«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока-исследования "В словари за частями речи"

Конспект открытого урока-исследования, показанного для родителей. Использовалась во втором классе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок-проект «В словари – за частями речи»

Ход урока: (исследование индуктивного типа)

  1. Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, поприветствуйте их. Присаживайтесь.



На прошлых уроках мы пришли к выводу, что в русском языке есть очень много словарей. Какие это словари? (выслушать ответы детей)

Послушайте стихотворение Якова Козловского и скажите, где сегодня мы будем искать ответы на вопросы



1-й ученик (стихотворение Я. Козловского «Русской речи государь по

прозванию Словарь»):

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами.

Как людьми населена.

2-й ученик:

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

3-й ученик:

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать...

4-й ученик:

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!


С чем мы сегодня будем работать? (Со словарями)


Обобщение:

В русском языке очень много словарей. Все они наши помощники. Они помогают многое узнать о слове. Сегодня мы заглянем в этот мир слов, чтобы больше узнать о словарях русского языка, поучимся ими пользоваться. Ввиду их многообразия, остановимся лишь на некоторых из них.





На доске появляются словари (можно напечатать на карточках и повесить или устроить выставку).

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание

Слайд 1.

«Не тот образованный человек, который всё знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос!»

- Прочитайте высказывание. Как вы его понимаете?



Давайте поговорим о слове, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми» - Что это за слово? (ПРАВДА)



Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". - Какой словарь, на ваш взгляд, поведает нам о друзьях слова "правда"?



-Какую информацию о слове «Правда» мы можем найти в каждом из словарей?



-Ребята, послушайте, а в каком из словарей можно найти информацию о слове «Правда»? (дети высказываются)

«Я думаю…»

«Мне кажется…»

«Может быть…»

Обращаю внимание детей на разнообразие и противоречивость предположений.

- Все вы думаете по-разному.

Итак, вопрос остается открытым: в каком из словарей можно найти всю информацию о слове? И что мы можем узнать мы словарей?

Какова же будет цель нашего исследования?

Цель: выяснить, для какой цели используется каждый словарь.



Слайд 2.

«Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс)

-Как вы понимаете эти слова? (слова в словарях расположены в алфавитном порядке)

-Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:

Слайд 3.

25 1 19 20 10 (части речи) Висит алфавит

18 5 25 10

-Какую задачу мы поставим на уроке? (находить в словарях слова различных частей речи)

Слайд 4 «В словари – за частями речи»



- Для того, чтобы исследовать, для какой цели используется каждый словарь, вы станете исследователями. Кого называют исследователями? Как называется помещение, в котором проводят исследования? ( лаборатория). Мы отправляемся с вами в научную лабораторию .

Дети заранее поделены на 6 групп и сидят за столами.



- Сейчас мы будем работать в малых группах. В каждой группе я назначаю руководителя (сильные дети, вешаю эмблему).





2. Исследование в малых группах

- Каковы правила работы в группе? (у каждого на столах). Найдите.

1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда!

2. Принимай активное участи в работе, не стой в стороне!

3. Не бойся высказывать свое мнение!

4. Работай тихо , не старайся всех перекричать! Уважай мнение других участников группы.

5. Думай сам, а не рассчитывай на других.

6. отвечай у доски громко, четко, кратко.



- Определим план исследования ( найдите его у себя на столах). 1 человек зачитывает.

1. внимательно прочитать рассказ.

2. сделать нужные записи.

3. подготовиться к выступлению.



Каждой группе предлагается для исследования текстовый материал о каком-то словаре ( толковый, орфографический, сл. Синонимов, сл. Антонимов, орфоэпический, сл. Однокоренных слов) и «Помощник ответа» (заранее все лежит на столах).

На столах лежат учебники по русскому языку на подставке (4 шт.)



-Ребята, прочитав текст, вы должны выделить главное о каждом словаре, выполнить задания и записать все в «помощнике ответа.



«Помощник ответа»

1. Мы прочитали о __________________________________________________.

2. Выяснили, что ____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________.

3.Мы сделали вывод, что этот словарь нужен для

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.



Время отсчитывается с пом. магнитов. (примерно 10 мин.)

3.Обмен информацией и ее организация



- Стоп! Исследование в малых группах закончено.

- Как вы думаете, что надо сделать с добытой информацией? (поделиться, рассказать всем).

- Переходим к следующему этапу ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.

4. Обмен информацией



- Работать будем следующим образом: каждая группа по очереди выходит и рассказывает всему классу о словаре, который изучали. (учебник, стр. 114)

Задания мы будем выполнять все вместе.



_У вас есть добавления к сказанному вашим руководителем? (Молодцы, Успешно справились с заданием).

Учитель по ходу рассказов детей добавляет необходимую информацию.



5. О многих словарях мы сегодня поговорили, рассмотрим еще 1. О нем нам расскажет _________.





ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. (взять в библиотеке)



Назначение этимологического словаря - дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С. Острового "Первородство":

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, кто-нибудь из вас задумывался над происхождением слова, которое мы произносим, когда благодарим человека за что-либо?

- Что это за слово? (Спасибо. Находят значение слова в этимологическом словаре)

Правда (найдем в этимологическом словаре)

Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. А этимологический словарь, станет вашим надёжным помощником, как и другие словари русского языка.

6. Связывание информации, обобщение.

Мы обменялись информацией, узнали о каждом из словарей. А теперь подведем итоги.

Давайте возвратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для чего используется каждый словарь).

- Что можно сказать о каждом из словарей?

-Какое заключение можно сделать? (выслушать детей, сформулировать обобщение).

-Совершенно, верно. Словари – это наши помощники.

- А кто создает словари? Этом нам расскажет______

- Созданием словарей занимаются лексикографы.

Слайд

-Наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, наз-ся лексикографией.

Самыми известными лексикографами были: Даль, Ушаков, Ожегов.

-Когда вышел самый первый словарь?

Это было очень давно. Первый печатный словарь назывался «Лексис». Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1.061 слово. Это очень много по тем временам.

- А каким должен быть примерный словарный запас человека?

- Для того, чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тыс. слов.

Вывод: чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что речь является показателем ума человека, показателем его культуры.

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились лишь с некоторыми из них. Сегодня, я думаю, вы поняли, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут вашими друзьями.

- Давайте обратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для какой цели используется каждый словарь)

- Мы достигли цели? Да. молодцы. Хорошо сегодня поработали.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

На доске прикрепляются картинки:

- Я узнал новое

- Я хочу рассказать о том, что узнал другим

- было скучно и неинтересно



- А теперь давайте покажем свое отношение к уроку. На столах лежат магниты. Каждый возьмет по 1 магниту и прикрепит его к нужной картинке.

-Многие из вас оставили магниты на второй картинке.

7. Хотите побыть в роли автора словаря? Составьте словарь из 15-20 слов на одну из тем:

« словарь добрых слов», «словарь вежливых слов», «лесной словарь», «спортивный словарь». Нарисуйте обложки к своим словарям.

















Задания для каждой группы

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее