№73. Тема: А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА».
Цели: сообщить о замечательном мастере пера, писателе советского периода; увидеть в рассказе грани соприкосновения были и фантастики; развивать навыки беглого выразительного чтения; раскрыть душевный мир героя, его отношения с природой.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует знаково-символические средства для решения азличных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился в 1899 г. в Ямской слободе на окраине Воронежа. Судьба отмерила Платонову 51 год жизни. Отец, А. Ф. Климентов, работал на железной дороге, зарабатывая немного, отчего семья жила небогато. Андрей был старшим сыном в семье. Образование Платонов начал получать в церковно-приходской школе, потом в Воронежском городском училище. Пришлось повторить судьбу Горького – «пойти в люди».
В 1918 г. в газете «Воронежская коммуна» впервые вышла из печати его брошюра «Электрификация».
В 1918 г. была издана книга стихов «Голубая глубина», а затем появился целый ряд произведений: «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город графов», роман «Чевенгур» и другие.
Умер А. П. Платонов в 1951 году, вокруг него образовалась атмосфера непризнания, навалились вечные житейские невзгоды, болезнь давала себя знать (туберкулез явился следствием нервных перенапряжений и наследием фронтовых дорог).
III. Работа учащихся по вопросам:
1. Назовите даты рождения и смерти писателя.
2. Вспомните настоящую фамилию Платонова.
3. Где родился писатель? Кто был его отец?
4. Что значит «пришлось “пойти в люди”»?
5. Где писатель получил образование?
6. Как называлась первая брошюра Платонова?
7. Вспомните названия произведений А. П. Платонова.
IV. Чтение рассказа «Никита» учителем.
Анализ рассказа по вопросам:
1. Понравился ли рассказ?
2. Подумайте, почему писатель назвал рассказ «Никита»?
3. Кто главный герой? Сколько ему лет?
4. Почему мальчик боится оставаться один во дворе?
Попутешествуем с Никитой по двору.
Вопросы:
џ Кого он увидел во дворе?
џ Почему в сарае «оставались чистые стежки»?
џ Кем казались Никите Солнце, Банька, петух, пень?
џ Кто жил в колодце?
џ Почему мальчик решил накормить змей и разложил хлеб около нор?
5. Чем заканчивается рассказ? Почему рядом в рассказе живут фантастика и быль?
Составление плана рассказа.
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов “...и его облако закроет”.)
2. Никита “живёт” один. (От слов “Оставшись один...” до слов “...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору”.)
3. Возвращение отца. (От слов “Дома Никита увидел мать...” до конца рассказа.)
V. Подведение итогов урока. Викторина по рассказу (+ взаимопроверка).
1. Где жил Никита, главный герой рассказа А.П. Платонова?
в деревне
в городе
в рабочем посёлке
на острове
2. Сколько лет мальчику?
7
5
3
10
3. Где был отец Никиты?
умер
на работе
на войне
его в семье не было
4. Где работала мама Никиты?
в магазине
в школе
в аптеке
в поле
5. Что наказывала мама Никите перед уходом на работу?
не сжечь двора; собрать яйца у кур; поесть молока с хлебом, следить, чтобы не приходил чужой петух
поесть молока с хлебом
собрать яйца у кур
сжечь дрова
6.Почему Никита говорит маме, чтобы она поскорее приходила:
он хотел быстрее поужинать тем, что приготовит мать
ему было скучно одному сидеть дома
он боялся оставаться один
7. Кого не боялся Никита во дворе и в доме:
чужого петуха, который был похож на пастуха, утонувшего в реке
воробьев, пауков, мух, кур
бани, пня, бочки
8. Что делает Никита, чтобы узнать то, чего не знал:
пошел далее во двор
зашел в дом и считал мух, которые попали в паутину
считал зерна, которые искал воробей в жилой земле
9. Кто жил в старой бочке:
мышь, которая проделала много ходов в дне бочки
маленький, но живой человек с длинной бородой
никто в ней не жил
10. Кем представлял Никита солнце?
Папой
мамой
дедушкой
бабушкой
11. Кто, по мнению Никиты, жил в колодце?
никто не жил
маленькие водяные люди
бабушка
куры и петух
12.Кто жил под плетневой стеной в земляных норах:
куры
змеи
неизвестные жители
14.На что была похожа старая баня?
На бабушку
На пастуха
На дедушку
15. Кому Никита предлагает землю пахать в деревне:
дедушке, который находится на добром солнце
колодезным жителям
пню, у которого были глаза, нос и рот, пузо и ноги
16.У кого были злобные лица, которые отовсюду зорко смотрели на Никиту:
у бани
у кольев из плетня
у дома
17. Что заставило Никиту бежать к матери:
новый пастух, который гнал стадо коров домой
страх
отец, вернувшийся с войны
18. Что почувствовал Никита от солдата:
запах табака
запах пороха
тепло, добро, запах хлеба и земли
19. Что сказал Никита всем во дворе:
«Лодыри! Идите в поле работай, там тебе трудодни дадут»
«К нам отец пришел. Он век будет с нами вековать»
«Пойдем к нам в деревню землю пахать»
20. Как изменились «тайные жители» с приходом отца:
в них Никита не увидел тайного человека,
все были обычными предметами
все, кто жил во дворе, исчезли они стали еще больше пугать Никиту
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1А 2В 3С 4Д 5А 6С 7В 8А 9В 10С 11В 12В 13В 14А 15С 16В 17В 18С 19В 20А/
Оцените себя. От 0 до 10 – «2» От 10 до 13 – «3» От 14 до 17 – «4» От 18до 20 – «5»
VI. Домашнее задание: прочитать рассказы С. Черного «Кавказский пленник», «Игорь–Робинзон».
7