«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Обои и шторы в твоём доме"

Познакомить с назначением и многообразием штор и занавесок и их целевым назначением;- научить изготовлению вариантов их рисунков с помощью шаблона

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Обои и шторы в твоём доме



Цели: познакомить с назначением и многообразием штор и занавесок и их целевым

назначением;

- научить изготовлению вариантов их рисунков с помощью шаблона;

- привить навыки коллективной работы; познакомить с понятиями «цветочный рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность».

Вид деятельности: работа с бумагой и фломастерами.

Оборудование: образцы обоев и штор для разных видов помещений, фломастеры,

бумага, ножницы.

Ключевые слова и понятия: обои, шторы, теплые тона, холодные тона, цветочный

рисунок, ритм, трафарет.



Ход урока



I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала,

— Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?

— Что такое колорит?

— Какой колорит является традиционным для посуды из Хохломы?

— Какой цвет является основным для посуды из Гжели?

— Что такое гармония?

— Приведите примеры гармонии между разными предметами.



III. Изучение нового материала

Интересно, что если вглядеться в привычную вещь, которая попадается дома на глаза много раз на дню, то она вдруг проявит себя с совершенно неожиданной стороны. Посмотрите на окна в нашем классе, сравните их с оформлением окон у вас дома.

- Чем они отличаются? Почему?

— Расскажите про ваши варианты оформления окна.

(Педагог обобщает ответы школьников.)

На окнах, как правило, висят разные занавески, шторы, гардины. В каждой комнате

окна оформляют по-разному.

— Что такое шторы? (Матерчатые занавески, которые используются для

обустройства и оформления дома.)

- От чего зависит разное оформление окон? Наверное, в первую очередь, от разного

назначения комнат, в которых они находятся.

— Например, из какой ткани вы бы сделали занавески в детской комнате? (Из веселой ткани, с радостным рисунком.)

— Какими были бы занавески в спальне? (Из темной ткани, не пропускающей солнечных лучей и света уличных фонарей.)

— Какие цвета материи подошли бы для занавесок в столовой?

— Какие цвета материи подошли бы для занавесок в гостиной?

— Что такое обои? (Полотна бумаги, которыми оклеивают стены в домах.)

— Знаете ли вы, как воздействует выбор цвета обоев на настроение?

Сегодня вы попробуете придумать и нарисовать узоры, которые подошли бы для

обоев и штор. Выполнять эту работу вы будете коллективно по подгруппам.



— Для чего еще, помимо оформления окон, можно использовать шторы?

(Вывешивать в проемах между комнатами, в дверях, перегораживать комнату пополам или отделять в ней какую-то часть.)



— Когда в комнатах на окнах вывешивают только тонкие, прозрачные занавески?

(Если комната выходит окнами на теневую сторону и напротив нет жилого дома.)

— Какую роль выполняют темные, непрозрачные шторы? (Они предохраняют

мебель и книги от солнечных лучей. Вечерами, когда комнаты освещены изнутри, такие шторы не позволяют с улицы видеть то, что происходит в комнате.)

Скажите, какие шторы есть у вас дома, и где они вывешены? (Школьники приводят свои ответы.)



IV. Познавательная информация

Представьте себе, что вы стали новоселом — ваши родители получили новую

квартиру, в которой одна комната ваша. Ее так и называют — детская. Теперь вам

предстоит увлекательная работа — оформить ее по своему вкусу.

Большое значение будет иметь цвет стен и рисунок на них. Значит, вам придется

выбрать обои нужного цвета. Но перед тем как отправиться в магазин за покупкой обоев, надо изучить внутренний вид комнаты, ее площадь и даже то, на какую сторону света выходят окна. Исходя из этих данных вы начнете выбирать обои. Ведь каждый цвет имеет свои особенности, правильно выбранные обои способны преобразить комнату. Вот что надо принимать во внимание. Вы уже знаете, что цвета можно разделить на две группы: теплые и холодные.

1. Теплые цвета - желтый, оранжевый, красный и их оттенки.

2. Холодные цвета — синий, зеленый, фиолетовый и их оттенки.

Теплые тона также называют другим словом — «активные», потому что они

действительно влияют на активность человека. У него улучшается настроение, повышается работоспособность, он становится жизнерадостным.

Но целиком всю комнату окрашивать в красный или оранжевый цвет специалисты

не рекомендуют, так как находиться постоянно в приподнятом настроении для человека неестественно. Поэтому такими цветами можно окрасить одну стену или оформить в такие тона отдельные предметы — детали мебели, покрывала, подушки, картины. Однако эти цвета могут добавить в комнату освещения. Допустим, если ее окна выходят на север, то можно поклеить на стены обои желтых цветов.



Холодные тона также имеют другое название - «пассивные». Эти цвета оказывают

успокаивающее воздействие на человека. Они подходят для комнат, предназначенных для отдыха. У них есть такое интересное качество: светлые оттенки этих тонов зрительно расширяют границы помещения, создавая впечатление, что комната шире, чем она есть на самом деле.

Кроме того, надо учитывать густоту покраски. Например, если потолок окрашен

светлым тоном, то он будет казаться выше. А если потолок покрасить темным тоном, он будет казаться ниже, чем есть на самом деле.

При выборе обоев надо учитывать рисунок на них. Так, если на обоях

вертикальный рисунок, то он создаст впечатление того, что потолок расположен выше.

- Рассмотрите образцы обоев, которые я принесла.

-Подумайте и решите, какие из них вам нравятся больше.

Попытайтесь пояснить, почему вы предпочли именно эти обои, в каких комнатах им бы их использовали.

(Такой же анализ надо провести с образцами материала для штор. )

Рассмотрите их и выберите для каждой комнаты свой образец.



V. Беседа по теме урока

Обратите внимание на то, что орнамент на обоях не расположен хаотично,

допустим, в виде произвольных брызг. Вы видите, что в рисунке повторяется какой -то постоянный мотив.

- Какие фрагменты встречаются наиболее часто? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Наверное, чаще других в рисунках обоев встречается так называемый «цветочный

рисунок» — мелкие или, наоборот, крупные изображения чашечек цветов, бутонов,

переплетенных или отдельных листьев. Такие детали всегда смотрятся очень

выигрышно, поэтому художники, создающие новые рисунки или обоев, с удовольствием их используют.

Часто в рисунках обоев используют изображение других природных элементов—листочков, веточек, шишек, орехов, желудей, овощей и фруктов.

- Как расположены разные элементы рисунков — хаотично, врассыпную или

упорядоченно, в строгой очередности? (Упорядоченно.)

- Конечно, из этих деталей создают орнамент, который выражается в их

последовательном, строгом чередовании. Вот в этом и заключается один из приемов

создания рисунка для обоев и штор. Ведь и шторы, и обои отличает одно - большая

длина, они вытянуты во всю высоту стены. Поэтому придуманный художником рисунок повторяется много-много раз.

В изобразительном искусстве такое повторение одного и того же называется словом «ритм».

Ритм - повторение одного и того же изображения через определенное расстояние.

Ритм бывает разным. Посмотрите, вот на куске обоев цветочки точно столпились

рядом друг с другом, этот рисунок повторяется через небольшое расстояние. Это пример быстрого ритма в рисунке, его еще называют частым.

А вот второй вариант - один и тот же фрагмент орнамента повторяется через

большие промежутки, это пример другого ритма — медленного, текучего.

— Какой ритм создает веселое настроение?

— Какой ритм создает настроение спокойное, умиротворенное?

Давайте рассмотрим, какие еще варианты орнаментов можно встретить в рисунках обоев и штор.

(Изучение и анализ разных видов орнамента.)

1. Орнамент, который может быть продолжен до бесконечности во все стороны.

Например, листья, которые накладываются друг на друга по принципу чешуи.

2. Чередование геометрических рисунков - кругов и квадратов — в шахматном порядке.

3. Слияние двух орнаментальных полос без смещения: вверху — цветок, внизу - его

отражение, при этом рисунок можно выбрать довольно сложный.

4. Вертикально расположенные полосы орнаментов в зеркальном и простом

чередовании. В вертикальные полосы могут вкрапляться другие рисунки — как по

орнаменту, так и по цвету.

VI. Понятие о трафарете

Чтобы при изготовлении обоев один и тот же орнамент не рисовать много раз,

применяют трафарет.

Кто знает, что такое трафарет? Это слово произошло от итальянского «трафаретто»

— «прокалывать», «продырявливать». Так называли приспособление для переноса

изображения или орнамента, рассчитанное на его многократное повторение. Для этого использовали пластину с отверстиями, через которые краску наносили на ткань, бумагу, стены. Вот как выглядит бумажный трафарет.

(Педагог показывает образец трафарета, выполненный из бумаги.)

Видите, в бумаге вырезано нужное изображение. При создании рисунка художник

только аккуратно перекладывает трафарет на новое место и кистью или фломастером прорисовывает прорезанные части. Использование трафарета значительно ускоряет работу, если в ней приходится одно и то же изображение повторять неоднократно.

Трафарет — это приспособление для переноса нужного рисунка или букв с их

многократным повторением.

VII. Задания для самостоятельного выполнения

Сегодня вам надо создать свои трафареты, вырезать их из бумаги и с их помощью

сделать узор для штор или обоев. Вы будете работать в группах по 4—5 человек.

(Педагог делит класс на группы.)

Каждый из вас сделает свой трафарет, а потом их все надо будет разложить в

нужной последовательности на полоске бумаги, чтобы получился нужный ритм. Так образуется своеобразный рисунок. Подумайте, что вы изобразите в вырезе своего трафарета.

Возьмите лист бумаги и карандашом нарисуйте на нем нужное изображение -

элемент какого-нибудь орнамента или деталь. Теперь это изображение необходимо

вырезать ножницами по контуру. Но при этом будьте внимательны, соблюдайте правила техники безопасности.

1. Не прокалывайте листок бумаги, когда вы держите его в пальцах или на ладони.

2. Передавать друг другу ножницы надо только вперед кольцами.

3. Не кладите ножницы на край стола, они могут упасть и вас поранить.

Готовый трафарет положите на альбомный лист и прорисуйте вырезанный силуэт.

Лучше для этой работы использовать фломастер. Можно, конечно, взять краски, но при работе с ними, когда надо многократно прорисовывать один и тот же силуэт, края трафарета смачиваются, размягчаются и теряют свою жесткость. А ведь задача силуэта — сохранять четкие контуры на протяжении всего использования. Сделайте свои трафареты и с их помощью составьте рисунки для обоев.

(Класс группами выполняет задание.)

Расскажите, какой ритм получился у каждой группы.



VIII. Итог урока

Рассматривание и обсуждение готовых вариантов обоев и штор

(Каждая группа демонстрирует свои варианты обоев и штор. Класс проводит их

обсуждение.)

- Какие рисунки часто используют для орнамента обоев и штор?

- Что входит в состав цветочного рисунка?

- Каким бывает цветочный рисунок?

- Что такое ритм в рисунке?

- Каким бывает ритм в рисунках?

- Как ритм может повлиять на настроение?

- Как цвета обоев и штор могут создавать разное настроение?

- Что такое трафарет?

- Когда используется трафарет?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее