Конспект занятия «Я и мои друзья» во 2 классе
Цель занятия: расширять представления о ценности дружбы.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к друзьям, внимательности друг к другу;
- развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
- способствовать улучшению взаимоотношений в группе.
Оборудование: иллюстрации персонажей мультфильмов, игрушки: заяц, еж, качели; 2 обруча, солнце без лучей, лучи по количеству детей, цветные кружки: красный, зеленый, желтый; мультфильм «Однажды утром».
Ход занятия:
Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою,
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг.
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло своей руки.
Учащиеся пожимают руку стоящему справа и говорят: «Спасибо, что ты рядом»
2. Введение в тему.
Ребята, сегодня у нас с вами занятие, тему которого мы сейчас вместе и определим. А помогут нам вот эти картинки: Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья. Как вы думаете, что у них общего? (сказочные герои)
Дети отвечают.
А почему мы всегда видим их вместе?
Правильно, это друзья.
- Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).
- Тема нашего занятия «Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.
- Какие прекрасные слова «дружба, друг»!
Игра «Ваши ощущения»:
- С какой погодой ты бы сравнил дружбу? (ясно, солнечно)
- Какая музыка тебе слышится, когда ты думаешь, говоришь о дружбе? (лиричная, веселая, радостная, заводная)
- Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать «дружбу»?
- Как ты считаете, что нужно сделать, чтобы у тебя было много друзей? (нужно помогать друг другу, уважать, уметь дружить….) Соблюдать правила дружбы. Вспомнить правила дружбы.
Правила дружбы: никогда не сплетничать о своих друзьях.
Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке.
Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
Поддержи друга, если у него неприятности.
Если поссорился с другом, то постарайся понять, в чем твоя вина.
Извинись, если невзначай обидел друга, предложи ему помириться.
Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы проверим ваши предположения. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да-да-да» и хлопайте или «нет-нет-нет» топают. Попробуем?
Будем крепко мы дружить?
(Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(Да-да-да)
Мы научимся играть?
(Да-да-да)
Другу будем помогать?
(Да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(Нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(Да-да-да.)
Друга стоит обижать?
(Нет-нет-нет)
Ну а споры разрешить?
(Да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(Да-да-да.)
Беседа с постановкой проблемных задач.
- Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают эти ссоры? (Ответы детей.) Итак, самая частая причина ссор — когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Посмотрите на двух друзей, Ежика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях.
Инсценировка стихотворения. По ходу стихотворения выставляются предметы. В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Зайчик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Заяц качели к себе потянул.
Заяц: «Я первый». А Ежик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся – значит, ты Еж
Мне как товарищ совсем не хорош.
Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.
- Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? (Ежик не уступил ему качели).
- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям? (Нет).
- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?
- Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом.
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Зайчик и Ежик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул.
Заяц качели к себе потянул
Заяц сказал "Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»
- Получился счастливый конец у стихотворения? Почему Зайчик и Ёжик не поссорились? (смогли договориться).
Игра «Острова»
Группа делится на две группы. На полу нарисованы два небольших «острова»(обручи). Под музыку ребята выполняют любые движения, а когда она заканчивается, то быстро занимают место на своем «острове» (чтобы разместиться на них, некоторым ребятам придется стоять на одной ноге, а другим их поддерживать). Выигрывает та команда, которая вся разместится на «острове».
Составление рассказа о друге.
- Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.
План.
1. Как зовут друга?
2. Почему ты считаешь его другом?
- Каким стало Солнце Дружбы?
- Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям. Разбор ситуаций
1 ситуация. Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?
2 ситуация
Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.
Вопросы:
1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2. Что можно посоветовать Даше?
- Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях. (вспомнить)
Просмотр мультфильма «Однажды утром» и беседа по содержанию.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, «Однажды утром» После просмотра мы с вами выясним, все ли его герои выдержали испытание и остались настоящими друзьями.
Вопросы для беседы
Кто из героев мультфильма вам понравился? А как бы вы поступили на месте козленка? Героев мультфильма можно назвать друзьями, т. к. они пришли на помощь в трудную минуту.
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.
Игра «Закончи пословицы» и объясни их. Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей); Друг познается … (в беде); Нет друга - ищи, а найдешь – … ( береги); Дружба, как стекло, разобьешь – … (не сложишь); Человек без друзей, что дерево … (без корней).
Экспресс-диагностика
- Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей».
- Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?
- Что вы хотите пожелать своим друзьям?
Итог занятия.
Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг.
Рефлексия «Круг «От сердца к сердцу»
А сейчас давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу
– Как приятно видеть улыбки друзей, чувствовать дружеские рукопожатия. Давайте возьмемся за руки и дружно скажем:
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого, -
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.