«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока "Масштаб".

Тип урока: урок закрепление пройденного материала

Цель урока: Закрепить знания учащихся о масштабе, умения выполнять построение отрезков в заданном масштабе.

Задачи урока:

  1. Создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы.
  2. Воспитывать аккуратность, ответственность к своей учебной деятельности.
  3. Развивать мышление, память.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик научится применять свои знания в самостоятельной деятельности
  • Личностные: проявление положительного мотива к учебной деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.
  • Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

План-конспект урока математики



Тема урока: Масштаб

УМК: «Система Л.В. Занкова».


Класс: 3


Место урока в разделе: Урок №47


Тип урока: урок закрепление пройденного материала


Цель урока: Закрепить знания учащихся о масштабе, умения выполнять построение отрезков в заданном масштабе.


Задачи урока:

  1. Создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы.

  2. Воспитывать аккуратность, ответственность к своей учебной деятельности.

  3. Развивать мышление, память.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик научится применять свои знания в самостоятельной деятельности


  • Личностные: проявление положительного мотива к учебной деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

  • Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.


Основные понятия: масштаб


Форма урока: обобщающий урок






Структура урока


Структура
урока

Ход урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Организационный момент
Время: 2 мин


- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка к основному этапу

Время:3 мин.

- Что же такое масштаб?






- Что показывает масштаб?





- Как записывается масштаб?



- Если изображение уменьшено в 3 раза, как запишем масштаб?


- Какая тема нашего урока?

- А какую мы цель поставим на уроке?

Ответы учащихся:

- Масштаб – это  отношение длины отрезка на изображении к длине соответствующего отрезка на местности, другими словами, к его реальной длине.

- Масштаб показывает, во сколько раз, расстояние на карте меньше соответствующего расстояния на местности.

- Масштаб записывается, например  как 1:10.


- То масштаб запишется, так 1:3



- Масштаб

- Закрепить полученные знания о масштабе.

Основной этап

Время:30 мин.

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату.

Упр.388

1) Рассмотри рисунок: слева изображено насекомое в его натуральную величину. А как оно изображено справа?

2) Определи масштаб увеличенного изображения. Запиши его.

Для того чтобы определить во сколько раз большой муравей больше маленького нужно сравнить 1 деталь у большого и маленького муравья. Какую деталь удобней всего измерить?


3) Получилась такая запись 10:1?

4) в каком масштабе удобно изобразить светлячка, длина которого 6мм?

Изобрази светлячка отрезками, используя данный масштаб.

- А теперь попробуйте взять какой – то другой масштаб

- Кто может предложить свой масштаб? Сколько мм будет такой масштаб? Изобразите у себя в тетради.

- А можно построить в тетради отрезки в масштабе 1: 100

Так что же такое масштаб?




Упр.389

Реши задачу. В чём особенность задачи? (на доске чертёж)

- Сколько всего было пчеловодов?

- Сколько вместе собрали меда пчеловоды?

- Сколько собрали первый и третий?

- Сколько собрал первый?

- Мы сможем сразу ответить на вопрос задачи?

Как узнать, сколько собрал 2 пчеловод?

- В чем особенность задачи?

Три пчеловода собрали вместе 187 кг мёда. Первый и второй собрали 130 кг, первый - 72 кг. Сколько килограммов мёда собрал второй пчеловод?

2) Измени условие задачи так, чтобы в нём были только нужные для решения данные.



3) Какие данные в условии будут лишними, если поставить вопрос: " Сколько килограммов мёда собрал третий пчеловод?"

Упр.390

  1. Найди значения выражения 222*(2+2) и 22+222

  2. В чем особенность этих выражение?

  3. Используя тоже пять двоек, знаки действия и, если нужно скобки, составь выражения, значения которых равны числам: 66, 48, 12, 16, 0, 2.

  4. Попробуй составить выражения с другими значениями, используя тоже, пять двоек.

Физминутка

Упр. 391

  1. Начерти прямоугольник со сторонами длиной 3 мм и 2 мм. Чертёж получился удобным?

  2. В каком масштабе удобно изобразить в тетради такой прямоугольник? Объясни свой выбор.

  3. Запиши масштаб и начерти прямоугольник.

Упр. 393

  1. Поставь вместо * такие цифры, чтобы получились верные равенства.

34*+**1=; *23-5**=; 6*3-29*=; 7*0-58*=*94.

  1. Выберите одну из записей пункта 1. Запишите в ней еще одну цифру *. Заполните пропуски в записи. Сколько решений найдено?

Упр.394

Реши неравенства с помощью соответствующих уравнений.

а+258

9с252;

b-177264;

238:d


Учащиеся открывают свои рабочие тетради и записывают дату.

Ответы учащихся:

  • В увеличенном виде.












- Лапку. У большого муравья лапка 10мм., а у маленького 1мм. Значит масштаб 1:10

- Нет, потому что 1 фигура меньше чем 2.


- 1:10





- 1: 2 (6мм и 12мм) 1:3(6мм и мм) 1:20 (6мм и 12мм) и т.д.




- Нет, нам не хватит тетради.


- Масштаб – это  отношение длины отрезка на изображении к длине соответствующего отрезка на местности, другими словами, к его реальной длине.


Решение учащихся:




- Всего было 3 пчеловода.


- Вместе собрали 187 кг



- Первый и третий собрали 130 кг

- Первый собрал 72 кг


- Да, сможем.


- Нужно

  1. 130-72=58 собрал второй пчеловод.

- Особенность в том, что условие "втроем собрали 187 кг меда" не обязательно нужно, чтобы выявить ответ.

2) а. Первый и второй собрали 130 кг, первый - 72 кг. Сколько килограммов мёда собрал второй пчеловод?

б. три пчеловода собрали 187. Первый и третий собрали 130 кг. Сколько кг. мёда собрал второй?

  1. Лишние данные: "первый собрал - 72 кг"



 

Решение учащихся:










Учащиеся делают физминутку


Решение учащихся:










Решение учащихся:










Решение учащихся:

Контроль и самопроверка знаний

Время: 1 мин. мин.


Оцените свою работу смайликом.

Учащиеся оценивают свою работу смайликом.

Рефлексия
Время: 3 мин.

Наш урок подошёл к концу.

- Что мы с вами сегодня повторяли?

Довольны ли вы своей работой сегодня на уроке?

Оцените себя смайликом.



А теперь крепко потрите свои ладошки так, что стало жарко. Быстро передайте тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками учащихся всего класса. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.


- Мы сегодня повторяли тему: «Масштаб», как его определять.

- Да, довольны.


Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке смайликом.


Учащиеся встают, крепко трут свои ладошки, и передают тепло, соединив свои ладошки с учащимися всего класса.



Подпись методиста:_________________ Дата: ________

Подпись учителя: ___________________ Дата: ________

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее