Урок обучения грамоте и письмо в 1 б классе
Тема: Звуки г, г. Буква Г, г.
Цели:
Познавательные:
познакомить с новыми буквами Г и г ; научить выделять звуки г и г в речи; определять местонахождение новых звуков в словах; давать характеристику изученным звукам г, г; формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение анализировать схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы; формируется умение читать, осмысливать прочитанное.
Коммуникативные:
формировать умение работать коллективно, в парах; формирование умение слушать, слышать, понимать собеседника и вести диалог; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
формирование умения определять общие правила поведения; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный; словесный; наглядный; проблемный; игровой.
Формы обучения:
-фронтальная работа; индивидуальная; работа в парах.
Элементы современных образовательных технологий:
-здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание, игровые;) -личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы); -проблемное обучение
Программные средства:
комплект методических пособий УМК « Школа России».
Описание материала:
Предлагаю конспект урока по литературному чтению для 1 класса (обучение грамоте). Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы В. Г. Горецкого.
Оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор; презентация, дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные картинки, карточки с изображением букв; рабочая тетрадь учащихся для печатания букв.
Структура урока.
I. Организационный момент. (1 минута.)
II. Актуализация ранее полученных знаний. (4 минуты.)
1.Игра «Буква заблудилась.»
III. Постановка целей, задач урока. ( 1минута.)
IV. Работа над новым материалом. (10минут.)
1.Сообщение темы урока. 2.Характеристика звука. 3.Знакомство с буквой. 4.Работа с предметными картинками. 5.Работа по учебнику. а) Чтение слогов. в) Чтение слов.
IV. Физкультминутка. (2 минуты.)
V. Закрепление. (13 минут.)
1.Чтение рассказа учителем. 2.Работа над содержанием рассказа. 3.Словарная работа. 4.Чтение рассказа.
VI. Итог урока. (2 минуты.)
VII.Рефлексия.( 2 минуты)
Ход урока.
Слайд 1. (Начало урока. На доске тема.)
I. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
На гостей вы посмотрите,
Поздоровайтесь и улыбнитесь.
На меня теперь взгляните,
потихонечку садитесь.
Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
И хотим им показать,
Как умеем отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
-Возьмите за руку своего соседа, поделитесь теплом своих рук друг с другом. А с вами со всеми хочет поделиться своим теплом солнышко. Представьте, что оно спустилось к вам на ладошки. Какое оно? (теплое, доброе, весёлое, жёлтое)
-А теперь поднимем руки вверх и отпустим солнышко. Вот оно.
(вешаю солнышко на доску)
Солнышко будет посылать нам свои лучики с заданиями, будет наблюдать за вашей работой и радоваться нашим успехам.
II. Актуализация знаний.
Солнышко протянуло первый лучик и вот вам первое задание
Слайд 2 ( Лента букв.)
Игра «Буква заблудилась»
-Вспомните, на какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные.) А теперь давайте вспомним буквы, которые мы уже изучили. Посмотрите на «домик букв». -Какие буквы «живут» на красном поле? (Гласные.) -Назовите буквы, обозначающие гласные звуки. -Какие буквы «живут» на синем поле? (Согласные.) –Назовите буквы, обозначающие согласные звуки. -Что заметили? (И заблудилась, оказалась среди согласных.) -Куда нужно её поселить? (На красное поле.) -Почему? (Она гласная.) -Куда нам её поселить? (В нижний ряд.) -Почему? (Она обозначает мягкость предшествующего согласного.)
Слайд 3 (Лента букв.)
-Как мы произносим гласные звуки? (Их можно петь.) -Гласные бывают ударные и? (Безударные.) -А как мы произносим согласные? (С преградой.) -На какие группы можно разделить согласные звуки? (Твёрдые, мягкие; звонкие, глухие.)
III. Постановка целей, задач урока.
Солнышко протягивает нам свой лучик и даёт задания.
-Познакомиться с буквой.
-Узнать какие звуки она обозначает.
-Читать слоги и слова с этой буквой.
-Поработать над словами (деление на слоги, звуко-буквенный анализ)
IV. Работа над новым материалом.
1.Сообщение темы урока.
Солнышко пригрело, и на полянку прилетел погреться…, а чтобы узнать кто прилетел погреться, надо отгадать загадку.
Я в любую непогоду Уважаю очень воду Я от грязи берегусь Чистоплотный серый (гусь)
Слайд 4 (Картинка гусь.)
-Что вы знаете про гуся?(домашняя птица, в слове есть буква г) -Как подаёт голос гусь? (га-га-га) -Что он делает? (гагочет) -Но гусь, ребята, не просто так пришёл на полянку. Он пришёл к вам за помощью. Послушайте его историю.
Однажды гусь решил пойти в птичью школу. Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница:
- С какого звука начинается слово, которым тебя называют?
Растерялся гусь, не смог ответить на вопрос. Помогите гусю.
2. Характеристика звука. - Произнесите первый звук [г] -Какой это звук? (Согласный.) -Почему? (Когда произносим звук, воздух встречает преграду.) -Узнаем какой он звонкий или глухой. -Закройте ушки и произнесите [г] -Как произносится звук? (Звонко.)
-есть у него пара? (Да ,к.)
-значит они парные согласные. -ещё раз произнесите слово гусь, а теперь первый звук [г] -Какой звук в слове, твёрдый или мягкий? (твёрдый)
-А как вы думаете, бывает ли звук г мягким? (да)
-Придумайте гусю имя, чтобы в слове звук [г] был мягким. (Гена, Геркулес)
Вот теперь вы можете рассказать гусю всё, что вы знаете про звук [г].
( Звук [г] согласный, парный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий.)
3.Знакомство с буквой. (На доске карточка буква Г.) Солнышко посылает вам ещё задание. -На что похожа буква?
Слайд 5,6. (Подъемный кран, кочерга.)
Стоит на стройке буква Г На огромнейшей ноге! Это достал до неба головой, Кран подъёмный грузовой.
Перед нами буква Г Стоит подобно кочерге.
4.Работа с предметными картинками.
Солнышко не отдыхает, следующее задание вам посылает. Просит оно: «Разобраться помогите. Где какой звук в слове установите?»
Слайд 7. (Грибы, круги.)
Грибы
-Сколько слогов? (Делим на слоги вместе.) (Два.) -Назовите первый слог? (гри) -Назовите первый звук? (г) -Твёрдый или мягкий? (Твёрдый.) -Каким цветом показан на схеме? (Синим.) -назовите слог- слияние? (ри) -Назовите второй слог? -Покажите голосом ударный слог?
Круги
-Сколько слогов? (два) -Назовите первый слог? (кру) -Назовите слог-слияние в первом слоге? (ру) -Какой звук примыкает? (к) -Назовите второй слог? (ги) -Назовите первый звук.(г) Каким цветом показан на схеме? (Зелёным.)
грибы
круги
- Как произносятся первые звуки? - Какие звуки [г] и [к]? (Твёрдые.) - Как мы называем? (Парные согласные.)
5. Работа по учебнику.
Солнышко вам улыбается и посылает следующее задание.
-Откройте учебники на с.119. Прочитайте слоги и слова.
а) Чтение слогов: (Учитель, хором, индивидуально.)
в) Чтение слов: (Учитель, хором, индивидуально.)
IV. Физкультминутка.
Слайд 8.
VI. Закрепление.
Солнышко вам улыбается и посылает следующее задание.
Загадка:
Мой лучик сквозь деревья прошмыгнёт,
И маленькая шляпка подрастёт.
-О какой шляпке идёт речь в загадке? (о грибной)
-А какие грибы вы знаете?
-А вот какие грибы собрали дети Гена и Галя, мы узнаем, когда прочитаем рассказ.
1. Чтение рассказа Я прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте, чтобы читать так же правильно и выразительно, старайтесь глазами следить где я читаю.
2. Работа над содержанием рассказа.
Вопросы:
-Что собирали Галя и Гена? (Грибы.) -Как их можно назвать? (Грибники.) -Какие грибы нашла Галя? (Боровики.) А Гена? (Поганки.) -Как можно назвать Гену? (Горе-грибник.)
3. Словарная работа.
Слайд 9. (Словарная работа.)
Грибники- те, кто собирает грибы.
Грибные места – там, где много грибов.
Горе –грибник- грибник – неудачник.
Слайд 10 (Гриб-боровик)
Вот он, гриб-боровик! И красив он, и велик
4.Чтение рассказа (Чтение по цепочке.)
-А какие грибы вы видите в городе Грибов?
-Чем заняты жители города?
Дома, по желанию, кто захочет, придумает сказку о городе грибов.
VI. Итог урока.
Итак, ребята отвечаем на мои вопросы и загибаем пальчики.
-с буквой познакомились? (да)
-научились читать слоги, слова? (да)
-над словаи работали? (да)
-узнали, какие звуки обозначает буква г? (да)
-каким может быть звук [г]? какой он?
Правильно. Вот с каким багажом вы уйдёте сегодня с урока обучения грамоте. За работу на уроке –грибок! (каждому грибок, на обратной стороне буква г)
VII. Рефлексия.
-Вы довольны собой? (да)
-Возьмите грибок, переверните его, найдите на шляпке букву г.
-Если вы довольны собой и считаете, что у вас всё получилось, и вы усвоили тему урока, то разукрасьте букву красным цветом. Если что-то не получилось – жёлтым. А если вам было сложно и вы ничего не запомнили – синим. Покажите мне, гостям.
Слайд 11(Урок окончен)
-Ну, а теперь довольное солнышко скрылось за тучку, налетел ветер и унёс гласные из слова. Если мы догадаемся, какие это гласные, то узнаем, что нас ждёт впереди.
П…Р…М…Н… (перемена)
Встали. Урок окончен! Отдыхайте!
8