«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока окружающего мира, 2 класс "Вода в природе. Вода и её свойства"

Урок окружающего мира по теме "Вода в природе. Вода и её свойства" проводится во 2 классе в рамках рабочей программы по предмету.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ШУМЯЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.Ф. АЛЕШИНА»







Сценарий урока окружающего мира во 2 классе на тему:

«Вода в природе. Вода и её свойства»



Учитель начальных классов:

Мартынова Ольга Валерьевна









пгт.Шумячи

2018 год.









Тема: «Вода в природе. Вода и её свойства.»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

Задачи:

  • Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.

  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.

  • Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать, почему вода необходима для жизни на земле,

- уметь определять признаки воды,

- уметь проводить несложные исследования,

- освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

- понимать и принимать учебную задачу,

- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

- работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания,

- соблюдать экологическую культуру



Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения», прием «синквейн», прием «инсерт», прием «толстых и тонких» вопросов»); ИКТ.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин, показывающие красоту моря, реки, водопада, родника; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок, кусок льда, медицинская груша).









































Ход урока:



I.Организационный момент (Мобилизация к деятельности)

Психологический настрой на урок

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II.Актуализация знаний

Ребята, отгадайте загадки:

1) С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт.

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.(водопад)

2) Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (роса)

3) Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (родник)

III.Постановка целей урока

- Что объединяет все слова-отгадки?

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие задачи поставим перед собой?



- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

III.Открытие новых знаний

- Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. (Приложение 1)

1

2

3

4

5

6

7

8

















- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

- Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

- Верите ли вы, что лёд легче воды?

- Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».

- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

- Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

1. Беседа о воде.

- Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода.

Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

- Как вы понимаете эти слова писателя?

- Что вы знаете о воде?

- Вспомните, в каких агрегатных состояниях может быть вода?





- Игра «Кто больше?»: поработайте в парах, подготовьте ответ на вопрос: какая бывает вода?

V .Первичное закрепление

2. Практическая работа (работа в группах)

- Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.

Сейчас вам предстоит поработать в «лабораториях». Прошу группы пройти к столам. Прошу лаборантов подойти и взять задания для своих групп. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. (Приложение 2)

- Ребята, поработав в группах и проведя опыты, вы увидели, что вода – это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовём эти свойства.



(По мере выступления групп учитель заполняет таблицу)

Вопросы

Полученный результат

Прозрачность и цвет воды

Вода прозрачная, бесцветная

Запах воды

Не имеет запаха

Вкус воды

Не имеет вкуса

Растворимость в воде других веществ

Некоторые вещества растворяются в воде

Есть ли в воде воздух

В воде есть воздух

Форма воды

Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Что легче: вода или лёд

Лёд легче воды



- Сделайте общий вывод.

- Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?



Физкультминутка
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы- (круговое движение правой рукой)
И на дорожку- (обе руки перед собой)
Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).



3. Беседа об охране воды.

- Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

- О чём этот фильм?

Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?»

- Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

- Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А вода главный строительный материал всего живого на Земле. При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.

- Какие водоёмы и источники находятся в нашей местности? Что вы скажете об их экологическом состоянии?

VI.Включение нового знания в систему знаний.

- Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.

- Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. Объясните их смысл.

- Отгадайте загадки:

  • Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая?

  • Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Объясните смысл следующих фразеологизмов:

  • Как в воду глядел.

  • Воды в рот набрал.

  • Сухим из воды вышел.

  • Как с гуся вода.

- Поработайте в парах и составьте синквейн о воде.

- Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле!

1) – Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось.

VII. Итог урока

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

- Почему необходимо беречь и охранять воду?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

Самооценивание

- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный.

- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.

VIII . Домашнее задание. Составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.

Тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Что…?

Когда…?

Может…?

Зачем…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

Предположим, что будет, если…?



Приложение 1



1

2

3

4

5

6

7

8



















Приложение 2

Опыты по выявлению свойств воды.

Инструкция.

1) Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя.



Задания для 1-й группы



Опыт 1. Какова прозрачность и цвет воды?

-Перед вами стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложки. В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет? Почему?

- Обсудите ответ в группе.

-Запишите вывод в лист исследователя.



Опыт 2. Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах, мы чувствуем. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода?

- Возьмите стаканчик № 1 и понюхайте воду, а теперь стакан № 2 и понюхайте воду. Что вы почувствовали?

- Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

- Запишите вывод в листке исследователя.

Задания для 2-й группы

Опыт 3. Какой вкус у воды?

- Попробуйте на вкус родниковую воду. Есть ли у неё вкус?

- Попробуйте для сравнения сок. Какой сделаете вывод?

- Обсудите группой. Запишите в свои листки.

- А какая на вкус морская вода? Почему? Обсудите.

Опыт 4. Вода - растворитель?

- Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?

- А теперь в другой стакан с водой положите ложку сахарного песка и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов песок растворился?

- Какой можно сделать вывод? Обсудите.

-Запишите вывод.

Задания для 3-й группы

Опыт 5. Есть ли в воде воздух?

- Опустите медицинскую грушу в стакан с водой и нажмите.

- Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Обсудите.

-Запишите вывод.

Опыт 6. Какая форма у воды?

- Возьмите стакан с водой и несколько емкостей разной формы. Аккуратно перелейте воду из стакана поочередно в разные ёмкости.

- Изменила ли вода свою форму? Почему?

-Обсудите.

- Запишите вывод.

Опыт 7. Что легче: вода или лёд?

- Возьмите стакан с водой и аккуратно положите в него несколько кубиков льда.

- Что наблюдаете? Почему лёд не утонул?

-Обсудите.

- Запишите вывод.

Используемые источники:

  1. Н. И. Корбакова «Деятельностный метод обучения»

  2. В.П. Русанов «Капля чистой воды»,

  3. «Хрестоматия по физической географии», А.А. Плешаков

  4. «Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 2». Методические пособие

  5. Презентация «Загрязняя воду, мы убиваем себя» youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее