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее