Конспект урока в 1 классе
Тема: «Звуки гласные и согласные»
Цель:
Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя в ученическом коллективе.
Планируемые результаты
Предметные:
Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву способа чтения. Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Деление слов на слоги. Членение речи на предложения и слова. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Оборудование: карточки со словами для игры, лента букв и звуков, разноцветные кружочки для самооценивания, интерактивная доска, документ – камера, учебник «Азбука».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности
| - Ребята! У нас урок обучения грамоте. Как нам надо работать на уроке, чтобы чему-то научиться, достичь цели? - Всё ли у вас готово к уроку? (проверяем готовность)
-Что вы можете пожелать друг другу на уроке? Руки? На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спина? Прямая. | Наши ушки на макушке | Личностные: принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, Коммуникативные: -учёт позиций собеседника во взаимодействии. Регулятивные: организовать своё рабочее место под руковод. учителя.
|
2.Актуализация и пробные учебные действия.
| - Какая бывает речь? -Что значит устная речь? -Что значит письменная речь? - Из чего состоят предложения? - Из чего состоят слова? |
. | Познавательные: 1.Ориентация в учебнике (система обозначений) 2.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. 3.Понимать информацию представленную в виде схемы.
|
3. Постановка проблемной задачи. | -Внимательно посмотрите на страничку учебника. -Кто может прочитать слова вверху странички, написанные красным цветом? - Это и будет тема нашего урока. «Звуки гласные и согласные» -Кто догадался, что нового после изучения этой темы мы можем узнать ещё о звуках нашей речи? - Можем мы сейчас определить какой это звук гласный или согласный? - Когда мы сможем сделать это?
-Давайте посмотрим ещё раз в книге как называется тема нашего урока -О каких звуках мы будем говорить сначала? Почему? (Учитель прикрепляет к доске слово «Гласные») -О каких звуках мы будем говорить потом? (Учитель прикрепляет к доске слово «Согласные»
| Ребята затрудняются сказать, т. к. они не знают гласных и согласных звуков. Ребята рассматривают страницу учебника. Читают: «Звуки гласные и согласные.»
-Какие бывают звуки. -Звуки бывают гласные и согласные.
|
|
4.Физминутка
|
| Дети выполняют движения
|
|
5. «Открытие новых знаний» Этапы решения учебно-познавательных задач.
| 1) Как произносится гласный звук. - С чего начнем работу по нашему плану изучения звуков? - Правильно. - Давайте вернёмся к слову «аист» -Хором назовите первый звук в слове аист. - А теперь последний. -Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. -Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… -Теперь громче, ещё громче… -Что происходит со ртом? -Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук… Получилось?! -Почему не вышло? -Кто может из вас объяснить? -Произнесите ещё раз первый звук. Понаблюдайте, как проходит воздух? -Почему он проходит свободно? Проверьте. Произнесите ещё раз. -Почему же у нас не получился звук, когда мы закрыли рот? -Что нам помогает произносить звук. Звуки, при произношении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали ГЛАСНЫМИ
2.Обозначение гласного звука.
3.Как произносится согласный звук. -Теперь ещё раз послушаем последний звук в слове аист. Произнесём первый и последний звук в этом слове и сравним их произношение. -Что вы можете сказать о том, как проходит воздух при произношении последнего звука? -Понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга, когда произносите этот звук, где же эта преграда, чем она создана? - А теперь попробуйте произнести этот звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался. -Мы с вами произносили согласный звук. При произношении этого звука для воздуха всегда есть препятствия. Это СОГЛАСНЫЕ звуки
4.Обозначение согласного звука. 5.Определение гласных и согласных звуков. -Замените в составленной нами схеме слова «аист» обозначение первого и последнего звука новыми значками. Дайте им характеристику. -Какими являются второй и третий звуки в слове аист?
-Замените обозначение их в схеме слова аист на наборном полотне нужными значками. (Звуковой анализ слова) -Помните в начале урока мы не могли ответить: «Почему разные значки у гласного и согласного звука?» А теперь можем?
6.Дополнения сведений о слоге. -Выделите в слове аист слоги. Назовите их. (Какой 1, а какой 2) - Гласных звуков сколько? Назовите их. -Это не случайное совпадение - слогов всегда столько, сколько гласных звуков в слове. 2)СТР. 36 - Разделите слова на слоги. - Смотрим на последнюю запись в плане. «Определение звуков» Что значит определение (разграничение)? Мы будем узнавать гласные и согласные звуки по наличию или отсутствию преграды для воздуха.
| Дети выполняют звуковой анализ слов. Делают выводы. | Познавательные: - понимать информацию представленную в виде схемы; -анализ; -синтез; -сравнение -моделирование Личностные: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Коммуникативные: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
|
6.Первичное закрепление
| Игра «Покажи звук» Учитель называет звуки, а учащиеся показывают квадрат красный или белый |
| Познавательные: -анализ; -сравнение; -обобщение Регулятивные: -самоконтроль; -самооценка. Коммуникативные: задавать вопросы, работа в паре. Регулятивные: -оценка выполнения плана, -самооценка, -удержание цели.
|
8.Рефлексия. Контроль- оценочный.
| -Все ли пункты плана мы выполнили? Достигнута ли цель урока? -Как работал каждый из вас? Давайте посмотрим вы стали больше знать о звуках или нет? -Определите, из каких звуков состоят слова ау и уа. -Какими звуками отличаются слова сом и ком- -Какие это звуки? -Могли мы раньше ответить на эти вопросы? А сегодня научились? Всем спасибо!
| Оценивают словесно свою работу.
| Регулятивные: - выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - фиксировать удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой. |