Конспект урока окружающего мира "Народные промыслы твоего края" (4 класс) ПНШ

На уроке ребята получат первоначальные представления о многообразии народных ремесел и промыслов родного края, познакомятся с историей их возникновения,

Олимпиады: Музыка 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Конспект урока окружающего мира в 4 классе


УМК «Перспективная начальная школа»


Тема: Народные промыслы твоего края


Цель: создать у учащихся представление о народных промыслах родного края.


Задачи:

Образовательные: познакомить ребят с терминами «промыслы» и «ремесла», дать первоначальное представление о многообразии народных ремесел и промыслов родного края, с историей их возникновения, познакомить с символикой рисунков и их смысловым значением.

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интерес к предмету. Развивать речь, память, мышление, воображение и умение слушать.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, уважение к людям труда, прививать гордость за свою малую Родину, ответственность за ее будущее.


Оборудование: презентация, кроссворд, карточки с заданием, заготовки кувшинов.




















Ход урока

1.Организационный момент


Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация ранее изученного


- Я хочу начать наш урок со стихотворения.


ДОН МОЙ! ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ!

ПШЕНИЦЫ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОЛЯ!

НУ, ГДЕ ЕЩЕ ТАКОЕ НЕБО СИНЕЕ?

И ГДЕ ЕЩЕ ТАКИЕ ТОПОЛЯ?


-Чему посвящено это стихотворение? (нашему родному краю, Донскому краю)

- Давайте вспомним, что нам известно о нем и разгадаем кроссворд.


1. Самая распространенная отрасль растениеводства в нашем районе? (полеводство)

2. Областной центр Ростовской области. (Ростов)

3. Самая крупная река в Ростовской области. (Дон)

4. Полезное ископаемое, которое есть на территории нашего села. Его используют в строительстве. (Мел)

5. Домашние животные, которых разводят не только ради мяса, но и для получения шерсти. (Овцы)

6. Как называется наш район? (Чертковский)

7. Название нашего родного села? (Кутейниково)

8. Полезное ископаемое, которое добывают с помощью шахт? (Уголь)


3. Сообщение темы и целей урока


-Вы замечательно справились с заданием, в результате получилось ключевое слово. Назовем его. (Промысел).

- Ребята. Как промысел связан с темой нашего сегодняшнего урока? Откройте оглавление учебника и назовите тему урока, где присутствует слово промысел.

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Верно. Тема нашего урока - Народные промыслы твоего края. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием Промысел и Ремесло. Вспомним о народных промыслах России и более подробно остановимся на народных промыслах Донского края и, конечно же, поговорим о промыслах села Кутейниково.


4.Основная часть урока


– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в далекое прошлое нашего родного края.

– Ребята, как вы понимаете слова «промысел и ремесло»?

- А когда мы затрудняемся в определении значения какого-либо слова, какая книга приходит к нам на помощь? (Толковый словарь)

- В вашем словарике нет значений данных слов, поэтому я попросила Леру, чтобы она дома нашла значения этих слов. Предоставим ей слово.

Ученица - Ремесло – это профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом. Например, посуды, одежды, мебели.

- Промысел – это мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном. Например, производство бытовых изделий ручным способом.

Презентация

- А теперь откройте учебники на странице 140, Аня читает вслух, остальные следят.

- На страницах учебника вы видите различные предметы, к каким народным промыслам они относятся? (Хохлома, гжель, дымковская игрушка)

- Народные промыслы России многообразны. Со многими из них вы уже познакомились на уроках изобразительного искусства. Давайте вспомним некоторые из них.

Презентация (Работа с картой)

- Итак, подведем мини - итог.

- Перечислите народные промыслы России.

- Теперь продолжаем урок и познакомимся с промыслами нашего родного края.

- Как называется наш родной край? (Ростовская область)

- Другое распространенное название Ростовской области – Донской край. Значительное место в нем всегда занимали народные промыслы и ремесла. Знать народные ремесла, народных мастеров, это значит лучше понимать свой народ.

- Например, знаете ли вы кто такой ГОНЧАР? Об этом нам расскажет Куценко Лера, она подготовила небольшое сообщение на эту тему.

Ученица

Гончар – это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.

Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. Хорошо родила земля, обильно политая крестьянским потом. Возникла необходимость в сохранении урожая. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их посуда стала пользоваться спросом. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец.

ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. ГОНЧАРОВ на Дону называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В КРЫНКАХ, ГЛЕЧИКАХ хранили варенье всю зиму. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.

- Обратите внимание на этот кувшин – это результат работы гончара, прошлых времен. Это экспонат из нашей комнаты краеведения.

Презентация

Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы. Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и большие и маленькие, крошечные. Из лозы плели корзинки, колыбели для детей, столы, стулья, дворовые ограды такие как ПЛЕТЕНЬ. Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ.

Презентация

Мы с вами славно поработали, а теперь немного отдохнем и проведем разминку.

Физкультминутка:

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.

- Продолжаем работу.

- Слышали ли вы, ребята, что такое ремесло БОНДАРЯ? (Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду: бочки, кадки, лоханки) Об этом нам расскажет Штокалова Аня, она подготовила мини-сообщение по этому вопросу.

Ученица – Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду: бочки, кадки, лоханки Профессия БОНДАРЯ древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех пор, когда люди начали делать запасы впрок: солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этого нет ничего лучше, чем дубовая бочка.

Презентация

– На Дону славились и кузнецы? Кто такой кузнец? По этому вопросу подготовил небольшое сообщение Плескачев Саша, предоставим ему слово.

Ученик – Кузнец – это мастер, занимающийся ручной ковкой.

КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает. Прекрасные кузнецы жили на Дону. Они ковали: топоры, подковы, вилы, лопаты и т.п.

Презентация

- Донская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.

5. Закрепление изученного материала

- С какими ремеслами Донского края вы познакомились на уроке?

- Приведите примеры, где в современном мире и с какими предметами этих промыслов вы встречались?

- Итак, мы продолжаем. Мы с вами говорили о народных промыслах России, донского края. Ответьте на вопрос.

- Что для нас является малой родиной? (с. Кутейниково)

- Как вы думаете, в нашем селе есть люди, которые занимаются народными промыслами?

- Назовите этих людей и расскажите, чем они занимаются?

- Да. И в нашем родном селе есть свои народные умельцы, которые занимаются народными промыслами и рукоделием. Давайте узнаем о них более подробно.

Презентация

- Вы познакомились только с некоторыми народными умельцами, которые живут в нашем селе.

- Работы кого из них вам больше всего понравились?

- А в нашей школе есть люди, которые занимаются народными промыслами, рукоделием?


6. Практическая работа


- На уроке мы с вами узнали, каким образом люди занимаются народными промыслами. А теперь нам предстоит побыть в роли гончаров, которые не только лепили из глины различные кувшины, но и украшали их различными узорами.

- Перед вами лежат заготовки кувшинов, карточки с символикой рисунков народных ремесел и цветные карандаши. Вам необходимо расписать их в соответствии с символикой рисунков народных ремесел. Обратите внимание, что каждый символ должен быть на своем месте, не обязательно использовать все символы. Кто справился с работой, прикрепите свой кувшин к доске, и у нас получится выставка.

Ромб 35

1. Знак плодородия, изобилия, удачи


Ромб 34

2Прямая соединительная линия 32Прямая соединительная линия 33.Знак засеянного поля


3.Знак земли.

Прямая соединительная линия 31

4.Знак земли с запасами воды.

Прямая соединительная линия 30

Прямая соединительная линия 29



5.Знак земли с семенами

Прямая соединительная линия 28

Прямая соединительная линия 24Прямая соединительная линия 25Прямая соединительная линия 26Прямая соединительная линия 27

6. Знаки дождя

Прямая соединительная линия 21Прямая соединительная линия 22Прямая соединительная линия 23Прямая соединительная линия 18Прямая соединительная линия 19Прямая соединительная линия 20

Прямая соединительная линия 16Прямая соединительная линия 17

Прямая соединительная линия 13Прямая соединительная линия 14Прямая соединительная линия 15

Прямая соединительная линия 12


7. Знаки, изображающие солнце.

Полилиния 7Прямая соединительная линия 8Прямая соединительная линия 9

Полилиния 5Прямая соединительная линия 6


8. Знак сытости жизни.




- Как вы думаете, сложное ли это дело, роспись кувшинов?

- Давайте сделаем вывод. Нужны ли для этого определенные знания, нужно ли этому учиться?

7. Выставка детских эскизов

  • А теперь посмотрим, что получилось у вас.

  • Давайте оценим, кто же был лучшим гончаром? Только оцениваем справедливо.

  • Прекрасные кувшины получились в результате вашей работы. Вы замечательные мастера.

8. Итог

- Итак, пришло время подводить итоги.

- Назовите тему нашего урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие цели мы перед собой ставили?

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

9. Оценивание

- Ребята, а какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?

- Саша, кому бы ты поставил оценку «5» и почему?

- Что мы поставим Лере? Почему вы так считаете?


10. Домашнее задание

- Дома вам необходимо будет еще раз внимательно прочитать параграф в учебнике на стр. 140- 141 и, по желанию, провести исследовательскую работу. Узнать о народных умельцах нашего села, о которых сегодня не было сказано на уроке, рассказать о их творчестве или подготовить доклад, фотографии, если возможно, принести работы мастеров и пополнить экспонатами нашу комнату краеведения.

11. Рефлексия

- Ребята, у каждого из вас на столе лежат магниты, подойдите тихонько к доске и прикрепите свой магнит к одному из смайликов. Если вам на уроке все было понятно, то прикрепите магнит к улыбающемуся смайлику, если вы испытывали затруднения, то к серьезному, если было совсем ничего не понятно, то к расстроенному.

- Я хочу поблагодарить вас за урок, вы прекрасно работали. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за внимание! Можете отдыхать.







6



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее