«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока литературы "Сочини свою загадку"

Данная разработка поможет учителю научить детей составлять метафорические загадки

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ТЕМА: СОЧИНИ СВОЮ ЗАГАДКУ


Цели: дать понятие загадки, научить составлять метафорическую загадку в стихотворной форме

Тип урока: развитие речи

Оборудование: тетрадь, доска, картинки солнца и ромашки, толковые словари, учебник «Русская

словесность» для 5 класса Р.И.Альбетковой


Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание

III. Словарная работа

лексическое значение слова – объяснение, пояснение слова, перечисление его отличительных признаков

толковый словарь – даёт толкование лексического значения слов

загадка - иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их

описание, которое предлагается разгадать. Разные типы загадок: иносказание, метафора, задача, вопрос

метафора - перенос значения с одного понятия на другое на основании сходства (скрытое сравнение)

сравнение - оригинальное, необычное сопоставление двух предметов или явлений (с сравнит. союзом)

IV. Работа с учебником

Чтение & 45, 46

с. 123 – определение загадки, упр. № 131

с. 124 – типы загадок, упр. № 132


V. Работа по теме урока

Запись на доске:

1. Из толкового словаря Ушакова, Ожегова, Даля:

Ромашка – однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных с цветками, у

которых лепестки обычно белые, а середина жёлтая.

2. Стихотворение-загадка, основанная на метафоре В. Фетисова:

На травинке солнце бьётся,

С ветерком на небо рвётся,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.


3. - Сравните лексическое значение слова ромашка с загадкой о ромашке

- Где прямое, а где переносное значение?

- Загадка в переносном значении, это и есть метафора

- Сравните ромашку и солнце, сравните картинки этих предметов, что общего:

жёлтая серединка – жёлтая звезда

белые лепестки – жёлто-белые лучи

круглая - круглое

- Назовите метафору в загадке (солнце на травинке, солнца белые лучи)

- Как здесь родилась метафора? (на основе сходства и постоянных признаков, исходя из

лексического значения слова ромашка)


Признаки метафорической загадки:

1. Загаданный предмет не назван

2. Указываются постоянные иносказательные признаки (не прямо автор говорит) признаки предмета

3. Основа загадки – метафора


VI. Удачные и неудачные загадки

1. Много иголок и все без ниток (много отгадок: ёж, ёлка, кактус)

2. Слишком лёгкая:

- Отгадай загадку! Трудная! Но я тебе не буду подсказывать.

- Давай, попробую.

- Что такое: на стене висит, круглое, цифры нарисованы – один, два, три – до двенадцати. И стрелки бегают, одна большая, другая маленькая?


- Часы!

- А-а, так не честно! Ты раньше знал!


3. Слишком трудная:

- Что такое: длинное, зелёное, на стене висит и пищит?

- Не знаю.

- Селёдка!

- А почему на стене висит?

- Повесили.

- А почему зелёная?

- Покрасили.

- А почему пищит?

- Сами удивляемся!


VII. Этапы работы над загадкой

Приёмы конструирования, придумывания загадок:

1. Взять отгадку (ландыш, колокольчик, кактус, зонтик)

2. Сопоставить с похожим предметом

3. Выявить (заметить) сходство

4. На основе сопоставления составить метафору

5. Облачить в стихотворную форму (подобрать рифму, ритм – одинаковое кол-во слогов в строке)


VIII. Итог урока

- Что такое метафора?

- Что такое загадка?

- Перечислите виды загадок

- Расскажите о признаках метафорической загадки

- Как будете дома сочинять свою загадку?

- Как и каким способом её оформите?


IX. Домашнее задание

Сочинить свою загадку про ландыш, колокольчик, кактус, зонтик и творчески её оформить



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее