«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока литературы в 5 классе по произведению Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна".

В данной разработке представлена технологическая карта урока, включающая следующие этапы: мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, работа с текстом по решению проблем урока, рефлексия, домашнее задание.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока литературы в 5б классе

Раздел 4: «Как мы становимся взрослыми»

Тема урока: Приключение-игра-жизнь по произведению Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».

Тип урока:


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

1. Мотивация к учебной деятельности

- Как вы думаете, как назвать те события, которые происходят с Геком? (приключения)

- Чем занимались Том Сойер и Гек Финн, когда изображали «Шайку Тома Сойера»? (игра)

- Всё на свете начинается с игры. Но что любая игра изображает собой? (жизнь).

Формулируем тему урока: Приключение-игра-жизнь

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно сформулировать тему, проблему и задачи урока.

2. В диалоге с учителем выработать критерии оценки своей работы.

2. Актуализация знаний.

Какие учебные задачи мы будем решать на заключительном уроке по изучению данного произведения?

- необходимо проанализировать последнюю главу произведения;

- определить основную идею, актуальность этого произведения;

- определить основные проблемы, которые поднимает автор;

- выполнить сопоставительный анализ портретов героев этого произведения;

- сформулировать своё отношение к изученному произведению…


3. Работа с текстом

- Можно ли сказать, что среда, в которой вырос Гек, в какой-то степени искалечили его душу? Почему?

- Есть в жизни вещи, которыми нельзя шутить? Назовите их.

- Как, в какую сторону постепенно меняется поведение Гека?

- Как появление Джима повлияло на жизнь, характер Гека? Рад ли был Гек появлению другого человека на его «необитаемом острове»? (найдите фразы, говорящие о душевном состоянии героя до встречи с Джимом).

- Почему негр Джим доверял Геку? Почему Гек не выдал беглого негра?

- Докажите, что игры в пиратов, разбойников помогли Геку приобрести определенный жизненный опыт, в некоторой степени приспособили его к жизни.

- В каких случаях в последних главах Гек и Джим упоминают имя Тома Сойера? Как вы думаете почему?

- Почему Гек пытается спасти бандитов на тонущем пароходе?

- Почему ему хотелось, чтобы «вдова про это узнала»?

Познавательные УУД:

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах: сплошной и несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема…

3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

5. Пользоваться словарями, справочниками.

6. Осуществлять анализ, синтез, обобщение.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Строить рассуждения.

4. Итог урока.



















Рефлексия

Составляем литературный портрет Тома Сойера и Гека Финна (работа в парах). Доказываем, что в них общего и в чём отличие: в какой семье воспитывались подростки; при каких условиях проходило их детство; какое образование они получили; почему их привлекали приключения;что для них было ценностью; к чему они стремились?... Свои объяснения свяжите с темой урока.

- Кто сможет объяснить смысл имени Гекльберри? (этим словом называется родственная голубике и чернике мелкая ягода, распространённая в Северной Америке. С 1835 года слово фиксируется в значении «незначительный человек»). Как вы думаете, почему автор дал своему герою это имя?

- Как вы считаете, существуют ли такие дети на самом деле или может их выдумали?

- Информация о прототипе Гека Финна.

- На примере сравнения характеров Тома и Гека объясните название раздела «Как мы становимся взрослыми».

- Какова основная идея произведения?

- Какие проблемы раскрывает автор?

- Что хотел рассказать Марк Твен своим произведением детям и взрослым?

- Докажите, что Марк Твен был прав, назвав свою книгу «Приключения Гекльберри Финна».

- Выразить своё отношение к произведению (самостоятельная работа).

- Кому из героев этого произведения можно поставить памятник?

Как должен выглядеть этот памятник? Из какого материала он будет сделан? Какие слова можно написать на памятнике? В какой момент будет изображен герой?

Коммуникативные УУД:

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

5. Домашнее задание.

Подумайте дома, кому из героев этого произведения можно поставить памятник?

Как должен выглядеть этот памятник? Из какого материала он будет сделан? Какие слова можно написать на памятнике? В какой момент будет изображен герой? Подготовьте рисунки или макеты памятника.

Нарисуйте портрет Гека Финна (одно задание на выбор).

Чтение повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».










Том Сойер

Гек Финн

Сирота, его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течёт вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать – хотя то и дело нарушает эти правила, вызывая негодование тётушки. Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное – это стихия Тома. Много читая, он стремиться и собственную жизнь сделать яркой, интересной, насыщенной. В нём энергия бьёт ключом. Он Обаятельный парень, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все.

Том Сойер – символ мальчишеской страсти к приключениям, неистощимый источник выдумки, богатой фантазии, бесстрашия и озорства. И вместе с тем приключения Тома – это игра, только игра.

Сын местного пьяницы, которому нет никакого дела до ребёнка. Гек растёт беспризорником и оборванцем. Он ночует в пустой бочке из-под сахара, курит трубку, не ходит в школу, бездельничает. Он полностью предоставлен сам себе. Мальчишке чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное – быть свободным, всегда и во всём. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной», - заключает писатель. Гека привлекают занимательные игры, но дороже всего ему личная свобода и независимость. Утратив их, он чувствует себя плохо, и именно ради того, чтобы вновь обрести их, Гек предпринимает опасное путешествие, навсегда покидая родной город. Во время путешествия Гек переживает немало приключений, проявляет находчивость и смекалку, но уже не от скуки и желания поразвлечься, как раньше, а в силу жизненной необходимости, ради спасения беглого негра Джима. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным.

Гек быстрее взрослеет, раньше узнаёт жизнь с её жестокостью, несправедливостью. Для него приключения очень скоро перестают быть игрой. Эти игры помогли ему приобрести жизненный опыт, приспособили его к жизни. Гек постепенно учится ответственности, серьёзному отношению к людям. Марк Твен видел в нём героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости.








Проблемы, которые раскрывает автор:

проблема свободы

проблема рабства

проблема общества

проблема дружбы.

Главная тема этой повести – поиски настоящей, искренней свободы. Свобода – драгоценный дар, который не так-то просто получить.


Основная идея произведения: Марк Твен написал книгу не только для взрослых – о мире и детях, но и для детей – о них самих и мире таких «непонятных» взрослых. Писатель раскрывает перед читателем детскую психологию, моральные качества своих положительных героев. Он любуется их отвагой, поэтизирует дружбу, осуждает социальную несправедливость. Противопоставляя добро и зло, возвышенное и низменное, раскрывает своё отношение к миру, событиям, происходящим в его стране, в жизни целом. Марк Твен поёт гимн детству и всему, что связано с этим замечательным, волшебным периодом в жизни каждого человека. Главными для Марка Твена всегда оставались простые люди и самая обыкновенная жизнь. Просто счастливая жизнь. «Гимн детству, переложенный прозой» - эти слова принадлежат самому Марку Твену. Он показывает жизнь такой, какая она есть, и просит читателя повнимательнее приглядеться, чтобы увидеть то, мимо чего мы проходим каждый день, не замечая. Может, именно потому, что мы не приглядываемся к обыденному, и теряется что-то неуловимое, но очень-очень важное?


Все произведения Марка Твена соответствуют одному принципу – принципу правдивого изображения будней.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее