Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гремяченская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока к учебнику А.В. Кураева, к § 11
ТЕМА: «Заповеди»
Для учащихся 4 класса
Работу выполнила:
Петелина Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ « Гремяченская ООШ»
Гремячье 2017
Заповеди
Цель: познакомить учащихся с заповедями.
Задачи: воспитать нравственные качества, доброту, честность, справедливость, смирение; разобраться в понятии, которое является темой урока; убедиться в существовании истинных ценностей.
Оборудование: карточки с заповедями и словами, компьютер, интерактивная доска для просмотра презентации, рисунки черно-белого цвета.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания и повторение материала пройденного на прошлом уроке.
III. Объяснение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о правилах и законах, которые нам помогают в жизни, различать добро и зло. Отправимся в путешествие в древний Египет, на три тысячи с лишним лет назад. И узнаем, откуда появились первые правила, которые « живы» по сей день.
И так мы отправляемся в древность. (Можно использовать карту с определение маршрута, ставить флажки отмечая путь путешествия).
В давние времена еврейский народ, жил в Египте в плену, испытывал жестокое обращение. Люди мечтали уйти в ту страну, где они будут свободны и счастливы. И вот однажды появился на свет, такой человек стал, когда вырос их вождём. Он повёл народ трудным путём, через безводную пустыню. Их путешествие длилось 40 лет.
Я сейчас вам расскажу об этом человеке. В одной семье родился сын, которого мать прятала три месяца, потому что если в израильской семье рождались мальчики, то фараон приказывал их убивать. А когда не смогла скрывать взяла тростниковую корзинку, положила в неё мальчика и спрятала на берег Нила. Дочь фараона, пришла на берег, увидела корзинку и мальчика, сжалилась над ним, взяла его к себе во дворец и дала ему имя Моисей ( что значит « найденный в воде»). Моисей вырос добрым и отзывчивым мальчиком, но однажды его обвинили в убийстве и изгнали из страны.
Показ картины итальянского художник Паоло Веронезе «Нахождение Моисея».
Моисей поселился в соседней стране, где пас овец. И явился ему Акил Господень в пламени огня. Исходящим из тернового куста. И воззвал к нему Бог « Я увидел страдания народа Моего в Египте. Хочу избавить его и ввести в землю. Где течёт молоко и мёд. Ты должен вывести народ Мой из Египта. Я буду с тобой»
Показ картины Доменико Фетти « Моисей перед пылающим кустом».
Моисей отправился в Египет исполнять повеление Божие. Народ послушал его и пошёл за ним. Во время исхода евреев Моисей по воле Бога не раз творил чудеса.
Люди много дней и ночей шли через пустыню, и стали роптать на Моисея. Но однажды утром увидели они на кустах серебристый иней. Стали собирать его и назвали « манной небесной».
Картина « Сбор манны в пустыне» художник Никола Пуссена.(Посмотрев картину ученики устанавливают, что отчаявшиеся люди ведут себя по разному, кто помогает и утешает друг друга, кто потерял надежду и отчаялся). Чудо свершившееся было неожиданным. Но Моисей будто знал о нём. Он указывает на небо, показывая кому, люди обязаны за столь щедрый подарок.
Дети высказываю свое отношение к Моисею .
Учитель: - Ребята, а как выдумаете, какой был характер у Моисея? ( Вождь, который напоминает в своём величии богов Олимпа. Ему достаточного одного движения телом, чтобы заставить всех повиноваться ему. У него могучий и сильный характер. Библейский пророк иногда даже страшен).
И вот подошли они к горе Синай и увидели, как она задымилась и затряслась. Просмотр картины « Гора Синай» или « Гора Моисея».
Моисей поднялся на неё и попросил подождать его. Сорок дней не было его. Пробыл он на горе без воды и пищи. Бог вручил Моисею каменные плиты ( скрижали), на которых были написаны десять заповедей. Это были законы, что должен делать человек, а чего избегать в своей жизни.
Показ картины « Моисей получающий скрижали» Египет 13 век.
Еврейский народ только через сорок лет ступил на обетованную Землю. Почему так долго? Да потому, что заповеди изменяли каждого человека, искореняя плохие качества и воспитывали хорошие.
IY. Чтение стихотворения В.Я. Брюсова. « Моисей»
Я к людям шёл назад с таинственных высот,
Великие слова в мечтах моих звучали.
Я верил, что толпа надеется и ждет…
Они, забыв меня, вокруг тельца плясали.
Смотря на этот пир, я понял их, - и вот
О камни я разбил ненужные скрижали.
И проклял навсегда твой избранный народ.
И не было в душе ни гнева,ни печали.
А ты, о Господи, ты повелел мне вновь скрижали истесать.
Ты для толпы преступной
Оставил свой закон .
Да будет так. Любовь
Не смею осуждать. Но мне, - мне недоступна,
Она. Как ты сказал, так я исполню все,
Но вечно, как любовь презрение мое.
Рассказ учителя о смысле стихотворения( Когда Моисей сошел с горы со скрижалями, то увидел, что народ поклоняется языческим богам и в гневе разбил каменные плитки. Моисей высек новые скрижали и поднялся во второй раз на гору. Но Бог дал ему такие же заповеди, как и в первый раз.)
Картина « Моисей разбивает скрижали» Рембрант 1659 год.
Ученики получают черно-белую репродукцию фрески М. А. Врубеля « Моисей». Выполняют коллективную работу( раскрашивают, а затем рассматривают и дают оценку,размышляют о роли цвета и форме в картине).
Y.Беседа и работа с карточками по заповедям.
Детям раздаются карточки, на которых написаны заповеди . Проводиться беседа по каждой заповеди и объясняется её смысл.
Учитель: - Ребята, как вы думаете можно ли жить без правил?( Нет потому что непонятно, как можно жить не зная , где поступаешь хорошо или плохо, где добро и зло).
Учитель: - Какие правила вы знаете ?( Правила поведения в школе , правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и.т.д.).
Учитель: - Хорошо. Знаете ли вы правила ( законы), которые обязаны выполнять все граждане нашей страны? ( Конституция РФ, много кодексов).
YI. Работа с новыми терминами.
Скрижали-две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей.
Земля Обетованная- место, куда кто-либо страстно мечтает и стремится попасть, страна (Палестина), в которую, по библейскому сказанию, бог привел евреев из Египта, в силу своего обещания
Манна небесная- блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба», согласно Библии, пища, которой был накормлен Богом Моисей и его соплеменники во время 40-летних скитаний после Исхода из Египта.
Заповедь- религиозно-нравственное предписание.
YII. Закрепление изученного материала .
Учитель: - О чем мы сегодня с вами говорили? ( О правилах и законах)
- Для чего существуют законы и правила? ( Для того, чтобы знать как нужно поступать в жизни)
- Что такое заповедь? ( Правило, наказ)
- Нужны ли заповеди людям? ( Да, потому что по ним мы понимаем, как отличить добро и зло, зная их, каждый человек, должен задуматься, какой путь нужно выбрать для себя).
YIII. Итог урока. Вывод: Десять заповедей – это основные принципы человеческой морали, которых держится весь мир. Они универсальны и подходят для всех обществ и времен; для всех людей, независимо от их национальности, возраста и других особенностей.
IX. Домашнее задание. Прочитать в Библии притчи о Моисее.
Если есть рабочие тетради можно использовать их на уроке и в домашнем задании.
Используемые источники
Учебник А.В.Кураев « Основы православной культуры» 4- 5 класс Москва -2012г., изд. « Просвещение», с.95
Методическое пособие Л.И. Романова. Т.В. Дорофеева «Основы православной культуры» 4 класс, Воронеж 2012г., изд. ВОИПК и ПРО,с.170
Е.А. Елецкая « Основы православия» для начальной школы, Ростов -на –Дону, изд. « Феникс» 2011, с.63
www.religiya.su
www.neizvestniy-geniy.ru