Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: «Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского».

Цели урока:

Образовательные: формировать у учащихся представление об эпохе, в которой жил и создавал свои произведения А.С. Пушкин; продолжить знакомство с романом и его героями; В ходе сравнительной характеристики Онегина и Ленского показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; раскрыть причину недуга времени – равнодушия, разочарования во всем;

Развивающие: развивать навыки составления сравнительной характеристики, составления монологического высказывания.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока литературы в 9 классе.

Тема: «Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского».

Цели урока:

Образовательные: формировать у учащихся представление об эпохе, в которой жил и создавал свои произведения А.С. Пушкин; продолжить знакомство с романом и его героями; В ходе сравнительной характеристики Онегина и Ленского показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; раскрыть причину недуга времени – равнодушия, разочарования во всем;

Развивающие: развивать навыки составления сравнительной характеристики, составления монологического высказывания.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре.

I. Организационный момент.

1.Сообщение темы урока.

Учитель: Открывайте тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского».

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: сколько времени работал Пушкин над «Евгением Онегиным» по собственным его подсчётам?  Откуда взят эпиграф к первой главе романа и что он значит в оригинале; «И жить торопится…»?

Ответ: 7 лет 4 месяца 17 дней» — запись сделана в Болдине, когда была закончена VIII глава, но в 1831 г. внесены некоторые изменения и добавлено «Письмо Онегина». «И чувствовать спешит» — из стихотворения П. Вяземского «Первый снег», речь идет о «горячности молодой», с которой сравнивается первый сне.

Учитель: а какая игра слов скрыта в фамилии Лариных? И напомните, пожалуйста, годы жизни А. С. Пушкина?

Ответ: Лары — в римской мифологии божества, покровители общин и семей, домашнего очага и усадеб и ларь — деревянный ящик для хранения вещей, продуктов. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799, а умер от смертельной раны 29 января (9 февраля по новому стилю) 1837 года.

Учитель: расскажите о дне Онегина.

Ответ: утро Онегина начинается поздно, скорее всего, во второй половине дня. Онегин едет на прогулку на бульвар, “пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед”. Затем обед с приятелями в модном ресторане, поход в театр на балет и, наконец, бал до рассвета. Вот пример. Когда Онегин ещё только едет с бала, город уже просыпается и начинает работать .

III. Изучение нового материала.

Учитель: приступаем к изучению новой темы.

1.Постановка проблемного вопроса.

Учитель: как вы думаете, что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или роман­тизм Ленского? На этот вопрос мы с вами ответим в конце урока (слайд №2).

Учитель: исследователь русской литературы Гуковский Григорий Александрович писал о романе «Евгений Онегин»:

« Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в нём описан быт, неоднократно изображённый до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным. Иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу» (слайд №3).

Учитель: давайте дадим определение слову типический.

Типическое, типичное – нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира (слайд №4).

Учитель: в тексте есть слова, которые нам непонятны, но их значения необходимо для понимания характеров героев и эпохи, в которой они жили.

2.Словарная работа.

Учитель: откройте, пожалуйста, свои словари и запишите слова. (слайд№5).

1.Педантчеловек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

2.Фармазон это устаревшее слово, имеющее значение "вольнодумец, нигилист". Пример из "Евгения Онегина": "Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино".

3.Гёттингент – это немецкий университетский город, расположенный в южной части Нижней Саксонии.

4. Анахорет – называя Онегина "анахоретом", то есть отшельником, пустынником, типа монаха, живущего в отдалённом скиту.

3. Типическое и индивидуальное в образе Евгения Онегина и Владимира Ленского.

Учитель: посмотрите на доску, там написаны строки, из романа в стихах «Евгений Онегин». (слайд №6) Дмитрий прочитай пожалуйста.

Они сошлись. Волна и камень, 

Стихи и проза, лед и пламень 

Не столь различны меж собой. 
Сперва взаимной разнотой 
Они друг другу были скучны; 

Потом понравились; потом 
Съезжались каждый день верхом 
И скоро стали неразлучны. 
 (А.С. Пушкин.)

Учитель: Какие ассоциации вызывают эти сравнения?

Ответ: так описывает Пушкин героев своего романа, Онегина и Ленского. Они были совершенно разными людьми. Это хорошо видно из описания их характеров автором.

Ответ: как пишет Пушкин, Ленский имел “пылкий и довольно странный” дух, его душа всегда была согрета “приветом друга, тоской дев”. Онегин же уже прошел через это. В Ленском он видит себя в прошлом, но сейчас он переменился. Его уже не привлекают ни балы, ни шумные вечера, ни праздники, ему по душе одиночество. Он любил быть на природе, размышлять над философскими вопросами, которые никак не могли бы заинтересовать Ленского. Деревенские жители не понимали Онегина, для них он был неучем, сумасбродом, в отличие от Ленского, который представлялся им образованным дворянином из высшего общества. В домах его принимали, как жениха.

4. Работа с таблицей.

Учитель: попробуем согласиться или не согласиться с автором. А для этого давайте начертим таблицу и сравним образы героев по следующим категориям.

Общее

Различное

Оба подавали повод для «строгого разбора» соседей

Онегин «учился понемногу», а Ленский окончил Геттингенский университет

Обоих соседи воспринимали как возможных женихов для своих дочек.

Онегину «наскучил света шум», а Ленский «от хладного разврата света /ещё увянуть» не успел

Они находили общие темы для обсуждения и разговоров: «все подвергалось их суду…»

Для Онегина «красавицы недолго были /Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная/ Соединиться с ним должна…»

Обоим не нравились сельские пиры, «благоразумные» разговоры соседей «о сенокосе, о вине...» и глупые разговоры их жён

Онегину «друзья и дружба надоели», а Ленский «верил, что друзья готовы /За честь его приять оковы»

«Чаще занимали страсти /

Умы пустынников моих…»

У Онегина «ничего не вышло из пера его», а Ленский был поэт, «с лирой странствовал на свете»

Взаимоуважение. Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу и интересному собеседнику. Онегин, язвительный ко всем соседям, был снисходителен и великодушен к Ленскому

Волна и камень, /Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой…»

«От делать нечего друзья…»

«Меж ними всё рождало споры…»

Учитель: В чём отличие главных героев от портрета обыкновенного человека, нарисованного в этой строфе? К какому сословию принадлежат наши герои?

Ответ: и Онегин, и Ленский на голову выше окружающих, резко выделяются как в светском обществе, так и среди поместного дворянства. Недаром соседи-помещики назы­вали Онегина «фармазоном», осуждали вызывающие, с их точки зрения, его манеры и поведение, и Ленский «столь же строгому разбору в соседстве повод подавал». Высо­кий интеллект, широкий кругозор выделяют героев из обычной помещичьей среды.

Ответ: они оба принадлежат к дворянскому сословию, оба умны, образованы, оба презирают пустую светскую жизнь и оба стоят гораздо выше по внутреннему развитию, чем окружающие их люди.

Учитель: О чём ведут разговоры Онегин и Ленский? Чем отличается Ленский от Онегина?

Ответ: беседы друзей касаются фи­лософских, политических, экономических, нравственных проблем, волновавших передовых людей эпохи, конечно, при этом каждый пытается решать эти вопросы «судьбы и жизни» сквозь призму своего мировоззрения.

Ответ: Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь.

Учитель: Свет решил, что Онегин умён. Как вы считаете?

Ответ: Свет решил, что «он умён и очень мил». Для этого достаточно одеваться по последней моде, говорить по-французски, танцевать, кланяться. Наука, которой овладел Онегин в совершенстве «была наука страсти нежной».

Учитель: можем ли мы говорить об исключительности Ленского?

Ответ: он также принадлежит к привилегированному кругу, он умён, образован, выше стоит по своему внутреннему развитию, чем те, кто его окружает.

Учитель: какие мысли посещают Ленского перед дуэлью? (слайд №12)

Ответ: весь день он был задумчив, грустен, всю ночь не спал: читал Шиллера, а потом принялся писать любовные стихи к Ольге, в которых говорил и о своей возможной смерти. Задремал он только на рассвете. Все это говорит о романтической и тонкой душе юного поэта. 

IV. Закрепление темы.

Учитель: Владимир Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторона­ми. Он дорог Пушкину как человек особенного душевного склада, обладающий «пылким и довольно странным» умом, поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтатель­ностью, которую дано испытать только в юности. Недаром даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охлади­тельное слово в устах старался удержать». При этом автор в равной мере замечает и наивность Ленского, его незна­ние жизни и людей: поэт рассуждает о высокой любви, а полюбил пустую кокетку, он полон вдохновенья, но пи­шет «темно и вяло». Но и сам Пушкин в юности пережил увлечение романтизмом, поэтому Ленский вызывает в нем не только ироническую, но и добрую улыбку.

Учитель: Евгений Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX в. вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Онегиным овладела «русская хандра». Причина этой хандры состоит в том, что Онегин больше той жизни, которою он живёт, и выше того отношения к жизни, которое им усвоено,- отсюда его болезнь. Хандра Онегина – это и страдание, и мука нее совсем ещё умерщвленного в нём «внутреннего человека», его «здоровых начал». Это страдание, эта мука и есть, по-видимому, то, за что автор любит героя, что даёт автору надежду. Онегин традиционно отнесён к типу «лишних» людей, определение которым дал Александр Иванович Герцен: «Печальный тип лишнего человека…»

Учитель: посмотрите на доску. (слайд №13 – №14) Данила прочитай высказывание критика В. Г. Белинского.

V. Подведение итогов урока. Выводы.

Учитель: что ближе А. С. Пушкину: скептицизм Онегина или роман­тизм Ленского?

Ответ: Автор отстаивает равноправие различных взглядов на жизнь, у каждого из его героев за плечами не только ошибки и слабости, но и бесценный, пусть пока небольшой, жиз­ненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем.

Учитель: давайте мы с вами сделаем выводы и подытожим наш урок. Что же является типическим и индивидуальным в образах Онегина и Ленского. Заполним кластер на доске.

1.Заполнение кластера.

Индивидуальное



Типическое





Типическое: происхождение, воспитание, образование, поиск цели жизни, эгоцентризм.

Индивидуальное: любовь, дружба, отношение к жизни, окружение.

VII. Домашнее задание (слайд №15).

  • Перечитать 3-9 главы.


Они сошлись. Волна и камень, 
Стихи и проза, лед и пламень. 
Не столь различны меж собой. 
Сперва взаимной разнотой. 
Они друг другу были скучны; 
Потом понравились; потом 
Съезжались каждый день верхом 
И скоро стали неразлучны. 
(А.С. Пушкин.) 


-Какие ассоциации вызывают эти сравнения? 
- Настолько ли разные эти понятия? 

Сравнение образов героев по следующим категориям. 
1. Социальное положение 
2. Воспитание 
3. Образование 
4. Окружение 
5. Испытание дружбой, любовью 
6. Самосознание

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее