Конспект урока Изо. Конструкция головы человека 6 класс

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока «Конструкция головы человека и ее пропорции»

Планируемы результаты:

- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;

- овладевать первичными навыками изображения головы человека;

- приобретать новые знания изображения в рисунке и средствами аппликации.

Цель:

- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы

человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Бережновская средняя общеобразовательная школа»

Николаевского муниципального района

Волгоградской области





Работу выполнила

Бочковая Валентина Михайловна,

учитель ИЗО

МКОУ «Бережновская СОШ».







2014 -2015 уч.год.

Ф.И.О. учителя: Бочковая Валентина Михайловна

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала.


Тема урока «Конструкция головы человека и ее пропорции»


Планируемы результаты:

- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;

- овладевать первичными навыками изображения головы человека;

- приобретать новые знания изображения в рисунке и средствами аппликации.


Цель:

- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы

человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица.




Задачи:

Образовательная:

- научить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.

- дать понятие средней линии и симметрии лица.

Развивающая:

- продолжить развивать наблюдательность, творческую активность.

Воспитательная:

- содействовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения находить красоту, гармонию во внешнем и внутреннем облике человека.

- Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Формируемые УУД:

Предметные:

Обучающийся научится:

- понимать закономерности в конструкции головы человека,

- сопоставлять пропорции лица;

- наносить среднюю линию, видеть симметрию лица;

- изображать голову человека с различно соотнесенными деталями.


Метапредметные:

Регулятивные:

- определять проблему в учебной деятельности;

- планировать деятельность для достижения цели в группе;

- оценивать свою работу.


Познавательные:

- понимать информацию, представленную учителем на учебных

схемах;

- анализировать фактический материал урока: выделять главное в

изображении головы человека, доказывать важность соблюдения

пропорции при выполнении рисунка;

-сравнивать лица людей, видеть характер в портретном

изображении;

- представлять материал в форме аппликации, наброска и рисунка.


Коммуникативные:

-организовывать работу в группе и сотрудничать с одноклассниками;

-проявлять взаимодействие, взаимопомощь;

-участвовать в коллективном обсуждении результатов работы.


Личностные:

- развитие познавательных потребностей на основе интереса к

изучаемой теме урока;

- развитие творческих способностей в процессе самостоятельной

работы в группе;

- развитие эстетических чувств;

- выработка уважительно-доброжелательного отношения к

непохожим на себя.



Основные понятия:

Пропорция, средняя линия, симметрия

Ресурсы:

- основные: альбом, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка, цветная бумага, клей.

- дополнительные : презентация, мультимедийное оборудование.

Формы урока:

Фронтальная, групповая

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:


Приветствует учащихся.

Проверяет явку учащихся, наличие необходимого оборудования для урока.

Настраивает учащихся на активную творческую работу.

Учащиеся:


Приветствуют учителя.

Дежурные докладывают от отсутствующих на уроке.

Проверяют наличие необходимого оборудования.

2. Актуализация знаний

Учитель:


Ребята, совсем недавно мы с вами отмечали великий день, посвященный самому дорогому на Земле человеку. Кому?


Учащиеся:


Праздник мам отмечался 7 декабря.


Учитель:


Правильно. Накануне этого дня, я стала невольным свидетелем следующего диалога: (приглашает 2 учащихся проиграть сценку)


Сценка.

-Привет, Яна!

-Здравствуй, Ярославна!

-Что ты подаришь своей маме в День Матери?

-Я нарисовала ее портрет! Вот видишь? (показывает рисунок-портрет своей

мамы). А ты чем маму удивишь?

-А я, вот, смотри, тоже портрет! (показывает). Видно же, моя мама – самая

красивая!, Правда?

-Почему же это?

-У моей мамы красивое лицо, модная прическа, брови вразлет, глаза очень

добрые, носик – просто загляденье, губки алые, щечки, словно яблочки!

-А у моей мамы лицо овальное, брови треугольные, как крылья, глаза

большие, немного выпуклые, зрачок темный, носик острый, ноздри узкие,

губы полные, только нижняя губа немного выступает над верхней.

-Ты, молодец, я это вижу. Да и маму свою ты точно любишь, впрочем, не

больше, чем я!


3. Задачи урока:


Учитель:


Ребята, подумайте, какое отношение может иметь диалог двух подруг к теме нашего урока?


Учащиеся:


Девочки любят своих мам, но портреты описали совершенно по-разному?

Яна это сделала эмоционально, с любовью, а Ярославна, с точностью, рассказала обо всех портретных особенностях своей мамы.

Скорее всего, сегодня мы будем учиться рисовать голову человека, соблюдая все тонкости правильного расположения частей лица.


Учитель:


Правильно. Попробуйте сформулировать задачи урока, используя подсказки, потерявшиеся у нас в кабинете.( в кабинете по периметру, по системе здоровьесберегающих методик В.Ф.Базарного – работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка, развешаны глаголы-подсказки: научиться , развивать, воспитывать, проявлять).


Учащиеся предлагают варианты формулировки задач урока.


Учитель:

А вот (показ на слайде) предлагаемые мной задачи. Хотите ли вы внести изменения в нашу работу? Согласны?

Итак, тема урока «Конструкция головы человека и ее пропорции».


4. Мотивация:


Учитель:


Ребята, как вы думаете, почему важно знать, как правильно рисовать голову человека?


Учащиеся:


Человек должен понимать законы природы и уметь видеть красоту вокруг себя, а прежде всего, в лицах людей, чтобы ощущать свою индивидуальность.


5. Изучение нового материала:


Учитель:


Поэт Н.Заболоцкий писал:

Есть лица подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобные жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.


Приглашаю вас полюбоваться картинами художников В.А.Тропинина «Портрет сына», Жан-луи Вуаля «Портрет девочки в шляпе».

Скажите, что художники смогли передать на изображениях портретов своих героев?

Учащиеся:


Красоту лица человека, его переживания, характер.


Учитель:


Сможем ли мы с вами сейчас приступить к рисованию лица человека?


Учащиеся:


Нет.


Учитель:


Почему?


Учащиеся:


У нас недостаточно знаний для этого.


Учитель:


Какие трудности вы испытывали до сих пор при рисовании портрета человека? Почему ваши рисунки казались нескладными?


Учащиеся:


Очень трудно правильно распределить части лица: глаза, брови, нос, рот и др, чтобы рисунок не вызвал смех.


Учитель:


Избежать это нам поможет знание пропорций.

Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое.

К основным частям лица относятся: (продолжите запись предложения самостоятельно)


Учащиеся:


Записывают определение в тетради.

Продолжают: глаза, нос, губы, уши.


Подведем итоги первой части нашего урока:



Суперфизкультминутка (звучит запись)


Учитель:


Внимание на экран:

Сегодня нам важно изучить правила рисования головы человека и его лица.

Откройте альбом: страница слева будет пробником для схематического рисунка головы, а страница справа – для рисунка портрета своего товарища.

Для изображения любого объекта необходимо определить его геометрическую форму.

Помогите мне в определении правил рисования головы, но помните, лицо человека симметрично. Что это значит?


Учащиеся:


Симметрично, значит правая и левая часть лица абсолютно похожи.



Учитель:

Итак: давайте нарисуем овал. Нанесем вертикальную ось, которую мысленно проведем через нос. Ведь лицо человека симметрично!.

А как быть с рисованием глаз, бровей, ушей ?

Учащиеся:

Они будут находится на одинаковом расстоянии от носа и справа и слева.

Учитель:

Но как определить линию-ось , на которой будут размещены глаза? Я приглашаю к себе несколько ребят, которые готовы помочь нам найти уровень расположения глаз на лице человека.(выходят 5 человек).

Задание: Постарайтесь определить уровень глаз на лицах своих одноклассников.

Учитель:

1 правило:

Горизонтальная линия – ось глаз проходит точно посередине головы.

Срединная линия – это воображаемая линия, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка.

2 правило:

А теперь разделим нижнюю часть овала пополам и мы получим высоту носа.

3 правило:

Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2 равные части, то мы точно определим положение края нижней губы.

4 правило:

А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами умещается еще один глаз.

(учащиеся выполняют наброски на левой странице альбома)

Общие правила готовы. Место положения частей на лице у каждого человека одинаково.

А что же касается деталей?

Посмотрите друг на друга. У всех на лице есть рот. Нос. Глаза, брови, лоб, волосы. Но, почему мы различаем друг друга?

Учащиеся:

Потому что у всех разные формы и размеры частей лица.

Подведем итоги основной части нашего урока:

Учитель:

Лицо человека – уникальная часть тела. Почему? О чем говорят нам различные выражения лиц? Посмотрите на экран. (демонстрация разных выражений лица – схемы мимики).

Учащиеся:

Различные выражения лица говорят нам о душевном состоянии человека: радости, грусти, унынии, удивлении и др.

Учитель:

Я предлагаю вам сегодня поэкспериментировать с лицами человека. Помните: в портрете главное – не сходство с портретируемым, а собственное отношение художника к человеку.

Работа предстоит в группах. Прошу вас быть в работе дружными, активными и творческими. По ходу работы вы можете менять группы, свободно передвигаться по классу.

Практическая работа в группах.

Задание для 1 группы:

Используя цветную бумагу, клей, строго действуя по правилам изображения головы человека, создайте различные образы портрета в технике аппликации (не менее 2).

Задания для 2 группы:

Используя основные правила изображения головы человека, используя готовые вырезанные формы головы и частей лица, добиться разного выражения лица.

Задания для 3 группы:

Используя основные правила изображения головы человека, на альбомном листе справа, выполнить портрет товарища.

Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:

  1. контроль за правильностью выполнения задания.

  2. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.

  3. контроль объема и качества выполнения работы.

Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Обсуждение.

3. Самооценка. На оценочных листах поставьте себе, товарищу и учителю оценку за урок.

Учитель:

Сегодня вы сделали только первый шаг в освоении техники изображения человека. Но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиться сходства в портретах.

Рефлексия:

На магнитной доске прикреплены 3 человечка разного цвета: красного, желтого и зеленого.

Если вы считаете, что урок был для вас полезным и успешным, оставьте свой автограф на зеленом человечке.

Если вы считаете, что урок оставил у вас вопросы по изучаемой теме, оставьте свой автограф на голубом человечке.

Если урок для вас был мучительным местопребыванием, оставьте свой автограф на красном человечке.

Задание на дом:

Выполнить тренировочные зарисовки портрета.

СПАСИБО ЗА УРОК !!!





















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее