Конспект урока "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Цель. Продолжить работу по различению написания слов мужского и женского рода с основой на шипящий. Создать учебную ситуацию, в которой возникает необходимость изучения темы самостоятельно.

Задачи урока на формирование у учащихся УУД

Личностные:

Воспитывать чувство любви к родному языку

Регулятивные:

Cпособность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; совместно вырабатывать порядок проверки орфограммы и использовать алгоритм в практической деятельности. продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Формировать умение овладевать основами синтеза.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа».

Тема урока. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Цель. Продолжить работу по различению написания слов мужского и женского рода с основой на шипящий. Создать учебную ситуацию, в которой возникает необходимость изучения темы самостоятельно.

Задачи урока на формирование у учащихся УУД

Личностные:

Воспитывать чувство любви к родному языку

Регулятивные:

Cпособность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; совместно вырабатывать порядок проверки орфограммы и использовать алгоритм в практической деятельности. продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Формировать умение овладевать основами синтеза.

Коммуникативные:

Создавать условия для приобретения навыков учебного сотрудничества.

Методы обучения: проблемные и исследовательские.

Формы организации: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

Карточки со словами, учебник, обратный словарь, рабочая тетрадь для самостоятельной работы, карточки с индивидуальными заданиями, схема-памятка.

Ход урока

1.Организационный момент.

Русский язык мы любим,

Всё изучим! Всё обсудим!

2.Минутка чистописания.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями.

- Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

На “отлично” напишу.

- Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).

- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).

- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).

- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).

- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).

- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.

3. Актуализация опорных знаний, мотивация к дальнейшей работе.

1. Словарная работа.

У учителя на столе карточки со словарными словами на тему «Огород», в которых пропущены гласные и слова, написания которых незнакомы детям.

- У меня на столе карточки со словарными словами, есть карточки с секретом, раскрытие секрета- это ступень к изучению новой темы.

( Д…журный , карандаш, ученик, пенал, портфель, мыш…, камыш…)

- Что заметили? (оба слова оканчиваются на шипящий звук, в слове мышь будем писать Ь, т.к. это ж.р…)

2.Работа с словарём Обратным.

а)ШЬ- назвали «цепочкой » слова – мышь чья? Она моя. Ж.р. пишем Ь

- выписали столбиком 5 любых слов;

б) Ш- тоже самое

3. Работа над материалом урока:

1.Сформулируйте правило(работа в парах при помощи поднятых рук)

2. Чтение правила по учебнику.

3. «Русский язык 1 часть упр. 113» Самостоятельная работа .

- Можешь, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, ОСНОВА которых оканчивается на –Ж и –ЖЬ, -Щ и –ЩЬ ?

- Как пишутся слова мужского рода?

- Как пишутся слова женского рода?

Проверь правильность своих выводов по Обратному словарю. Для этого посмотри слова с ОСНОВОЙ на –Ж и –ЖЬ. А твой сосед по парте пусть посмотрит слова с ОСНОВОЙ на –Щ и –ЩЬ. Запишите по два примера на каждый случай.

Ученики. Слова на –ЖЬ и –ЩЬ нужно искать на буквы Ь! А затем- по алфавиту: сначала на –ЖЬ, потом на –ЩЬ.

Потрудились – отдохнём,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

4. Физминутка (звучит музыка).

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

5. Закрепление изученного материала.

Вновь работа собирает,

Время даром не теряй,

Новые знания закрепляй!

- Тему урока все поняли?

Ответьте с помощью нескольких слов

Из ваших карточек разных цветов.

Главное, правило вспомните!

- Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

-Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

- он лечит людей(врач)

- он для тебя друг или …(товарищ)

- после дня наступает (ночь)

- сильный человек(силач)

- Зелёная карточка - образовать от данных слов названий –действий, слова названия предметы

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).

- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

6. Обобщение.

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?

7. Домашнее задание. Выставление отметок.

Кроссворд с заданием – домашняя игра,

В ней вам поможет ряд загадок,

Родственные к ключевому подберите слова –

В тетрадях будет у вас порядок.

- Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.

Загадки.

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.

- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм. (Приложение №2)

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.

8. Рефлексия.

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.)

- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее