Урок русского языка 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа».
Тема урока. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Цель. Продолжить работу по различению написания слов мужского и женского рода с основой на шипящий. Создать учебную ситуацию, в которой возникает необходимость изучения темы самостоятельно.
Задачи урока на формирование у учащихся УУД
Личностные:
Воспитывать чувство любви к родному языку
Регулятивные:
Cпособность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; совместно вырабатывать порядок проверки орфограммы и использовать алгоритм в практической деятельности. продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Формировать умение овладевать основами синтеза.
Коммуникативные:
Создавать условия для приобретения навыков учебного сотрудничества.
Методы обучения: проблемные и исследовательские.
Формы организации: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
Карточки со словами, учебник, обратный словарь, рабочая тетрадь для самостоятельной работы, карточки с индивидуальными заданиями, схема-памятка.
Ход урока
1.Организационный момент.
Русский язык мы любим,
Всё изучим! Всё обсудим!
2.Минутка чистописания.
- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями.
- Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На “отлично” напишу.
- Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).
- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).
- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].
- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).
- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).
- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).
- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
3. Актуализация опорных знаний, мотивация к дальнейшей работе.
1. Словарная работа.
У учителя на столе карточки со словарными словами на тему «Огород», в которых пропущены гласные и слова, написания которых незнакомы детям.
- У меня на столе карточки со словарными словами, есть карточки с секретом, раскрытие секрета- это ступень к изучению новой темы.
( Д…журный , карандаш, ученик, пенал, портфель, мыш…, камыш…)
- Что заметили? (оба слова оканчиваются на шипящий звук, в слове мышь будем писать Ь, т.к. это ж.р…)
2.Работа с словарём Обратным.
а)ШЬ- назвали «цепочкой » слова – мышь чья? Она моя. Ж.р. пишем Ь
- выписали столбиком 5 любых слов;
б) Ш- тоже самое
3. Работа над материалом урока:
1.Сформулируйте правило(работа в парах при помощи поднятых рук)
2. Чтение правила по учебнику.
3. «Русский язык 1 часть упр. 113» Самостоятельная работа .
- Можешь, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, ОСНОВА которых оканчивается на –Ж и –ЖЬ, -Щ и –ЩЬ ?
- Как пишутся слова мужского рода?
- Как пишутся слова женского рода?
Проверь правильность своих выводов по Обратному словарю. Для этого посмотри слова с ОСНОВОЙ на –Ж и –ЖЬ. А твой сосед по парте пусть посмотрит слова с ОСНОВОЙ на –Щ и –ЩЬ. Запишите по два примера на каждый случай.
Ученики. Слова на –ЖЬ и –ЩЬ нужно искать на буквы Ь! А затем- по алфавиту: сначала на –ЖЬ, потом на –ЩЬ.
Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
4. Физминутка (звучит музыка).
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.
Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
5. Закрепление изученного материала.
Вновь работа собирает,
Время даром не теряй,
Новые знания закрепляй!
- Тему урока все поняли?
Ответьте с помощью нескольких слов
Из ваших карточек разных цветов.
Главное, правило вспомните!
- Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
-Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
- он лечит людей(врач)
- он для тебя друг или …(товарищ)
- после дня наступает (ночь)
- сильный человек(силач)
- Зелёная карточка - образовать от данных слов названий –действий, слова названия предметы
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
(Выполнение и проверка работ).
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
6. Обобщение.
- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?
- Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?
7. Домашнее задание. Выставление отметок.
Кроссворд с заданием – домашняя игра,
В ней вам поможет ряд загадок,
Родственные к ключевому подберите слова –
В тетрадях будет у вас порядок.
- Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.
Загадки.
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож).
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.
- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм. (Приложение №2)
- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.
8. Рефлексия.
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
Если не разобрались в теме – голубую.
(Дети показывают звёзды.)
- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!