Урок-проект «В словари – за частями речи»
Ход урока: (исследование индуктивного типа)
Мотивация.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, поприветствуйте их. Присаживайтесь.
На прошлых уроках мы пришли к выводу, что в русском языке есть очень много словарей. Какие это словари? (выслушать ответы детей)
Послушайте стихотворение Якова Козловского и скажите, где сегодня мы будем искать ответы на вопросы
1-й ученик (стихотворение Я. Козловского «Русской речи государь по
прозванию Словарь»):
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами.
Как людьми населена.
2-й ученик:
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
3-й ученик:
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать...
4-й ученик:
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
С чем мы сегодня будем работать? (Со словарями)
Обобщение:
В русском языке очень много словарей. Все они наши помощники. Они помогают многое узнать о слове. Сегодня мы заглянем в этот мир слов, чтобы больше узнать о словарях русского языка, поучимся ими пользоваться. Ввиду их многообразия, остановимся лишь на некоторых из них.
На доске появляются словари (можно напечатать на карточках и повесить или устроить выставку).
Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание
Слайд 1.
«Не тот образованный человек, который всё знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос!»
- Прочитайте высказывание. Как вы его понимаете?
Давайте поговорим о слове, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми» - Что это за слово? (ПРАВДА)
Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". - Какой словарь, на ваш взгляд, поведает нам о друзьях слова "правда"?
-Какую информацию о слове «Правда» мы можем найти в каждом из словарей?
-Ребята, послушайте, а в каком из словарей можно найти информацию о слове «Правда»? (дети высказываются)
«Я думаю…»
«Мне кажется…»
«Может быть…»
Обращаю внимание детей на разнообразие и противоречивость предположений.
- Все вы думаете по-разному.
Итак, вопрос остается открытым: в каком из словарей можно найти всю информацию о слове? И что мы можем узнать мы словарей?
Какова же будет цель нашего исследования?
Цель: выяснить, для какой цели используется каждый словарь.
Слайд 2.
«Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс)
-Как вы понимаете эти слова? (слова в словарях расположены в алфавитном порядке)
-Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:
Слайд 3.
25 1 19 20 10 (части речи) Висит алфавит
18 5 25 10
-Какую задачу мы поставим на уроке? (находить в словарях слова различных частей речи)
Слайд 4 «В словари – за частями речи»
- Для того, чтобы исследовать, для какой цели используется каждый словарь, вы станете исследователями. Кого называют исследователями? Как называется помещение, в котором проводят исследования? ( лаборатория). Мы отправляемся с вами в научную лабораторию .
Дети заранее поделены на 6 групп и сидят за столами.
- Сейчас мы будем работать в малых группах. В каждой группе я назначаю руководителя (сильные дети, вешаю эмблему).
2. Исследование в малых группах
- Каковы правила работы в группе? (у каждого на столах). Найдите.
1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда!
2. Принимай активное участи в работе, не стой в стороне!
3. Не бойся высказывать свое мнение!
4. Работай тихо , не старайся всех перекричать! Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. отвечай у доски громко, четко, кратко.
- Определим план исследования ( найдите его у себя на столах). 1 человек зачитывает.
1. внимательно прочитать рассказ.
2. сделать нужные записи.
3. подготовиться к выступлению.
Каждой группе предлагается для исследования текстовый материал о каком-то словаре ( толковый, орфографический, сл. Синонимов, сл. Антонимов, орфоэпический, сл. Однокоренных слов) и «Помощник ответа» (заранее все лежит на столах).
На столах лежат учебники по русскому языку на подставке (4 шт.)
-Ребята, прочитав текст, вы должны выделить главное о каждом словаре, выполнить задания и записать все в «помощнике ответа.
«Помощник ответа»
1. Мы прочитали о __________________________________________________.
2. Выяснили, что ____________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________.
3.Мы сделали вывод, что этот словарь нужен для
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________.
Время отсчитывается с пом. магнитов. (примерно 10 мин.)
3.Обмен информацией и ее организация
- Стоп! Исследование в малых группах закончено.
- Как вы думаете, что надо сделать с добытой информацией? (поделиться, рассказать всем).
- Переходим к следующему этапу ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.
4. Обмен информацией
- Работать будем следующим образом: каждая группа по очереди выходит и рассказывает всему классу о словаре, который изучали. (учебник, стр. 114)
Задания мы будем выполнять все вместе.
_У вас есть добавления к сказанному вашим руководителем? (Молодцы, Успешно справились с заданием).
Учитель по ходу рассказов детей добавляет необходимую информацию.
5. О многих словарях мы сегодня поговорили, рассмотрим еще 1. О нем нам расскажет _________.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. (взять в библиотеке)
Назначение этимологического словаря - дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С. Острового "Первородство":
К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
- Ребята, кто-нибудь из вас задумывался над происхождением слова, которое мы произносим, когда благодарим человека за что-либо?
- Что это за слово? (Спасибо. Находят значение слова в этимологическом словаре)
Правда (найдем в этимологическом словаре)
Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. А этимологический словарь, станет вашим надёжным помощником, как и другие словари русского языка.
6. Связывание информации, обобщение.
Мы обменялись информацией, узнали о каждом из словарей. А теперь подведем итоги.
Давайте возвратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для чего используется каждый словарь).
- Что можно сказать о каждом из словарей?
-Какое заключение можно сделать? (выслушать детей, сформулировать обобщение).
-Совершенно, верно. Словари – это наши помощники.
- А кто создает словари? Этом нам расскажет______
- Созданием словарей занимаются лексикографы.
Слайд
-Наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, наз-ся лексикографией.
Самыми известными лексикографами были: Даль, Ушаков, Ожегов.
-Когда вышел самый первый словарь?
Это было очень давно. Первый печатный словарь назывался «Лексис». Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1.061 слово. Это очень много по тем временам.
- А каким должен быть примерный словарный запас человека?
- Для того, чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тыс. слов.
Вывод: чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что речь является показателем ума человека, показателем его культуры.
Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились лишь с некоторыми из них. Сегодня, я думаю, вы поняли, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут вашими друзьями.
- Давайте обратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для какой цели используется каждый словарь)
- Мы достигли цели? Да. молодцы. Хорошо сегодня поработали.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
На доске прикрепляются картинки:
- Я узнал новое
- Я хочу рассказать о том, что узнал другим
- было скучно и неинтересно
- А теперь давайте покажем свое отношение к уроку. На столах лежат магниты. Каждый возьмет по 1 магниту и прикрепит его к нужной картинке.
-Многие из вас оставили магниты на второй картинке.
7. Хотите побыть в роли автора словаря? Составьте словарь из 15-20 слов на одну из тем:
« словарь добрых слов», «словарь вежливых слов», «лесной словарь», «спортивный словарь». Нарисуйте обложки к своим словарям.
Задания для каждой группы
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
|
|