Конспект урока окружающего мира в 4 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Народные промыслы твоего края
Цель: создать у учащихся представление о народных промыслах родного края.
Задачи:
Образовательные: познакомить ребят с терминами «промыслы» и «ремесла», дать первоначальное представление о многообразии народных ремесел и промыслов родного края, с историей их возникновения, познакомить с символикой рисунков и их смысловым значением.
Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интерес к предмету. Развивать речь, память, мышление, воображение и умение слушать.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, уважение к людям труда, прививать гордость за свою малую Родину, ответственность за ее будущее.
Оборудование: презентация, кроссворд, карточки с заданием, заготовки кувшинов.
Ход урока
1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация ранее изученного
- Я хочу начать наш урок со стихотворения.
ДОН МОЙ! ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ!
ПШЕНИЦЫ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОЛЯ!
НУ, ГДЕ ЕЩЕ ТАКОЕ НЕБО СИНЕЕ?
И ГДЕ ЕЩЕ ТАКИЕ ТОПОЛЯ?
-Чему посвящено это стихотворение? (нашему родному краю, Донскому краю)
- Давайте вспомним, что нам известно о нем и разгадаем кроссворд.
1. Самая распространенная отрасль растениеводства в нашем районе? (полеводство)
2. Областной центр Ростовской области. (Ростов)
3. Самая крупная река в Ростовской области. (Дон)
4. Полезное ископаемое, которое есть на территории нашего села. Его используют в строительстве. (Мел)
5. Домашние животные, которых разводят не только ради мяса, но и для получения шерсти. (Овцы)
6. Как называется наш район? (Чертковский)
7. Название нашего родного села? (Кутейниково)
8. Полезное ископаемое, которое добывают с помощью шахт? (Уголь)
3. Сообщение темы и целей урока
-Вы замечательно справились с заданием, в результате получилось ключевое слово. Назовем его. (Промысел).
- Ребята. Как промысел связан с темой нашего сегодняшнего урока? Откройте оглавление учебника и назовите тему урока, где присутствует слово промысел.
- Какие цели мы поставим перед собой?
- Верно. Тема нашего урока - Народные промыслы твоего края. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием Промысел и Ремесло. Вспомним о народных промыслах России и более подробно остановимся на народных промыслах Донского края и, конечно же, поговорим о промыслах села Кутейниково.
4.Основная часть урока
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в далекое прошлое нашего родного края.
– Ребята, как вы понимаете слова «промысел и ремесло»?
- А когда мы затрудняемся в определении значения какого-либо слова, какая книга приходит к нам на помощь? (Толковый словарь)
- В вашем словарике нет значений данных слов, поэтому я попросила Леру, чтобы она дома нашла значения этих слов. Предоставим ей слово.
Ученица - Ремесло – это профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом. Например, посуды, одежды, мебели.
- Промысел – это мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном. Например, производство бытовых изделий ручным способом.
Презентация
- А теперь откройте учебники на странице 140, Аня читает вслух, остальные следят.
- На страницах учебника вы видите различные предметы, к каким народным промыслам они относятся? (Хохлома, гжель, дымковская игрушка)
- Народные промыслы России многообразны. Со многими из них вы уже познакомились на уроках изобразительного искусства. Давайте вспомним некоторые из них.
Презентация (Работа с картой)
- Итак, подведем мини - итог.
- Перечислите народные промыслы России.
- Теперь продолжаем урок и познакомимся с промыслами нашего родного края.
- Как называется наш родной край? (Ростовская область)
- Другое распространенное название Ростовской области – Донской край. Значительное место в нем всегда занимали народные промыслы и ремесла. Знать народные ремесла, народных мастеров, это значит лучше понимать свой народ.
- Например, знаете ли вы кто такой ГОНЧАР? Об этом нам расскажет Куценко Лера, она подготовила небольшое сообщение на эту тему.
Ученица
Гончар – это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.
Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. Хорошо родила земля, обильно политая крестьянским потом. Возникла необходимость в сохранении урожая. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их посуда стала пользоваться спросом. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец.
ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. ГОНЧАРОВ на Дону называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В КРЫНКАХ, ГЛЕЧИКАХ хранили варенье всю зиму. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.
- Обратите внимание на этот кувшин – это результат работы гончара, прошлых времен. Это экспонат из нашей комнаты краеведения.
Презентация
Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы. Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и большие и маленькие, крошечные. Из лозы плели корзинки, колыбели для детей, столы, стулья, дворовые ограды такие как ПЛЕТЕНЬ. Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ.
Презентация
Мы с вами славно поработали, а теперь немного отдохнем и проведем разминку.
Физкультминутка:
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.
- Продолжаем работу.
- Слышали ли вы, ребята, что такое ремесло БОНДАРЯ? (Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду: бочки, кадки, лоханки) Об этом нам расскажет Штокалова Аня, она подготовила мини-сообщение по этому вопросу.
Ученица – Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду: бочки, кадки, лоханки Профессия БОНДАРЯ древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех пор, когда люди начали делать запасы впрок: солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этого нет ничего лучше, чем дубовая бочка.
Презентация
– На Дону славились и кузнецы? Кто такой кузнец? По этому вопросу подготовил небольшое сообщение Плескачев Саша, предоставим ему слово.
Ученик – Кузнец – это мастер, занимающийся ручной ковкой.
КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает. Прекрасные кузнецы жили на Дону. Они ковали: топоры, подковы, вилы, лопаты и т.п.
Презентация
- Донская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.
5. Закрепление изученного материала
- С какими ремеслами Донского края вы познакомились на уроке?
- Приведите примеры, где в современном мире и с какими предметами этих промыслов вы встречались?
- Итак, мы продолжаем. Мы с вами говорили о народных промыслах России, донского края. Ответьте на вопрос.
- Что для нас является малой родиной? (с. Кутейниково)
- Как вы думаете, в нашем селе есть люди, которые занимаются народными промыслами?
- Назовите этих людей и расскажите, чем они занимаются?
- Да. И в нашем родном селе есть свои народные умельцы, которые занимаются народными промыслами и рукоделием. Давайте узнаем о них более подробно.
Презентация
- Вы познакомились только с некоторыми народными умельцами, которые живут в нашем селе.
- Работы кого из них вам больше всего понравились?
- А в нашей школе есть люди, которые занимаются народными промыслами, рукоделием?
6. Практическая работа
- На уроке мы с вами узнали, каким образом люди занимаются народными промыслами. А теперь нам предстоит побыть в роли гончаров, которые не только лепили из глины различные кувшины, но и украшали их различными узорами.
- Перед вами лежат заготовки кувшинов, карточки с символикой рисунков народных ремесел и цветные карандаши. Вам необходимо расписать их в соответствии с символикой рисунков народных ремесел. Обратите внимание, что каждый символ должен быть на своем месте, не обязательно использовать все символы. Кто справился с работой, прикрепите свой кувшин к доске, и у нас получится выставка.
1. Знак плодородия, изобилия, удачи
2.Знак засеянного поля
3.Знак земли.
4.Знак земли с запасами воды.
5.Знак земли с семенами
6. Знаки дождя
7. Знаки, изображающие солнце.
8. Знак сытости жизни.
- Как вы думаете, сложное ли это дело, роспись кувшинов?
- Давайте сделаем вывод. Нужны ли для этого определенные знания, нужно ли этому учиться?
7. Выставка детских эскизов
А теперь посмотрим, что получилось у вас.
Давайте оценим, кто же был лучшим гончаром? Только оцениваем справедливо.
Прекрасные кувшины получились в результате вашей работы. Вы замечательные мастера.
8. Итог
- Итак, пришло время подводить итоги.
- Назовите тему нашего урока.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какие цели мы перед собой ставили?
- Достигли ли мы с вами поставленных целей?
9. Оценивание
- Ребята, а какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?
- Саша, кому бы ты поставил оценку «5» и почему?
- Что мы поставим Лере? Почему вы так считаете?
10. Домашнее задание
- Дома вам необходимо будет еще раз внимательно прочитать параграф в учебнике на стр. 140- 141 и, по желанию, провести исследовательскую работу. Узнать о народных умельцах нашего села, о которых сегодня не было сказано на уроке, рассказать о их творчестве или подготовить доклад, фотографии, если возможно, принести работы мастеров и пополнить экспонатами нашу комнату краеведения.
11. Рефлексия
- Ребята, у каждого из вас на столе лежат магниты, подойдите тихонько к доске и прикрепите свой магнит к одному из смайликов. Если вам на уроке все было понятно, то прикрепите магнит к улыбающемуся смайлику, если вы испытывали затруднения, то к серьезному, если было совсем ничего не понятно, то к расстроенному.
- Я хочу поблагодарить вас за урок, вы прекрасно работали. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за внимание! Можете отдыхать.
6