Туровская Марина Владимировна,
учитель начальных классов
Конспект урока
(для класса, в состав которого входят дети с ОВЗ, VII вид)
Окружающий мир
3 класс
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: «Разнообразие животных»
Цель: знакомство с классификацией животных и их групповыми признаками.
Предметные результаты:
классифицировать животных;
приводить примеры животных различных групп;
определять животных и относить их к определённой группе
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
оценивать достижения на уроке;
пользоваться атласом-определителем;
работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения
работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять само и взаимопроверку
Личностные результаты:
иметь представление о целостности окружающего мира;
принимать социальную роль обучающегося.
Оборудование: У учителя — книги «От земли до неба», «Зелёные страницы»; карточки с заданиями, тренажёры, интерактивная презентация, электронное приложение к учебнику CD. У обучающихся — учебник, рабочая тетрадь, таблицы для заполнения, электронное приложение к учебнику CD, атлас-определитель «От земли до неба».
Ход урока
Этап урока
| Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающегося | |
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент. | -Снова прозвенел звонок Начинается урок. Урок окружающего мира. - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь и настройтесь на продуктивную работу. |
Настраиваются на урок. |
2.Мотивация познавательной деятельности.
| - Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами снова отправимся на воображаемую прогулку в природу. (Учитель раздаёт ученикам карточки с заданием) - Нарисуйте при помощи условных знаков правила поведения в природе. Задание для ребёнка с ОВЗ: выполни рисунок на тему: «Как правильно вести себя в лесу». |
Рисуют условные знаки
Выполняет рисунок |
2.Актуализация необходимых знаний. Проверка домашнего задания.
| Фронтальный опрос: - Какую роль играют растения в жизни людей? - Почему многие виды дикорастущих становятся редкими? Вопрос для ребёнка с ОВЗ: - Назови растения, которые внесёны в Красную книгу. - Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили о растениях, занесённых в Красную книгу. - Что делают люди для охраны растений? - Какие правила поведения в природе вы выполняете. Чтобы не причинить вреда растениям?
| -Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. которыми питаются. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.
- Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания многие дикорастущие растения становятся редкими
- Подснежник, ятрышник, водяной орех Рассказывают о растениях (см. Приложение)
- Их охраняют в заповедниках, ботанических садах. - В природе мы бережно относимся к растениям, не собираем растения, внесённые в красную книгу.
|
3. Актуализация необходимых знаний. Самоопределение к деятельности | Игра «Угадай по описанию»: - Давайте поиграем в игру «Угадай по описанию. Я буду рассказывать вам о каком-либо живом существе. А вы должны будете угадать, о ком идёт речь.
Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А сам всех боится.
Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – И поделится медком.
- Как можно двумя словами назвать эту группу живых существ? Что это за Царство? - Как вы думаете много жителей в этом царстве? - А представители этого царства все одинаковы или разнообразны? - Сформулируйте тему урока. - На сегодняшнем уроке мы будем учиться классифицировать животных, узнаем что такое «виды животных», познакомимся с наукой – зоологией. | Угадывают животных по описанию их внешнего вида и повадок
- Кабан
- Заяц
- Кукушка
- Майский жук
- Пчела
- Царство животных - Очень много
- Разнообразны
- Разнообразие животных |
4. Организация познавательной деятельности | 1. Классификация животных. - Животные… Вопрос для ребёнка с ОВЗ: - Кого ты представляешь себе, когда слышишь это слово? - Всё это представители замечательного царства животных. Наука о животных называется зоологией. Это ещё один раздел биологии. 2. Работа в группах - Прочитайте названия животных, записанные на доске на верхней строке. - Как можно назвать животных этой группы? - Прочитайте названия животных на следующей строке.
- Как можно назвать животных этой группы?
- Это классификация животных по месту обитания. Что значит классифицировать животных?
- Прочитайте внимательно ещё раз названия животных. Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками?
- Чем похожи звери?
- Чем похожи птицы?
- А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду? - учёные-зоологи делят царство животных на большее число групп. (Просмотр видеоролика «Позвоночные. Беспозвоночные» из электронного приложения к учебнику. Интерактивное задание №1 по теме «Разнообразие животных» (электронное приложение к учебнику) Задание для ребёнка с ОВЗ: Интерактивное задание №2 по теме «Разнообразие животных» (электронное приложение к учебнику) 3. Работа по учебнику - Ребята, рассмотрите внимательно рисунок в учебнике на стр. 87. Докажите, что Царство животных действительно разнообразно. |
Ответы детей (если ребёнок затрудняется, ему помогают другие обучающиеся)
Читают: Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка, налим - Дикие животные
Читают: Корова, петух, свинья, кот
- Домашние животные
- Разделить на группы по определённым признакам.
- Да. Звери, птицы, рыбы.
- Тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком.
- Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц.
Ответы детей
Просмотр видеоролика
Выполняют интерактивное задание
Выполняют интерактивное задание
Ответы детей |
5.Физкультминутка | Ёж спешил к себе домой, нёс запасы он с собой. Через кочки ёж скакал, быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился – в шарик круглый превратился. А потом опять вскочил и к детишкам поспешил. | Выполняют движения, имитирующие действия ежа |
6. Организация познавательной деятельности Первичное закрепление Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 Работа с рисунками - Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на стр. 40 – 41. Пронумеруйте рисунки
№2 Кто лишний? - Прочитайте задание. Кто лишний в первом ряду животных? Почему? - Подчеркните слово осьминог.
- Прочитайте названия животных во втором ряду. Кто среди них лишний? - Подчеркните слово паук.
- А теперь самостоятельно найдите лишнее в каждом ряду и подчеркните.
- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседями по парте и проверьте друг у друга правильность выполнения задания. - Ребята, подумайте, чем различаются понятия «группа животных» и «вид животных».
- На Земле насчитывается более одного миллиона вида животных. Предположите, какая группа животных самая многочисленная. - Давайте проверим ваши предположения с помощью учебника. - Прочитайте текст на стр. 91-92. - Выполните задание №3 (2) Виды птиц
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 88 – 90. - Заполним таблицу «Группы животных и их признаки» в рабочей тетради . Выполним задание №3 (3) Разнообразие животных
Задание для ребёнка с ОВЗ: признаки животных записаны на карточках, необходимо правильно разложить карточки.
№3 (4) Виды животных
№5 | Ребёнок с ОВЗ выполняет задания под контролем педагога Нумеруют рисунки (взаимопроверка)
- Осьминог. Это моллюск. (Находят и подчёркивают лишнее слово) - Паук. Он относится к группе паукообразные. (Находят и подчёркивают лишнее слово) Подчёркивают в задании в) слово – лягушка, относится к группе земноводные; задании г) слово – пиявка, относится к группе червей Взаимопроверка рабочих тетрадей - В каждой группе животных много видов животных
Предположения обучающихся
Считают сколько птиц каждого вида изображено на рисунке, выполняют задание в рабочей тетради (взаимопроверка) Обучающегося с ОВЗ контролирует педагог
Читают текст в учебнике По ходу чтения текста заполняют таблицу: соотносят названия групп животных и их признаки
Раскладывает карточки в таблице
Записывают по три названия животных различных видов (проверка) Пользуются атласом-определителем (взаимопроверка) |
8. Подведение итогов урока Диагностика достижений планируемых результатов. | Работа в группах 1.Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.
2.Определите с помощью атласа-определителя животных, изображённых на рисунках учебника стр. 87 – 91 3. Выполните тестовые задания на стр. 26 -27
- Итак, учёные делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов. | Предлагают разделить животных на группы по разным признакам: по размеру, по цвету, по среде обитания и т.д.
Определяют названия животных
Работают с тестом «Разнообразие животных» (Плешаков А.А. и др. Окружающий мир: Тесты. М: Просвещение) |
9. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности
| - Какие группы животных вы узнали на уроке?
- Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какие результаты получились?
-Что не получилось, над чем еще нужно работать?
- Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки.
| Перечисляют группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
Называют животное и группу |
10. Домашнее задание |
запомнить и пересказать вывод на стр. 92 учебника.
| |