Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема : А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»
УМК «Школа России»
Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование: выставка детских журналов; портрет и книги А. Введенского; карточки с заданиями, стихами А. Введенского.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Федина конфетина
В буфете вздыхает конфетина,
Страдает конфетина Федина:
Не нравится Федя конфете —
Конфета мечтает о Пете.
И Петя Петров проникает в буфет...
И больше у Феди конфетины нет,
Лишь фантик остался в буфете
На память о бедной конфете.
П. Синявский
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).
— Какое это стихотворение? Как его нужно читать?
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения (или чтение наизусть).
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об А. Введенском
— Посмотрите в учебнике с. 177—180 и с. 182—183. Кто автор стихотворений, которые мы будем читать на уроке?
— Знаете ли вы что-нибудь о нем?
Материал для учителя
Александр Иванович Введенский (1904-1941) - автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Он родился в семье служащего. Получил филологическое образование в Петербургском университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своих поэтических исканиях опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, закличек.
— Послушайте стихотворение А. Введенского «Песенка о дождике» и определите, какой жанр устного народного творчества оно напоминает.
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы.
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки.
И мы тоже дождик ждем,
Бегать будем под дождем!
(Ответ. Стихотворение похоже на народную песенку – закличку .)
2. Стихотворение «Ученый Петя»
— На с.177—180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение. (Дети читают самостоятельно.)
— Какие чувства возникли у вас при чтении?
— Чему вы улыбались?
— Как бы вы ответили на вопрос автора? (Ответы детей.)
— Перечитаем стихотворение и ответим на вопрос: в чем заключалась ученость Пети?
— Как надо прочитать название стихотворения: с восхищением, с усмешкой, с грустью?
— Соотнесите название и содержание стихотворения. Что вызывает у вас улыбку?
V. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Стихотворение «Лошадка»
- На с.182—183 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение. (Дети читают самостоятельно.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Что было непонятно?
Дрожки — легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Творческая работа
— Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками из него.
3. Игра в слова
— На доске написаны слова. Найдите другие слова, спрятавшиеся в них. (Если класс хорошо подготовлен, то учащиеся могут искать эти слова сами в тексте.)
Лошадка, ножки, старушки, ладошки, она жила, закладывали, вдруг, столбик, плакат, проход, предполагается, водопровод, говорят, сухарь, подарили, в тетрадку, букварь.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?
— Какие стихи вы читали?
— Вспомните: А. Введенский переводил сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Какими языками он владел? (Французским и немецким.)
Домашнее задание
Повторить произведения изученного раздела.